Технические условия на примыкание к дороге
Подборка наиболее важных документов по запросу Технические условия на примыкание к дороге (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2024 N 13АП-42572/2023 по делу N А56-15171/2023
Категория спора: 1) Устранение нарушений права собственности; 2) Возникновение, реализация, защита прав на землю.
Требования правообладателя земельного участка: 1) О признании несанкционированным примыкания к автомобильной дороге; 2) Об обязании ликвидировать и обустроить примыкания.
Обстоятельства: Истец указал, что обустройство ответчиком примыканий создает угрозу сохранности автомобильной дороги, обеспечению требований безопасности дорожного движения, препятствует надлежащему выполнению функций по поддержанию безопасных условий эксплуатации и обслуживанию дороги.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О взыскании судебной неустойки - удовлетворено в части.Учитывая данные обстоятельства, а также то, что ООО "Михайловское" в адрес Учреждения за получением технических условий на обустройство примыкания к автомобильной дороге не обращалось, технические условия им не выдавались, как и разрешение на производство строительных работ, Учреждение пришло к выводу о незаконности спорного примыкания и направило ответчикам требование от 07.11.2022 17-3583/2022 о прекращении эксплуатации спорного примыкания, приведении полосы отвода автомобильной дороги в нормативное состояние, обустройстве спорного примыкания в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Категория спора: 1) Устранение нарушений права собственности; 2) Возникновение, реализация, защита прав на землю.
Требования правообладателя земельного участка: 1) О признании несанкционированным примыкания к автомобильной дороге; 2) Об обязании ликвидировать и обустроить примыкания.
Обстоятельства: Истец указал, что обустройство ответчиком примыканий создает угрозу сохранности автомобильной дороги, обеспечению требований безопасности дорожного движения, препятствует надлежащему выполнению функций по поддержанию безопасных условий эксплуатации и обслуживанию дороги.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.
Процессуальные вопросы: О взыскании судебной неустойки - удовлетворено в части.Учитывая данные обстоятельства, а также то, что ООО "Михайловское" в адрес Учреждения за получением технических условий на обустройство примыкания к автомобильной дороге не обращалось, технические условия им не выдавались, как и разрешение на производство строительных работ, Учреждение пришло к выводу о незаконности спорного примыкания и направило ответчикам требование от 07.11.2022 17-3583/2022 о прекращении эксплуатации спорного примыкания, приведении полосы отвода автомобильной дороги в нормативное состояние, обустройстве спорного примыкания в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 22 "Обеспечение автомобильных дорог объектами дорожного сервиса, требования к присоединению стационарных торговых объектов к автомобильным дорогам" Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Однако указанная позиция ответчика и соответствующие выводы согласившихся с ним судов являются несостоятельными, поскольку исходя из подлежащей применению в данном случае нормы части 12 статьи 22 Закона об автомобильных дорогах право владельца автомобильной дороги самостоятельно выполнить работы по ликвидации имеющихся примыканий к объекту дорожного сервиса и, соответственно, связанное с этим право ограничить доступ к объекту с автомобильной дороги, в случае осуществления реконструкции, капитального ремонта и ремонта таких примыканий без разрешения на строительство, без необходимого согласия или с нарушением подлежащих обязательному исполнению технических требований и условий не обусловлено необходимостью соблюдения судебного порядка. Указанное право владельца автомобильной дороги, прямо предусмотренное законом, направлено на пресечение имеющихся нарушений со стороны владельца объекта."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности государственного регулирования и правовые аспекты при проектировании многофункциональных зон (МФЗ)
(Коротких Н.Ю., Борисов В.Е.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Кроме того, предлагалось внести норму по закреплению за Правительством Российской Федерации полномочий по установлению порядка передачи владельцем объекта дорожного сервиса примыканий, размещенных в границах полосы отвода автомобильной дороги, владельцу такой автомобильной дороги, предусмотренной техническими требованиями и условиями, подлежащими обязательному исполнению.
(Коротких Н.Ю., Борисов В.Е.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Кроме того, предлагалось внести норму по закреплению за Правительством Российской Федерации полномочий по установлению порядка передачи владельцем объекта дорожного сервиса примыканий, размещенных в границах полосы отвода автомобильной дороги, владельцу такой автомобильной дороги, предусмотренной техническими требованиями и условиями, подлежащими обязательному исполнению.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)К индикаторам риска нарушения обязательных требований на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве муниципальные акты относят: 1) поступление в администрацию информации об отсутствии согласованного проекта организации дорожного движения за три месяца до истечения срока действия технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению при строительстве, капитальном ремонте, ремонте и реконструкции примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования муниципального значения соответствующего субъекта РФ; 2) снижение количества транзакций по безналичной оплате проезда на транспортных средствах, используемых контролируемым лицом для перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом, на 10% и более в текущем месяце по отношению к предыдущему (при условии отсутствия зафиксированного снижения пассажиропотока) <1>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)К индикаторам риска нарушения обязательных требований на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве муниципальные акты относят: 1) поступление в администрацию информации об отсутствии согласованного проекта организации дорожного движения за три месяца до истечения срока действия технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению при строительстве, капитальном ремонте, ремонте и реконструкции примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования муниципального значения соответствующего субъекта РФ; 2) снижение количества транзакций по безналичной оплате проезда на транспортных средствах, используемых контролируемым лицом для перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок автомобильным транспортом, на 10% и более в текущем месяце по отношению к предыдущему (при условии отсутствия зафиксированного снижения пассажиропотока) <1>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)11. Реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)11. Реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).
Федеральный закон от 17.07.2009 N 145-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"а) часть 11 дополнить предложением следующего содержания: "Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).";
(ред. от 28.12.2024)
"О Государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"а) часть 11 дополнить предложением следующего содержания: "Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам (далее в настоящей статье - технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению).";
Вопрос: Обеспечение примыкания к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения подъездов к населенным пунктам, объектам ИЖС и ТСЖ.
("Официальный сайт Росавтодора", 2024)Также в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона N 257-ФЗ строительство, реконструкция пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге допускаются при наличии разрешения на строительство и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог. Согласие владельца автомобильной дороги должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению.
("Официальный сайт Росавтодора", 2024)Также в соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона N 257-ФЗ строительство, реконструкция пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге допускаются при наличии разрешения на строительство и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог. Согласие владельца автомобильной дороги должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению.