Таможня банковская тайна
Подборка наиболее важных документов по запросу Таможня банковская тайна (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 82 "Общие положения о налоговом контроле" НК РФ"Исходя из анализа статей 31, 82, 93 и 93.1 НК РФ должностные лица налоговых органов вправе запрашивать документы (информацию) у контрагентов проверяемого налогоплательщика при этом самостоятельно определяют тот объем контрольных мероприятий, который необходимо провести в рамках проверки. Указанное право корреспондирует с обязанностью налоговых органов предусмотренной статье 102 НК РФ, где указано, что налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, следственными органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Таким образом, при проведении контрольных мероприятий налоговый орган вправе запрашивать документы (информацию) содержащие банковскую тайну."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Свидетельский иммунитет в гражданском судопроизводстве: история вопроса и нерешенные проблемы
(Фокина М.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Перечень лиц, обладающих иммунитетом от свидетельства, носит исчерпывающий характер. В то же время он не отражает всего спектра тайн, предусмотренных законодательством. Так, лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну (ст. 313 НК РФ). Сотрудник таможенного органа обязан хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан (ФЗ от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации"). Все служащие кредитной организации обязаны хранить банковскую тайну (ФЗ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"). Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении своих полномочий, а также после оставления своей должности (ст. 358 ТК РФ). Статья 60 Основ законодательства об охране здоровья граждан обязывает врача хранить врачебную тайну. Должностные лица органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственные или муниципальные служащие указанных органов без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, за исключением случаев, предусмотренных законом. Работник обязан не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателем которой является работодатель и его контрагенты (п. 2 ч. 3 ст. 11, ч. 2 ст. 13 ФЗ от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"). Перечень тайн обширен и имеет тенденцию к увеличению.
(Фокина М.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Перечень лиц, обладающих иммунитетом от свидетельства, носит исчерпывающий характер. В то же время он не отражает всего спектра тайн, предусмотренных законодательством. Так, лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну (ст. 313 НК РФ). Сотрудник таможенного органа обязан хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан (ФЗ от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации"). Все служащие кредитной организации обязаны хранить банковскую тайну (ФЗ от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"). Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении своих полномочий, а также после оставления своей должности (ст. 358 ТК РФ). Статья 60 Основ законодательства об охране здоровья граждан обязывает врача хранить врачебную тайну. Должностные лица органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственные или муниципальные служащие указанных органов без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, за исключением случаев, предусмотренных законом. Работник обязан не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателем которой является работодатель и его контрагенты (п. 2 ч. 3 ст. 11, ч. 2 ст. 13 ФЗ от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне"). Перечень тайн обширен и имеет тенденцию к увеличению.
Статья: Знакомиться нельзя копировать, или История одной таможенной проверки
(Агамагомедова С.А.)
("Таможенное дело", 2024, N 4)По сути, потенциально возможная расширительная трактовка оспариваемых положений Федерального закона N 289-ФЗ могла включать в понимание категории "знакомиться" (с материалами таможенной проверки) все способы такого знакомства, включая копирование и фотографирование. Рассматриваемое положение п. 2 ст. 235 Федерального закона N 289-ФЗ содержит несколько ограничивающих условий подобного знакомства (обязательное разрешение руководства таможенного органа, только после получения акта таможенной проверки, ограничения, связанные с наличием сведений, составляющих коммерческую, налоговую, банковскую тайну третьих лиц и иную охраняемую законом тайну (секреты)). При этом правоприменители расширили перечень таких ограничений таким пониманием рассматриваемого положения, что, если способы знакомства с материалами не расписаны (не поименованы, не перечислены), следовательно, они не предусмотрены законодателем и в конечном итоге запрещены.
(Агамагомедова С.А.)
("Таможенное дело", 2024, N 4)По сути, потенциально возможная расширительная трактовка оспариваемых положений Федерального закона N 289-ФЗ могла включать в понимание категории "знакомиться" (с материалами таможенной проверки) все способы такого знакомства, включая копирование и фотографирование. Рассматриваемое положение п. 2 ст. 235 Федерального закона N 289-ФЗ содержит несколько ограничивающих условий подобного знакомства (обязательное разрешение руководства таможенного органа, только после получения акта таможенной проверки, ограничения, связанные с наличием сведений, составляющих коммерческую, налоговую, банковскую тайну третьих лиц и иную охраняемую законом тайну (секреты)). При этом правоприменители расширили перечень таких ограничений таким пониманием рассматриваемого положения, что, если способы знакомства с материалами не расписаны (не поименованы, не перечислены), следовательно, они не предусмотрены законодателем и в конечном итоге запрещены.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2024 N 40
"О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона от 29 мая 2024 года N 107-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"Указанный порядок внесудебной выдачи сведений и документов распространяется в том числе на органы и организации, регистрирующие и учитывающие права на недвижимость, корпоративные и исключительные права; органы, ведущие учет транспортных средств; налоговые и таможенные органы; нотариусов, кредитные и иные организации в том числе в силу прямого указания закона в отношении сведений и документов, составляющих охраняемую законом служебную, коммерческую, налоговую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, за исключением государственной тайны.
"О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона от 29 мая 2024 года N 107-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"Указанный порядок внесудебной выдачи сведений и документов распространяется в том числе на органы и организации, регистрирующие и учитывающие права на недвижимость, корпоративные и исключительные права; органы, ведущие учет транспортных средств; налоговые и таможенные органы; нотариусов, кредитные и иные организации в том числе в силу прямого указания закона в отношении сведений и документов, составляющих охраняемую законом служебную, коммерческую, налоговую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, за исключением государственной тайны.
Постановление Конституционного Суда РФ от 28.04.2023 N 22-П
"По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 235 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "ИЗИ ЧАЙНА КОРПОРЭЙТ"1.1. С учетом изложенных обстоятельств ООО "ИЗИ ЧАЙНА КОРПОРЭЙТ" оспаривает статью 235 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а фактически ее пункт 2, согласно которому проверяемое лицо пользуется правами, предусмотренными статьей 336 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее также - Кодекс Союза), и вправе с разрешения начальника (заместителя начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, после получения акта таможенной проверки знакомиться с материалами таможенной проверки, не содержащими сведения, составляющие государственную тайну, а также сведения, составляющие коммерческую, налоговую, банковскую тайну третьих лиц и иную охраняемую законом тайну (секреты), а если представление проверяемому лицу указанных сведений предусмотрено федеральными законами, также с материалами таможенной проверки, содержащими такие сведения.
"По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 235 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "ИЗИ ЧАЙНА КОРПОРЭЙТ"1.1. С учетом изложенных обстоятельств ООО "ИЗИ ЧАЙНА КОРПОРЭЙТ" оспаривает статью 235 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а фактически ее пункт 2, согласно которому проверяемое лицо пользуется правами, предусмотренными статьей 336 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее также - Кодекс Союза), и вправе с разрешения начальника (заместителя начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, после получения акта таможенной проверки знакомиться с материалами таможенной проверки, не содержащими сведения, составляющие государственную тайну, а также сведения, составляющие коммерческую, налоговую, банковскую тайну третьих лиц и иную охраняемую законом тайну (секреты), а если представление проверяемому лицу указанных сведений предусмотрено федеральными законами, также с материалами таможенной проверки, содержащими такие сведения.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Комментируемая статья закрепляет нормативные положения, детализирующие перечень указанных субъектов, уточняя отнесение к ним Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) (по анализу ч. 9, 12 комментируемой статьи); федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций (ч. 10, 15 комментируемой статьи); руководителей государственных корпораций, публично-правовых компаний, руководителей Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ч. 17 комментируемой статьи); органов и агентов валютного контроля (ч. 18, 19 комментируемой статьи); операционных центров, платежных клиринговых центров (ч. 22 комментируемой статьи); таможенных органов (ч. 25, 26 комментируемой статьи).
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Комментируемая статья закрепляет нормативные положения, детализирующие перечень указанных субъектов, уточняя отнесение к ним Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) (по анализу ч. 9, 12 комментируемой статьи); федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций (ч. 10, 15 комментируемой статьи); руководителей государственных корпораций, публично-правовых компаний, руководителей Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ч. 17 комментируемой статьи); органов и агентов валютного контроля (ч. 18, 19 комментируемой статьи); операционных центров, платежных клиринговых центров (ч. 22 комментируемой статьи); таможенных органов (ч. 25, 26 комментируемой статьи).
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В части 8.2 комментируемой статьи установлено, что представление и передача документов и информации агентами валютного контроля таможенным и налоговым органам и таможенными и налоговыми органами агентам валютного контроля (в прежней редакции говорилось о передаче документов и информации одним агентом валютного контроля другому агенту валютного контроля; изменение внесено Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 285-ФЗ, принятым в рамках изменения состава органов и агентов валютного контроля, изменения) в объеме и порядке, которые указаны в ч. 13 - 16 данной статьи, не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также нарушением требования об обеспечении конфиденциальности в отношении другой информации, которая стала известна таможенным и налоговым органам и агентам валютного контроля при осуществлении их полномочий. Как говорилось выше, ч. 8.2 комментируемой статьи введена Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ. В прежней редакции абз. 3 ч. 8 комментируемой статьи (абзац введен Федеральным законом от 15 ноября 2010 г. N 294-ФЗ) указывалось, что представление и передача документов и информации одним агентом валютного контроля другому агенту валютного контроля в объеме и порядке, указанных в ч. 13 - 16 данной статьи, не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой и служебной тайны.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)В части 8.2 комментируемой статьи установлено, что представление и передача документов и информации агентами валютного контроля таможенным и налоговым органам и таможенными и налоговыми органами агентам валютного контроля (в прежней редакции говорилось о передаче документов и информации одним агентом валютного контроля другому агенту валютного контроля; изменение внесено Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 285-ФЗ, принятым в рамках изменения состава органов и агентов валютного контроля, изменения) в объеме и порядке, которые указаны в ч. 13 - 16 данной статьи, не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также нарушением требования об обеспечении конфиденциальности в отношении другой информации, которая стала известна таможенным и налоговым органам и агентам валютного контроля при осуществлении их полномочий. Как говорилось выше, ч. 8.2 комментируемой статьи введена Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ. В прежней редакции абз. 3 ч. 8 комментируемой статьи (абзац введен Федеральным законом от 15 ноября 2010 г. N 294-ФЗ) указывалось, что представление и передача документов и информации одним агентом валютного контроля другому агенту валютного контроля в объеме и порядке, указанных в ч. 13 - 16 данной статьи, не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой и служебной тайны.
Ситуация: В каких случаях необходимо предоставление сведений о счетах (вкладах) гражданина третьим лицам?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Сведения о счетах (вкладах) гражданина предоставляются банками без его согласия Банку России, Агентству по страхованию вкладов, судам, следственным органам, таможенным и налоговым органам, некоторым должностным лицам и т.п.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Сведения о счетах (вкладах) гражданина предоставляются банками без его согласия Банку России, Агентству по страхованию вкладов, судам, следственным органам, таможенным и налоговым органам, некоторым должностным лицам и т.п.
Вопрос: При ознакомлении с материалами таможенной проверки, не содержащими государственной или иной охраняемой законом тайны, представитель организации - проверяемого лица обратился в таможенный орган с просьбой разрешить их фотографирование. Правомерен ли отказ таможенного органа в удовлетворении просьбы?
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2024)Проверяемое лицо пользуется правами, предусмотренными ст. 336 ТК ЕАЭС, а также вправе, в том числе с разрешения начальника (заместителя начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, после получения акта таможенной проверки знакомиться с материалами таможенной проверки, не содержащими сведения, составляющие государственную тайну, а также сведения, составляющие коммерческую, налоговую, банковскую тайну третьих лиц и иную охраняемую законом тайну (секреты), а если представление проверяемому лицу указанных сведений предусмотрено федеральными законами, также с материалами таможенной проверки, содержащими такие сведения (п. 2 ст. 235 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ)).
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2024)Проверяемое лицо пользуется правами, предусмотренными ст. 336 ТК ЕАЭС, а также вправе, в том числе с разрешения начальника (заместителя начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, после получения акта таможенной проверки знакомиться с материалами таможенной проверки, не содержащими сведения, составляющие государственную тайну, а также сведения, составляющие коммерческую, налоговую, банковскую тайну третьих лиц и иную охраняемую законом тайну (секреты), а если представление проверяемому лицу указанных сведений предусмотрено федеральными законами, также с материалами таможенной проверки, содержащими такие сведения (п. 2 ст. 235 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ)).
Вопрос: Таможенным представителем заявлена процедура выпуска для внутреннего потребления. Таможенная стоимость указана по документам декларанта. При таможенном контроле установлено, что в таможенную стоимость не включены лицензионные платежи. Подлежит ли таможенный представитель привлечению к административной ответственности?
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2023)При совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами. При осуществлении своей деятельности таможенный представитель вправе требовать от представляемого им лица документы и сведения, необходимые для совершения таможенных операций, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение установленных ТК ЕАЭС требований (п. п. 1, 2 ст. 404 ТК ЕАЭС).
(Консультация эксперта, Воронежская таможня ЦТУ ФТС России, 2023)При совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами. При осуществлении своей деятельности таможенный представитель вправе требовать от представляемого им лица документы и сведения, необходимые для совершения таможенных операций, в том числе содержащие информацию, составляющую коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, либо другую конфиденциальную информацию, и получать такие документы и сведения в сроки, обеспечивающие соблюдение установленных ТК ЕАЭС требований (п. п. 1, 2 ст. 404 ТК ЕАЭС).
"Цифровая экономика: актуальные направления правового регулирования: научно-практическое пособие"
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Определение основ правового режима сведений, составляющих налоговую и банковскую тайну. Режим налоговой тайны в Российской Федерации был законодательно закреплен в 1998 г. в ст. 102 "Налоговая тайна" НК РФ. В содержание понятия налоговой тайны включены любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений, перечисленных в п. 1 указанной статьи.
(под ред. И.И. Кучерова, С.А. Синицына)
("ИЗиСП", "НОРМА", 2022)Определение основ правового режима сведений, составляющих налоговую и банковскую тайну. Режим налоговой тайны в Российской Федерации был законодательно закреплен в 1998 г. в ст. 102 "Налоговая тайна" НК РФ. В содержание понятия налоговой тайны включены любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, за исключением сведений, перечисленных в п. 1 указанной статьи.