Сведения о задолженности по налогам налоговая тайна
Подборка наиболее важных документов по запросу Сведения о задолженности по налогам налоговая тайна (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 102 "Налоговая тайна" НК РФ"Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции отметил, что в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения (в том числе сведения о нарушении налогоплательщиком порядка уплаты налога, сведения о задолженности налогоплательщиков перед бюджетами различных уровней) не относятся к налоговой тайне."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 102 "Налоговая тайна" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматель обратился в налоговый орган с запросом о предоставлении сведений о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника по исполнительному производству - индивидуального предпринимателя, а также о видах и номерах банковских счетов, количестве и движении денежных средств по данным счетам, об иных ценностях. Налоговый орган предоставил предпринимателю сведения об открытых должнику счетах и сообщил, что не располагает сведениями о количестве и движении денежных средств, об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банке и иных кредитных организациях. Предприниматель оспорил конституционность ч. 8 и п. 2 ч. 9 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ст. 102 НК РФ, поскольку они не обязывают налоговые органы оказывать взыскателю помощь и содействие в исполнении требований исполнительного документа путем предоставления по его запросу сведений о количестве и движении денежных средств по банковским счетам должника. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению, указав, что налоговый орган сообщил ему реквизиты открытых должнику счетов, а на основании выданных предпринимателю исполнительных листов были возбуждены исполнительные производства, то есть оспариваемые нормы не воспрепятствовали осуществлению мер по взысканию задолженности в пользу предпринимателя. Также КС РФ отметил, что сведения как о реквизитах банковского счета лица, так и о количестве и движении денежных средств по этому счету наделены специальным правовым статусом, являются охраняемой законом банковской и налоговой тайной, изъятия из этих режимов исчерпывающим образом определены в федеральном законодательстве. Оспариваемые нормы не могут быть истолкованы как возлагающие на налоговый орган обязанность предоставления взыскателю любых сведений из числа указанных, иное их толкование и применение открывало бы для налоговых органов - вне связи с осуществляемыми ими фискальными (или иными контрольными) полномочиями - доступ к банковской тайне гражданина в отсутствие в том необходимости и в обход тех оснований и процедур, которые предусмотрены налоговым законодательством. В случае если взыскателем исполнительный лист предъявлен к исполнению в установленный законом срок и на его основании возбуждено исполнительное производство, именно на судебного пристава-исполнителя возлагается обязанность принятия всех мер, необходимых для полного и своевременного удовлетворения требований взыскателя, а ФССП России наделена правом запрашивать необходимые сведения как у налоговых органов, так и у кредитных организаций.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматель обратился в налоговый орган с запросом о предоставлении сведений о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника по исполнительному производству - индивидуального предпринимателя, а также о видах и номерах банковских счетов, количестве и движении денежных средств по данным счетам, об иных ценностях. Налоговый орган предоставил предпринимателю сведения об открытых должнику счетах и сообщил, что не располагает сведениями о количестве и движении денежных средств, об иных ценностях должника, находящихся на хранении в банке и иных кредитных организациях. Предприниматель оспорил конституционность ч. 8 и п. 2 ч. 9 ст. 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ст. 102 НК РФ, поскольку они не обязывают налоговые органы оказывать взыскателю помощь и содействие в исполнении требований исполнительного документа путем предоставления по его запросу сведений о количестве и движении денежных средств по банковским счетам должника. КС РФ отказал в принятии жалобы к рассмотрению, указав, что налоговый орган сообщил ему реквизиты открытых должнику счетов, а на основании выданных предпринимателю исполнительных листов были возбуждены исполнительные производства, то есть оспариваемые нормы не воспрепятствовали осуществлению мер по взысканию задолженности в пользу предпринимателя. Также КС РФ отметил, что сведения как о реквизитах банковского счета лица, так и о количестве и движении денежных средств по этому счету наделены специальным правовым статусом, являются охраняемой законом банковской и налоговой тайной, изъятия из этих режимов исчерпывающим образом определены в федеральном законодательстве. Оспариваемые нормы не могут быть истолкованы как возлагающие на налоговый орган обязанность предоставления взыскателю любых сведений из числа указанных, иное их толкование и применение открывало бы для налоговых органов - вне связи с осуществляемыми ими фискальными (или иными контрольными) полномочиями - доступ к банковской тайне гражданина в отсутствие в том необходимости и в обход тех оснований и процедур, которые предусмотрены налоговым законодательством. В случае если взыскателем исполнительный лист предъявлен к исполнению в установленный законом срок и на его основании возбуждено исполнительное производство, именно на судебного пристава-исполнителя возлагается обязанность принятия всех мер, необходимых для полного и своевременного удовлетворения требований взыскателя, а ФССП России наделена правом запрашивать необходимые сведения как у налоговых органов, так и у кредитных организаций.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Между тем в действующей редакции п. 1 ст. 102 НК РФ сведения о руководителе налогоплательщика, налоговых правонарушениях налогоплательщика, сведения о суммах недоимки и задолженностях по пеням и штрафам налоговой тайны не составляют <1>. Конституционный Суд РФ в 2019 г. признавал, что действующая редакция НК РФ исключает также сведения о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, из перечня сведений, составляющих налоговую тайну (подп. 9 п. 1 ст. 102) <2>.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)Между тем в действующей редакции п. 1 ст. 102 НК РФ сведения о руководителе налогоплательщика, налоговых правонарушениях налогоплательщика, сведения о суммах недоимки и задолженностях по пеням и штрафам налоговой тайны не составляют <1>. Конституционный Суд РФ в 2019 г. признавал, что действующая редакция НК РФ исключает также сведения о среднесписочной численности работников организации за календарный год, предшествующий году размещения указанных сведений в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, из перечня сведений, составляющих налоговую тайну (подп. 9 п. 1 ст. 102) <2>.
Статья: Обзор правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации по налоговым спорам за октябрь - ноябрь 2024 года
(Ядрихинский С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)К налоговой тайне не относятся сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе о сумме задолженности при ее наличии) и мерах ответственности за эти нарушения. Поэтому действия средств массовой информации по распространению судебного решения по делу о взыскании с физического лица налоговой задолженности законны и не нарушают режима налоговой тайны.
(Ядрихинский С.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)К налоговой тайне не относятся сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе о сумме задолженности при ее наличии) и мерах ответственности за эти нарушения. Поэтому действия средств массовой информации по распространению судебного решения по делу о взыскании с физического лица налоговой задолженности законны и не нарушают режима налоговой тайны.
Нормативные акты
Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 61
(ред. от 04.04.2014)
"Об обеспечении гласности в арбитражном процессе"При этом в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 102 НК РФ к налоговой тайне не относятся сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения (в том числе сведения о нарушении налогоплательщиком порядка уплаты налога, сведения о задолженности налогоплательщиков перед бюджетами различных уровней).
(ред. от 04.04.2014)
"Об обеспечении гласности в арбитражном процессе"При этом в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 102 НК РФ к налоговой тайне не относятся сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения (в том числе сведения о нарушении налогоплательщиком порядка уплаты налога, сведения о задолженности налогоплательщиков перед бюджетами различных уровней).
Решение ВАС РФ от 03.03.2004 N 15527/03
<О признании частично недействующим второго предложения пункта 3 Порядка предоставления налоговыми органами информации взыскателю, утв. Приказом МНС РФ от 23.01.2003 N БГ-3-28/23>Иными словами, законодатель указал на возможность предоставления взыскателю необходимой информации при условии, что он располагает исполнительным листом, давность взыскания по которому не истекла, а не на возможность налогового органа по своему усмотрению решать вопрос о предоставлении необходимых сведений. МНС России, определяя порядок предоставления информации, не вправе устанавливать иные, кроме установленных законом, ограничения к получению информации, необходимой для взыскания задолженности через банк.
<О признании частично недействующим второго предложения пункта 3 Порядка предоставления налоговыми органами информации взыскателю, утв. Приказом МНС РФ от 23.01.2003 N БГ-3-28/23>Иными словами, законодатель указал на возможность предоставления взыскателю необходимой информации при условии, что он располагает исполнительным листом, давность взыскания по которому не истекла, а не на возможность налогового органа по своему усмотрению решать вопрос о предоставлении необходимых сведений. МНС России, определяя порядок предоставления информации, не вправе устанавливать иные, кроме установленных законом, ограничения к получению информации, необходимой для взыскания задолженности через банк.
Вопрос: Как следует проверять открытые данные на сайте ФНС России о своей организации и контрагентах?
(Консультация эксперта, 2025)Необходимо отметить, что сведения об организации в части нарушений законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения размещаются на сайте ФНС России в разделе "Открытые данные" (https://www.nalog.ru/opendata/7707329152-debtam/), там же размещена ссылка на формат представления сведений, указанных в пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ, в части сведений о сумме задолженности в электронной форме.
(Консультация эксперта, 2025)Необходимо отметить, что сведения об организации в части нарушений законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения размещаются на сайте ФНС России в разделе "Открытые данные" (https://www.nalog.ru/opendata/7707329152-debtam/), там же размещена ссылка на формат представления сведений, указанных в пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ, в части сведений о сумме задолженности в электронной форме.
"Налоговое планирование: более 60 законных схем"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Кроме того, в соответствии со ст. 102 НК РФ налоговой тайной не являются и размещаются в открытом доступе в том числе следующие сведения:
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Митюкова Э.С.)
("АйСи Групп", 2023)Кроме того, в соответствии со ст. 102 НК РФ налоговой тайной не являются и размещаются в открытом доступе в том числе следующие сведения:
Вопрос: О предложении по наделению налоговых органов полномочиями по предоставлению в финансовые органы информации о задолженности и переплате налогоплательщиков - государственных учреждений.
(Письмо Минфина России от 08.08.2024 N 03-02-08/75329)Приведенное предложение в части передачи сведений о задолженности и переплате не учитывает требования статьи 102 Кодекса, согласно которым налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, перечисленных в пункте 1 статьи 102 Кодекса. Налоговая тайна в общем случае не подлежит разглашению налоговыми органами, однако может быть передана иному лицу с согласия налогоплательщика, предусмотренного пунктом 2.3 статьи 102 Кодекса.
(Письмо Минфина России от 08.08.2024 N 03-02-08/75329)Приведенное предложение в части передачи сведений о задолженности и переплате не учитывает требования статьи 102 Кодекса, согласно которым налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, перечисленных в пункте 1 статьи 102 Кодекса. Налоговая тайна в общем случае не подлежит разглашению налоговыми органами, однако может быть передана иному лицу с согласия налогоплательщика, предусмотренного пунктом 2.3 статьи 102 Кодекса.
Готовое решение: Какие сведения являются налоговой тайной
(КонсультантПлюс, 2025)Не являются налоговой тайной, в частности, следующие сведения (п. 1 ст. 102 НК РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)Не являются налоговой тайной, в частности, следующие сведения (п. 1 ст. 102 НК РФ):
Статья: Дифференциация форм исполнения и право взыскателя на информацию об имущественном положении должника (комментарий к Определению Конституционного Суда от 16 мая 2023 г. N 1030-О)
(Спицин И.Н.)
("Цивилист", 2024, N 5)В случае реализации права на исполнение судебного акта в форме принудительного исполнения обязанность принятия мер для полного и своевременного удовлетворения требований исполнительного документа лежит на органе принудительного исполнения, в рамках возбужденного исполнительного производства именно судебный пристав-исполнитель полномочен истребовать сведения, составляющие налоговую (или банковскую) тайну, на банки же возлагается корреспондирующая такому полномочию обязанность представить истребуемые сведения в пределах задолженности, подлежащей взысканию по исполнительному документу.
(Спицин И.Н.)
("Цивилист", 2024, N 5)В случае реализации права на исполнение судебного акта в форме принудительного исполнения обязанность принятия мер для полного и своевременного удовлетворения требований исполнительного документа лежит на органе принудительного исполнения, в рамках возбужденного исполнительного производства именно судебный пристав-исполнитель полномочен истребовать сведения, составляющие налоговую (или банковскую) тайну, на банки же возлагается корреспондирующая такому полномочию обязанность представить истребуемые сведения в пределах задолженности, подлежащей взысканию по исполнительному документу.
Вопрос: О выдаче справки о доходах и суммах НДФЛ супруге умершего работника.
(Письмо УФНС России по г. Москве от 27.12.2023 N 20-21/155725@)Пунктом 1 статьи 102 Кодекса установлено, что налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением, в частности, сведений:
(Письмо УФНС России по г. Москве от 27.12.2023 N 20-21/155725@)Пунктом 1 статьи 102 Кодекса установлено, что налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением, в частности, сведений:
Статья: Обзор практики споров о взыскании финансовых потерь (убытков) по НДС с контрагентов
(Черкасов Д., Филиппов С., Кузьмина Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- продавец заверяет покупателя, что им соблюдаются предусмотренные налоговым законодательством обязанности. Также им отражается НДС, уплаченный покупателем в составе цены товара, готов предоставить согласие в налоговый орган о признании своих сведений, отнесенных к налоговой тайне, общедоступными;
(Черкасов Д., Филиппов С., Кузьмина Е.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- продавец заверяет покупателя, что им соблюдаются предусмотренные налоговым законодательством обязанности. Также им отражается НДС, уплаченный покупателем в составе цены товара, готов предоставить согласие в налоговый орган о признании своих сведений, отнесенных к налоговой тайне, общедоступными;
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Определение налоговой тайны содержится в ст. 102 НК, под которой понимаются любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Определение налоговой тайны содержится в ст. 102 НК, под которой понимаются любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:
Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.06.2024 N Ф03-2319/2024 <Когда и как можно получить копию акта выездной налоговой проверки>
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 20)К акту налоговой проверки должны быть приложены все документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки.
(Натырова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 20)К акту налоговой проверки должны быть приложены все документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В целом необходимо подчеркнуть, что при проведении любых мероприятий налогового контроля налоговые и иные уполномоченные государственные органы должны обеспечивать сохранение режима налоговой тайны. При этом в соответствии со ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением: 1) являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика; 2) сведений об ИНН; 3) сведений о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения; 4) сведений, предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам), в том числе в рамках международного автоматического обмена информацией; 5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В целом необходимо подчеркнуть, что при проведении любых мероприятий налогового контроля налоговые и иные уполномоченные государственные органы должны обеспечивать сохранение режима налоговой тайны. При этом в соответствии со ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, следственными органами, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением: 1) являющихся общедоступными, в том числе ставших таковыми с согласия их обладателя - налогоплательщика; 2) сведений об ИНН; 3) сведений о нарушениях законодательства о налогах и сборах (в том числе суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам при их наличии) и мерах ответственности за эти нарушения; 4) сведений, предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам), в том числе в рамках международного автоматического обмена информацией; 5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.