Существенные условия лицензии на пользование недрами
Подборка наиболее важных документов по запросу Существенные условия лицензии на пользование недрами (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 20 "Прекращение права пользования недрами" Закона РФ "О недрах""Основания для прекращения права пользования недрами указаны в статье 20 Закона N 2395-1. Установленный Законом N 2395-1 порядок прекращения права пользования недрами в случае нарушения пользователем существенных условий лицензии предполагает предварительное направление недропользователю письменного уведомления о допущенных им нарушениях с предоставлением трехмесячного срока для их устранения. Право пользования недрами по этому основанию может быть прекращено лишь в том случае, если недропользователь (лицензиат), получивший уведомление о допущенных им нарушениях, не устранил их в установленный законом трехмесячный срок. Таким образом, установленный Законом N 2395-1 порядок прекращения права пользования недрами в случае нарушения пользователем существенных условий лицензии предполагает предварительное направление недропользователю письменного уведомления о допущенных нарушениях с предоставлением трехмесячного срока для их устранения. Пользователю недр должна была быть предоставлена реальная возможность устранить допущенные нарушения."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 22 "Основные права и обязанности пользователя недр" Закона РФ "О недрах"Интересы государства как собственника недр обеспечиваются возможностью досрочного прекращения органами, предоставившими лицензию, права пользования недрами в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Тематический выпуск: Сложные операции и сделки: бухгалтерский учет, документооборот, применение ККТ
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)В соответствии с п. 2 ст. 20 Закона о недрах в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2022, N 11)В соответствии с п. 2 ст. 20 Закона о недрах в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию.
Статья: Надлежащая административная процедура как общий принцип административного права
(Курындин П.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 5)Рассмотренная правовая позиция нашла отражение во многих делах, где надлежащая процедура связывается с правом на защиту <30>. Так, в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 июня 2022 г. N Ф04-2723/2022 по делу N А70-20133/2021 была использована позиция из упомянутого Обзора по спору о прекращении действия лицензии на пользование недрами. По оценке суда, "в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения". В связи с тем, что административным органом не был соблюден срок, установленный для устранения нарушений, т.е. была нарушена процедура в части трехмесячного срока до прекращения лицензии, решение было признано незаконным.
(Курындин П.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 5)Рассмотренная правовая позиция нашла отражение во многих делах, где надлежащая процедура связывается с правом на защиту <30>. Так, в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 июня 2022 г. N Ф04-2723/2022 по делу N А70-20133/2021 была использована позиция из упомянутого Обзора по спору о прекращении действия лицензии на пользование недрами. По оценке суда, "в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения". В связи с тем, что административным органом не был соблюден срок, установленный для устранения нарушений, т.е. была нарушена процедура в части трехмесячного срока до прекращения лицензии, решение было признано незаконным.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 09.10.2023 N 1651
"Об утверждении Правил предоставления права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения пользователем недр, осуществлявшим геологическое изучение такого участка недр, в случае, предусмотренном частью четырнадцатой статьи 7 Закона Российской Федерации "О недрах"13. В соответствии с частью первой статьи 8 Закона Российской Федерации "О недрах" в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды органами государственной власти, указанными в подпунктах "а", "б" и "е" пункта 11 настоящих Правил, могут накладываться ограничения пользования испрашиваемым участком недр, содержащим техногенное месторождение, подлежащие обязательному включению в условия лицензии на пользование недрами.
"Об утверждении Правил предоставления права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения пользователем недр, осуществлявшим геологическое изучение такого участка недр, в случае, предусмотренном частью четырнадцатой статьи 7 Закона Российской Федерации "О недрах"13. В соответствии с частью первой статьи 8 Закона Российской Федерации "О недрах" в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды органами государственной власти, указанными в подпунктах "а", "б" и "е" пункта 11 настоящих Правил, могут накладываться ограничения пользования испрашиваемым участком недр, содержащим техногенное месторождение, подлежащие обязательному включению в условия лицензии на пользование недрами.
Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2533
"Об утверждении Правил предоставления права пользования участком недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений для захоронения радиоактивных отходов, отходов производства и потребления I и II классов опасности и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"В соответствии с частью первой статьи 8 Закона Российской Федерации "О недрах" в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды органами государственной власти, указанными в пункте 7 настоящих Правил, могут накладываться ограничения пользования испрашиваемым участком недр, подлежащие обязательному включению в условия лицензии на пользование недрами.
"Об утверждении Правил предоставления права пользования участком недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений для захоронения радиоактивных отходов, отходов производства и потребления I и II классов опасности и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"В соответствии с частью первой статьи 8 Закона Российской Федерации "О недрах" в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, рационального использования и охраны недр, охраны окружающей среды органами государственной власти, указанными в пункте 7 настоящих Правил, могут накладываться ограничения пользования испрашиваемым участком недр, подлежащие обязательному включению в условия лицензии на пользование недрами.
Статья: Правовая сущность механизма передачи права пользования отходами недропользования для добычи полезных ископаемых и полезных компонентов
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Исходя из указанных обстоятельств, представляется, что подача заявки, адресованной компетентному органу государственной власти, действующему от имени собственника, и прилагаемые хозяйствующим субъектом предложения, содержащие существенные условия пользования участком недр, в силу ст. 435 ГК РФ являются не чем иным, как офертой, правовым результатом которой является возникновение гражданско-правовых последствий. Анализируемые действия пользователя недр в форме оферты предполагают выражение волеизъявления, направленного на возникновение имущественного права пользования отходами недропользования, в процессе осуществления которого приобретается право собственности на полезные ископаемые. От реализации воли хозяйствующего субъекта зависит возможность возникновения соответствующего права, в связи с чем правонаделение в рассматриваемом случае не имеет одностороннего властного характера со стороны публичного образования. Исследуя концептуальные признаки оферты, О.С. Иоффе пишет, что "предложение заключить договор признается офертой, если оно, во-первых, содержит указание на все существенные условия будущего договора и, во-вторых, адресуется конкретному, точно в нем обозначенному лицу" <11>. В анализируемом случае заявка и предложение хозяйствующего субъекта об условиях пользования участком недр антропогенного происхождения содержат все обязательные условия, установленные ст. 12 Закона "О недрах", которые должны быть отражены в дальнейшем в выдаваемой лицензии. Более того, при разрешении споров относительно определения существенных условий права пользования недрами суды ссылаются на правовые предписания п. 1 ст. 432 ГК РФ, указывая на необходимость их закрепления в лицензионном соглашении <12>. В одном из своих решений суд непосредственно установил, что "существенными условиями лицензии признаются как минимум условия, непосредственно прописанные в лицензионных соглашениях" <13>.
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Исходя из указанных обстоятельств, представляется, что подача заявки, адресованной компетентному органу государственной власти, действующему от имени собственника, и прилагаемые хозяйствующим субъектом предложения, содержащие существенные условия пользования участком недр, в силу ст. 435 ГК РФ являются не чем иным, как офертой, правовым результатом которой является возникновение гражданско-правовых последствий. Анализируемые действия пользователя недр в форме оферты предполагают выражение волеизъявления, направленного на возникновение имущественного права пользования отходами недропользования, в процессе осуществления которого приобретается право собственности на полезные ископаемые. От реализации воли хозяйствующего субъекта зависит возможность возникновения соответствующего права, в связи с чем правонаделение в рассматриваемом случае не имеет одностороннего властного характера со стороны публичного образования. Исследуя концептуальные признаки оферты, О.С. Иоффе пишет, что "предложение заключить договор признается офертой, если оно, во-первых, содержит указание на все существенные условия будущего договора и, во-вторых, адресуется конкретному, точно в нем обозначенному лицу" <11>. В анализируемом случае заявка и предложение хозяйствующего субъекта об условиях пользования участком недр антропогенного происхождения содержат все обязательные условия, установленные ст. 12 Закона "О недрах", которые должны быть отражены в дальнейшем в выдаваемой лицензии. Более того, при разрешении споров относительно определения существенных условий права пользования недрами суды ссылаются на правовые предписания п. 1 ст. 432 ГК РФ, указывая на необходимость их закрепления в лицензионном соглашении <12>. В одном из своих решений суд непосредственно установил, что "существенными условиями лицензии признаются как минимум условия, непосредственно прописанные в лицензионных соглашениях" <13>.