Выдача лицензии отходы
Подборка наиболее важных документов по запросу Выдача лицензии отходы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Совершенствование правового обеспечения лицензирования деятельности хозяйствующих субъектов по утилизации отходов
(Берзинь О.А., Шлягина Е.Н., Игнатьева А.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Обратимся к практике выдачи лицензий на утилизацию отходов III - IV классов опасности в Приволжском федеральном округе. Так, до 2022 г. уполномоченный орган выдавал лицензию при отсутствии заключения ГЭЭ в случае, если соискатель лицензии доказывал, что применяемая технология (техника) соответствует описанию, содержащемуся в информационно-технических справочниках наилучших доступных технологий (далее - ИТС НДТ) <12>. Сказанное подтверждают результаты опроса лиц, ведущих утилизационную деятельность на территории Нижегородской, Самарской областей, республик Татарстан, Мордовия, Чувашия <13>. Респонденты единодушно указали, что получили лицензию на утилизацию отработанных масел, растворителей, шин и покрышек по ИТС НДТ 15-2021 "Утилизация и обезвреживание отходов".
(Берзинь О.А., Шлягина Е.Н., Игнатьева А.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Обратимся к практике выдачи лицензий на утилизацию отходов III - IV классов опасности в Приволжском федеральном округе. Так, до 2022 г. уполномоченный орган выдавал лицензию при отсутствии заключения ГЭЭ в случае, если соискатель лицензии доказывал, что применяемая технология (техника) соответствует описанию, содержащемуся в информационно-технических справочниках наилучших доступных технологий (далее - ИТС НДТ) <12>. Сказанное подтверждают результаты опроса лиц, ведущих утилизационную деятельность на территории Нижегородской, Самарской областей, республик Татарстан, Мордовия, Чувашия <13>. Респонденты единодушно указали, что получили лицензию на утилизацию отработанных масел, растворителей, шин и покрышек по ИТС НДТ 15-2021 "Утилизация и обезвреживание отходов".
Статья: Правовая сущность механизма передачи права пользования отходами недропользования для добычи полезных ископаемых и полезных компонентов
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Обратившись к правовым предписаниям ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах"), можно увидеть формулировку о том, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами. Однако в анализируемой норме не говорится о том, что лицензия является основанием предоставления права пользования, а лишь указывается на выдачу документа в виде лицензии, подтверждающего предоставление соответствующего права. Правоподтверждающий характер лицензии можно обнаружить и в ч. 3 ст. 11 Закона "О недрах", устанавливающей, что "лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр". В качестве основания предоставления права пользования участком недр антропогенного происхождения выступает решение межведомственной комиссии в силу абз. 12 п. 4 ч. 1 ст. 10.1 Закона "О недрах". Учитывая системное толкование указанных норм, следует сделать вывод, что лицензия является документом, подтверждающим наличие у недропользователя вещного права пользования участком недр антропогенного происхождения, предоставленного на основании разрешения межведомственной комиссии, действующей в интересах собственника - государства, субъекта РФ. При этом порядок предоставления данного права регламентируется специальным нормативным правовым актом <6>, предусматривающим особый механизм правонаделения, который имеет значительные отличия от порядка государственной регистрации и выдачи лицензии недропользователю. Подтверждением сказанному служит и то обстоятельство, что административные последствия в виде выдачи лицензии, удостоверяющей право пользования отходами недропользования, урегулированы в отдельном нормативном акте <7>. Это лишний раз подчеркивает существование разных правовых механизмов по предоставлению имущественного права пользования и оформлению и выдаче лицензии. Как представляется, специфика данного порядка состоит в том, что в нем прослеживается гражданско-правовой характер взаимоотношений публичного образования в лице компетентного органа государственной власти (далее - Роснедр) и хозяйствующего субъекта, осуществившего за свой счет геологическое изучение отходов недропользования.
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Обратившись к правовым предписаниям ч. 1 ст. 11 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах"), можно увидеть формулировку о том, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии на пользование недрами. Однако в анализируемой норме не говорится о том, что лицензия является основанием предоставления права пользования, а лишь указывается на выдачу документа в виде лицензии, подтверждающего предоставление соответствующего права. Правоподтверждающий характер лицензии можно обнаружить и в ч. 3 ст. 11 Закона "О недрах", устанавливающей, что "лицензия на пользование недрами является документом, удостоверяющим право пользователя недр на пользование участком недр". В качестве основания предоставления права пользования участком недр антропогенного происхождения выступает решение межведомственной комиссии в силу абз. 12 п. 4 ч. 1 ст. 10.1 Закона "О недрах". Учитывая системное толкование указанных норм, следует сделать вывод, что лицензия является документом, подтверждающим наличие у недропользователя вещного права пользования участком недр антропогенного происхождения, предоставленного на основании разрешения межведомственной комиссии, действующей в интересах собственника - государства, субъекта РФ. При этом порядок предоставления данного права регламентируется специальным нормативным правовым актом <6>, предусматривающим особый механизм правонаделения, который имеет значительные отличия от порядка государственной регистрации и выдачи лицензии недропользователю. Подтверждением сказанному служит и то обстоятельство, что административные последствия в виде выдачи лицензии, удостоверяющей право пользования отходами недропользования, урегулированы в отдельном нормативном акте <7>. Это лишний раз подчеркивает существование разных правовых механизмов по предоставлению имущественного права пользования и оформлению и выдаче лицензии. Как представляется, специфика данного порядка состоит в том, что в нем прослеживается гражданско-правовой характер взаимоотношений публичного образования в лице компетентного органа государственной власти (далее - Роснедр) и хозяйствующего субъекта, осуществившего за свой счет геологическое изучение отходов недропользования.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Требование пункта 2 настоящей статьи о приложении к заявлению о включении сведений в реестр утилизаторов документов, подтверждающих указанные в заявлении о включении сведений в реестр утилизаторов сведения, не применяется в случае, если юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, подавшим заявление о включении сведений в реестр утилизаторов, выдана лицензия на деятельность по утилизации отходов I - IV классов опасности и запись в реестре лицензий содержит сведения о товарах (продукции), производимых лицензиатом с использованием отходов I - IV классов опасности, об оборудовании и (или) установках, используемых при утилизации указанных отходов, и об их производственной мощности, указанные в заявлении о включении сведений в реестр утилизаторов. В данном случае в заявлении о включении сведений в реестр утилизаторов указываются регистрационный номер лицензии, соответствующий номеру записи в реестре лицензий о предоставлении лицензии, дата предоставления лицензии.
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. Требование пункта 2 настоящей статьи о приложении к заявлению о включении сведений в реестр утилизаторов документов, подтверждающих указанные в заявлении о включении сведений в реестр утилизаторов сведения, не применяется в случае, если юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, подавшим заявление о включении сведений в реестр утилизаторов, выдана лицензия на деятельность по утилизации отходов I - IV классов опасности и запись в реестре лицензий содержит сведения о товарах (продукции), производимых лицензиатом с использованием отходов I - IV классов опасности, об оборудовании и (или) установках, используемых при утилизации указанных отходов, и об их производственной мощности, указанные в заявлении о включении сведений в реестр утилизаторов. В данном случае в заявлении о включении сведений в реестр утилизаторов указываются регистрационный номер лицензии, соответствующий номеру записи в реестре лицензий о предоставлении лицензии, дата предоставления лицензии.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)К тому же Закон "О недрах" не устанавливает ни возможность, ни порядок выдачи отдельной лицензии на право использования отходов недропользования или вскрышных и вмещающих горных пород. Такое право закрепляется за недропользователем в рамках общей лицензии на добычу полезных ископаемых. Самостоятельная лицензия на пользование отходами недропользования и вскрышными и вмещающими горными породами не выдается.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)К тому же Закон "О недрах" не устанавливает ни возможность, ни порядок выдачи отдельной лицензии на право использования отходов недропользования или вскрышных и вмещающих горных пород. Такое право закрепляется за недропользователем в рамках общей лицензии на добычу полезных ископаемых. Самостоятельная лицензия на пользование отходами недропользования и вскрышными и вмещающими горными породами не выдается.
Готовое решение: Как заполнить заявку о постановке на учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)сведения о наличии лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (номер лицензии, дату выдачи, работы, составляющие лицензируемый вид (виды) деятельности);
(КонсультантПлюс, 2025)сведения о наличии лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (номер лицензии, дату выдачи, работы, составляющие лицензируемый вид (виды) деятельности);
Статья: Утилизационный сбор за транспортное средство: право, экономика, экологическая безопасность
(Казачкова З.М., Макаров Д.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 2)Министерство экономики, торговли и промышленности и Министерство окружающей среды Японии осуществляют надзор за утилизацией отходов, обеспечивая соблюдение строгих экологических стандартов и стандартов безопасности. Местные органы власти отвечают за выдачу лицензий предприятиям по переработке отходов и контроль за их деятельностью. Система так построена, что выгода от переработки отходов значительно превосходит затраты, а доходы намного превышают расходы для каждого производителя транспортных средств.
(Казачкова З.М., Макаров Д.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 2)Министерство экономики, торговли и промышленности и Министерство окружающей среды Японии осуществляют надзор за утилизацией отходов, обеспечивая соблюдение строгих экологических стандартов и стандартов безопасности. Местные органы власти отвечают за выдачу лицензий предприятиям по переработке отходов и контроль за их деятельностью. Система так построена, что выгода от переработки отходов значительно превосходит затраты, а доходы намного превышают расходы для каждого производителя транспортных средств.
Статья: Проблема определения правовой природы права пользования отходами недропользования
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 2)Разрешение компетентного органа и выдача лицензии на право пользования отходами недропользования по своей сути не имеют обязательственно-правового характера в силу того обстоятельства, что данные юридические факты с позиции гражданского права являются административным актом распорядительного характера, а не договорными конструкциями. Однако выдаче лицензии предшествует принятие решения компетентного органа на основе заявки пользователя недр, в которой предлагаются для утверждения условия пользования недрами <8>, облекаемые в форму лицензионного соглашения, являющегося неотъемлемой составной частью лицензии. При этом, как верно отмечается в судебной практике, "лицензионное соглашение не является гражданско-правовым договором" <9>. Лицензионное соглашение не имеет обязательственного характера, так как в результате его утверждения и выдачи лицензии происходит наделение и закрепление за хозяйствующим субъектом права пользования отходами недропользования (т.е. права на вещь), а не права требования. Более того, данное соглашение не является обязывающей сделкой, так как в результате его заключения у собственника отсутствует какая-либо обязанность по передаче вещи - отходов недропользования в силу наделения пользователя недр ограниченным вещным правом в отношении данного объекта.
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 2)Разрешение компетентного органа и выдача лицензии на право пользования отходами недропользования по своей сути не имеют обязательственно-правового характера в силу того обстоятельства, что данные юридические факты с позиции гражданского права являются административным актом распорядительного характера, а не договорными конструкциями. Однако выдаче лицензии предшествует принятие решения компетентного органа на основе заявки пользователя недр, в которой предлагаются для утверждения условия пользования недрами <8>, облекаемые в форму лицензионного соглашения, являющегося неотъемлемой составной частью лицензии. При этом, как верно отмечается в судебной практике, "лицензионное соглашение не является гражданско-правовым договором" <9>. Лицензионное соглашение не имеет обязательственного характера, так как в результате его утверждения и выдачи лицензии происходит наделение и закрепление за хозяйствующим субъектом права пользования отходами недропользования (т.е. права на вещь), а не права требования. Более того, данное соглашение не является обязывающей сделкой, так как в результате его заключения у собственника отсутствует какая-либо обязанность по передаче вещи - отходов недропользования в силу наделения пользователя недр ограниченным вещным правом в отношении данного объекта.