Судебная практика приватизации служебного жилья

Подборка наиболее важных документов по запросу Судебная практика приватизации служебного жилья (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Служебное жилье - новые споры
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2022, N 4)
В последние годы наметилось несколько новых тенденций в части толкования и применения судами норм права по поводу предоставления внаем, приватизации, выселения из служебных жилых помещений. В связи с этим проведем краткий обзор судебных актов и выявим некоторые ключевые моменты практики по рассматриваемой категории дел.
Вопрос: Испытываю материальные трудности с оплатой коммунальных услуг. Пробовала оформить субсидию - отказали по причине того, что проживаю в служебном помещении только на основании ордера на вселение. Насколько это законно и как исправить ситуацию для возможного оформления документов на субсидию?
("Жилищное право", 2020, N 2)
Ответ: Во-первых, необходимо разобраться, имеете ли Вы право на приватизацию данной квартиры. Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в предположительный момент возникновения спорных отношений, так как точный момент автору не известен) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Согласно ст. 4 названного Закона не подлежат приватизации служебные жилые помещения. Исходя из положений ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г. (вопрос 21), разъяснил следующее. Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения. Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации (Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 мая 2013 г. N 5-КГ13-18). Помимо права на приватизацию при указанных выше условиях, учитывая, что при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, такие граждане имеют право и на субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг согласно п. 2 ч. 2 ст. 159 Жилищного кодекса РФ.

Нормативные акты

Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2004 N 441-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ивановой Нины Александровны на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"
Таким образом, наделение статьей 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" собственников жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, правом принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, - с учетом допустимости общего запрета на приватизацию служебных жилых помещений - само по себе не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав и свобод заявительницы. Проверка же конституционности правоприменительной практики не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
<Письмо> Минэкономразвития РФ от 28.10.2011 N ог-д04-1870
"О рассмотрении обращения"
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон) не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.