Судебная практика приватизации служебного жилья
Подборка наиболее важных документов по запросу Судебная практика приватизации служебного жилья (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, связанные с приватизацией жилых помещений: Наниматель и (или) член его семьи хочет признать право собственности в порядке приватизации на жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное помещение, общежитие)
(КонсультантПлюс, 2025)Судом установлено, что нарушен административный порядок приватизации: Наниматель не обращался к Наймодателю с заявлением о приватизации служебного жилого помещения специализированного жилищного фонда
(КонсультантПлюс, 2025)Судом установлено, что нарушен административный порядок приватизации: Наниматель не обращался к Наймодателю с заявлением о приватизации служебного жилого помещения специализированного жилищного фонда
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, связанные с социальным наймом жилых помещений: Наниматель хочет признать право собственности на жилое помещение в порядке приватизации
(КонсультантПлюс, 2025)Не доказан статус нанимателя жилого помещения на условиях договора социального найма: спорное жилое помещение имеет статус служебного жилья и приватизации не подлежит
(КонсультантПлюс, 2025)Не доказан статус нанимателя жилого помещения на условиях договора социального найма: спорное жилое помещение имеет статус служебного жилья и приватизации не подлежит
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Служебное жилье - новые споры
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2022, N 4)В последние годы наметилось несколько новых тенденций в части толкования и применения судами норм права по поводу предоставления внаем, приватизации, выселения из служебных жилых помещений. В связи с этим проведем краткий обзор судебных актов и выявим некоторые ключевые моменты практики по рассматриваемой категории дел.
(Шакирова Э.)
("Жилищное право", 2022, N 4)В последние годы наметилось несколько новых тенденций в части толкования и применения судами норм права по поводу предоставления внаем, приватизации, выселения из служебных жилых помещений. В связи с этим проведем краткий обзор судебных актов и выявим некоторые ключевые моменты практики по рассматриваемой категории дел.
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2004 N 441-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ивановой Нины Александровны на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"Таким образом, наделение статьей 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" собственников жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, правом принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, - с учетом допустимости общего запрета на приватизацию служебных жилых помещений - само по себе не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав и свобод заявительницы. Проверка же конституционности правоприменительной практики не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ивановой Нины Александровны на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"Таким образом, наделение статьей 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" собственников жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми жилищный фонд закреплен на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, правом принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, - с учетом допустимости общего запрета на приватизацию служебных жилых помещений - само по себе не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав и свобод заявительницы. Проверка же конституционности правоприменительной практики не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
<Письмо> Минэкономразвития РФ от 28.10.2011 N ог-д04-1870
"О рассмотрении обращения"В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон) не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.
"О рассмотрении обращения"В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон) не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.
Статья: Особенности реализации прав на служебное жилье
(Митрахович А.)
("Жилищное право", 2022, N 9)Аналогичная и довольно устойчивая практика сформировалась по всей стране: если нет доказательств перевода жилого помещения из специализированного фонда, приватизация возможна только в исключительных случаях. В частности, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.03.2012 N 9-П ч. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" по вопросу о принятии решений относительно приватизации муниципальных служебных жилых помещений их собственником признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку данное нормативное положение по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает издание субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих право собственника муниципального жилищного фонда принимать решения о приватизации входящих в него служебных жилых помещений, в том числе устанавливающих основания и условия ее осуществления, и не препятствует собственнику муниципального жилищного фонда при реализации данного права по основаниям, на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законодательством, издавать нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений, притом что такие решения принимаются в порядке исключения и позволяют сохранять массив служебных жилых помещений в объеме, соответствующем их целевому назначению.
(Митрахович А.)
("Жилищное право", 2022, N 9)Аналогичная и довольно устойчивая практика сформировалась по всей стране: если нет доказательств перевода жилого помещения из специализированного фонда, приватизация возможна только в исключительных случаях. В частности, в соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.03.2012 N 9-П ч. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" по вопросу о принятии решений относительно приватизации муниципальных служебных жилых помещений их собственником признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку данное нормативное положение по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагает издание субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих право собственника муниципального жилищного фонда принимать решения о приватизации входящих в него служебных жилых помещений, в том числе устанавливающих основания и условия ее осуществления, и не препятствует собственнику муниципального жилищного фонда при реализации данного права по основаниям, на условиях и в порядке, которые установлены федеральным законодательством, издавать нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений, притом что такие решения принимаются в порядке исключения и позволяют сохранять массив служебных жилых помещений в объеме, соответствующем их целевому назначению.
Статья: К системе норм о жилищном обеспечении военнослужащих: взгляд через военно-судебные решения
(Харитонов С.С., Миронов В.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 5)Военнослужащий, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., выехавший из ранее предоставленного ему военным ведомством служебного жилого помещения, впоследствии переданного в муниципальную собственность и с согласия собственника приватизированного бывшими членами семьи этого военнослужащего, вправе рассчитывать на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания в порядке, предусмотренном абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
(Харитонов С.С., Миронов В.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 5)Военнослужащий, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., выехавший из ранее предоставленного ему военным ведомством служебного жилого помещения, впоследствии переданного в муниципальную собственность и с согласия собственника приватизированного бывшими членами семьи этого военнослужащего, вправе рассчитывать на обеспечение жилым помещением для постоянного проживания в порядке, предусмотренном абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".