Строительство на землях сельскохозяйственного назначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Строительство на землях сельскохозяйственного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 39.6 ЗК РФ "Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов"1.1.1. Неправомерно без проведения аукциона изменять цель предоставления в аренду земельного участка с "для сельскохозяйственного использования" на "для жилищного строительства" посредством изменения договора аренды (позиция ВС РФ) >>>
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 36 "Градостроительный регламент" Градостроительного кодекса РФПоскольку спорный земельный участок входит в составе земель сельскохозяйственных угодий, строительство на которых недопустимо, государственный регистратор не вправе производить испрашиваемые регистрационные действия, в связи с чем, оснований для постановки на государственный кадастровый учет и проведения государственной регистрации прав на заявленный на регистрацию объект недвижимости у государственного регистратора не имелось."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Теперь хочется остановиться на таком вопросе, как строительство на землях сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах национальных парков.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Теперь хочется остановиться на таком вопросе, как строительство на землях сельскохозяйственного назначения, расположенных в границах национальных парков.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения
Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О крестьянском (фермерском) хозяйстве"2. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
(ред. от 31.07.2025)
"О крестьянском (фермерском) хозяйстве"2. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.
"Правовой режим самовольной постройки в системе вещного права: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Например, право на строительство здания может быть реализовано только в случаях, когда соблюдается целевое назначение земельного участка (на земельном участке сельскохозяйственного назначения не допускается строительство торгового комплекса) и градостроительных регламентов, разрабатываемых в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (далее - ГрК РФ). При несоблюдении этих условий постройка на земельном участке является самовольной и в силу статьи 222 ГК РФ подлежит сносу по решению суда.
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2024)Например, право на строительство здания может быть реализовано только в случаях, когда соблюдается целевое назначение земельного участка (на земельном участке сельскохозяйственного назначения не допускается строительство торгового комплекса) и градостроительных регламентов, разрабатываемых в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (далее - ГрК РФ). При несоблюдении этих условий постройка на земельном участке является самовольной и в силу статьи 222 ГК РФ подлежит сносу по решению суда.
Готовое решение: Как операции по аренде земли отражать в учете арендодателя
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: если участок облагается земельным налогом по пониженной ставке (например, предоставлен для жилищного строительства или отнесен к землям сельскохозяйственного назначения), то для продолжения ее применения необходимо, чтобы арендатор использовал участок в соответствии с целевым назначением (Письма Минфина России от 22.05.2025 N 03-05-06-02/50190, от 30.11.2024 N 03-05-06-02/120528, ФНС России от 03.10.2019 N БС-4-21/20140@, Минфина России от 02.10.2019 N 03-05-04-02/75781). Рекомендуем не просто закрепить в договоре аренды обязанность арендатора по целевому использованию земли, но и получить документальное подтверждение фактического исполнения им этой обязанности.
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: если участок облагается земельным налогом по пониженной ставке (например, предоставлен для жилищного строительства или отнесен к землям сельскохозяйственного назначения), то для продолжения ее применения необходимо, чтобы арендатор использовал участок в соответствии с целевым назначением (Письма Минфина России от 22.05.2025 N 03-05-06-02/50190, от 30.11.2024 N 03-05-06-02/120528, ФНС России от 03.10.2019 N БС-4-21/20140@, Минфина России от 02.10.2019 N 03-05-04-02/75781). Рекомендуем не просто закрепить в договоре аренды обязанность арендатора по целевому использованию земли, но и получить документальное подтверждение фактического исполнения им этой обязанности.
Статья: Правовое обеспечение строительства жилого дома на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами
(Чайковская Л.В.)
("Юрист", 2023, N 1)После издания Указа Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" был в некоторой степени определен порядок передачи земельных долей, а также актуализировано ранее действовавшее законодательство <3>, однако введение земель сельскохозяйственного назначения в полноценный оборот в тот момент не было произведено. Только с появлением Земельного кодекса РФ, а также принятого на его основе Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" было введено понятие "земельная доля", кроме того, появилась возможность для осуществления сделок с земельными долями и проведения выдела земельных участков в счет земельных долей, определены особенности и ограничения при использовании и образовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения <4>. Однако и после вступления в силу указанных документов остался нерешенным один из важнейших для сельхозтоваропроизводителей вопрос: возможность строительства жилого дома на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения. Данная проблема была обусловлена тем, что перечень видов разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения был минимален и подразумевал приоритетное использование сельскохозяйственных земель для производства сельскохозяйственной продукции в связи с их высокой ценностью и с учетом применения приоритетного принципа неукоснительной сохранности сельскохозяйственных земель возможность строительства каких-либо объектов недвижимости, за исключением тех, которые необходимы для производства сельскохозяйственной продукции (а для некоторых видов разрешенного использования и всех объектов капитального строительства), не предусматривалась.
(Чайковская Л.В.)
("Юрист", 2023, N 1)После издания Указа Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 337 "О реализации конституционных прав граждан на землю" был в некоторой степени определен порядок передачи земельных долей, а также актуализировано ранее действовавшее законодательство <3>, однако введение земель сельскохозяйственного назначения в полноценный оборот в тот момент не было произведено. Только с появлением Земельного кодекса РФ, а также принятого на его основе Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" было введено понятие "земельная доля", кроме того, появилась возможность для осуществления сделок с земельными долями и проведения выдела земельных участков в счет земельных долей, определены особенности и ограничения при использовании и образовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения <4>. Однако и после вступления в силу указанных документов остался нерешенным один из важнейших для сельхозтоваропроизводителей вопрос: возможность строительства жилого дома на земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения. Данная проблема была обусловлена тем, что перечень видов разрешенного использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения был минимален и подразумевал приоритетное использование сельскохозяйственных земель для производства сельскохозяйственной продукции в связи с их высокой ценностью и с учетом применения приоритетного принципа неукоснительной сохранности сельскохозяйственных земель возможность строительства каких-либо объектов недвижимости, за исключением тех, которые необходимы для производства сельскохозяйственной продукции (а для некоторых видов разрешенного использования и всех объектов капитального строительства), не предусматривалась.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следующим проблемным вопросом является отграничение предмета и объектов муниципального земельного контроля от государственного земельного надзора. Положение п. 1 ч. 2 ст. 71 о предмете государственного земельного надзора идентично положению ч. 2 ст. 72 о предмете муниципального земельного контроля. Анализ ч. 1 ст. 71, содержание которой неоднократно менялось при увеличении количества правонарушений в сфере земельных отношений <1>, свидетельствует о недостаточной проработке вопроса разграничения полномочий контрольных и надзорных органов. Предмет государственного земельного надзора конкретизирован в Положении о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 2 января 2015 г. N 1, причем с определением обязательных требований, земельный контроль за соблюдением которых осуществляют Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), их территориальные органы (п. 5, 7, 9). Однако и муниципальный земельный контроль касается, в частности, недопущения самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, использования земельных участков не по целевому назначению, неиспользование сельскохозяйственных земель или земель под индивидуальное жилищное строительство.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Следующим проблемным вопросом является отграничение предмета и объектов муниципального земельного контроля от государственного земельного надзора. Положение п. 1 ч. 2 ст. 71 о предмете государственного земельного надзора идентично положению ч. 2 ст. 72 о предмете муниципального земельного контроля. Анализ ч. 1 ст. 71, содержание которой неоднократно менялось при увеличении количества правонарушений в сфере земельных отношений <1>, свидетельствует о недостаточной проработке вопроса разграничения полномочий контрольных и надзорных органов. Предмет государственного земельного надзора конкретизирован в Положении о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 2 января 2015 г. N 1, причем с определением обязательных требований, земельный контроль за соблюдением которых осуществляют Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), их территориальные органы (п. 5, 7, 9). Однако и муниципальный земельный контроль касается, в частности, недопущения самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, использования земельных участков не по целевому назначению, неиспользование сельскохозяйственных земель или земель под индивидуальное жилищное строительство.
Статья: Порча земли (ст. 254 УК РФ): проблемы конструирования и практики применения, уголовно-правовая характеристика состава преступления
(Жевлаков Э.Н.)
("Уголовное право", 2025, N 4)Вместе с тем анализ данных государственного мониторинга земель и других систем наблюдений за состоянием окружающей среды показывает, что с момента распада СССР в переходный период к новой экономической формации практически во всех субъектах РФ формировалась тенденция ухудшения состояния земель (эрозия почв, заболачивание, засоление, зарастание угодий кустарником и т.п.). Имели место массовое неиспользование, незаконный отвод земель сельскохозяйственного назначения под строительство дач и другие процессы, ведущие к потере плодородия почв и выводу их из хозяйственного оборота <1>. К 2010 г. в некоторых регионах России состояние почвы стало критическим.
(Жевлаков Э.Н.)
("Уголовное право", 2025, N 4)Вместе с тем анализ данных государственного мониторинга земель и других систем наблюдений за состоянием окружающей среды показывает, что с момента распада СССР в переходный период к новой экономической формации практически во всех субъектах РФ формировалась тенденция ухудшения состояния земель (эрозия почв, заболачивание, засоление, зарастание угодий кустарником и т.п.). Имели место массовое неиспользование, незаконный отвод земель сельскохозяйственного назначения под строительство дач и другие процессы, ведущие к потере плодородия почв и выводу их из хозяйственного оборота <1>. К 2010 г. в некоторых регионах России состояние почвы стало критическим.
Статья: Цифровые технологии и искусственный интеллект как средства профилактики проявлений коррупции в контрольной (надзорной) деятельности: отечественный и зарубежный опыт
(Цирин А.М., Артеменко Е.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 3)Также большую роль в сокращении коррупционных рисков могут сыграть механизмы Интернета вещей (технологии передачи данных между объектами, в которые встроены средства и технологии взаимодействия друг с другом и внешними объектами), машинного обучения, используемые в рамках дистанционного контроля (мониторинга) без взаимодействия с контролируемыми лицами. В качестве подсистемы ГИС ТОР КНД была создана Платформа сбора данных (далее - ПСД), направленная на проведение дистанционного мониторинга объектов контроля в режиме реального времени. ПСД применяется в рамках реализации функций федерального и регионального государственного контроля (надзора) для выявления незаконных вырубок леса, зарастания сельскохозяйственных земель, нарушений строительства объектов, эксплуатации многоквартирных домов, выявления превышений предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, водных объектах, состояния архивного фонда.
(Цирин А.М., Артеменко Е.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 3)Также большую роль в сокращении коррупционных рисков могут сыграть механизмы Интернета вещей (технологии передачи данных между объектами, в которые встроены средства и технологии взаимодействия друг с другом и внешними объектами), машинного обучения, используемые в рамках дистанционного контроля (мониторинга) без взаимодействия с контролируемыми лицами. В качестве подсистемы ГИС ТОР КНД была создана Платформа сбора данных (далее - ПСД), направленная на проведение дистанционного мониторинга объектов контроля в режиме реального времени. ПСД применяется в рамках реализации функций федерального и регионального государственного контроля (надзора) для выявления незаконных вырубок леса, зарастания сельскохозяйственных земель, нарушений строительства объектов, эксплуатации многоквартирных домов, выявления превышений предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, водных объектах, состояния архивного фонда.
Ситуация: Как провести межевание земельного участка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Госпошлина за осуществляемые одновременно государственный кадастровый учет и госрегистрацию права собственности физлица на земельный участок, предназначенный, в частности, для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, а также на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения по общему правилу уплачивается в размере 1 000 руб. (пп. 24.1, 25.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Госпошлина за осуществляемые одновременно государственный кадастровый учет и госрегистрацию права собственности физлица на земельный участок, предназначенный, в частности, для ведения личного подсобного хозяйства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, а также на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения по общему правилу уплачивается в размере 1 000 руб. (пп. 24.1, 25.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).