Сроки внесения арендной платы за землю
Подборка наиболее важных документов по запросу Сроки внесения арендной платы за землю (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ: Не может быть признано недействительным условие договора об определении размера арендной платы за земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, если эта плата не соответствует правилам определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности
Определение Верховного Суда РФ от 27.08.2015 по делу N 309-ЭС14-7950, А47-15325/2012
Применимые нормы: ст. 168, п. 1 ст. 614 ГК РФ, п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ, п. п. 1, 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582)Применимые нормы: ст. 168, п. 1 ст. 614 ГК РФ, п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ, п. п. 1, 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582)
Определение Верховного Суда РФ от 27.08.2015 по делу N 309-ЭС14-7950, А47-15325/2012
Применимые нормы: ст. 168, п. 1 ст. 614 ГК РФ, п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ, п. п. 1, 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582)Применимые нормы: ст. 168, п. 1 ст. 614 ГК РФ, п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ, п. п. 1, 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582)
Позиция ВС РФ: Сумма неосновательного обогащения за пользование публичным земельным участком без правовых оснований равна арендной плате, рассчитываемой по правилам, установленным уполномоченным органом
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2018) и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 1102 ГК РФ, п. 1 ст. 65 ЗК РФ, Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582)Применимые нормы: п. 1 ст. 1102 ГК РФ, п. 1 ст. 65 ЗК РФ, Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582) (далее - Правила определения размера арендной платы)
Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2018) и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 1102 ГК РФ, п. 1 ст. 65 ЗК РФ, Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582)Применимые нормы: п. 1 ст. 1102 ГК РФ, п. 1 ст. 65 ЗК РФ, Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582) (далее - Правила определения размера арендной платы)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Постановление Правительства Российской Федерации
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Постановление Правительства Российской Федерации
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Считается ли плата за пользование арендованным имуществом в случае просрочки его возврата после прекращения договора аренды арендной платой
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем неправильное применение норм материального права не привело к принятию неправильных судебных актов, поскольку судебными инстанциями размер платежей за пользование земельным участком в спорный период правомерно определен на основании Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основанных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
Считается ли плата за пользование арендованным имуществом в случае просрочки его возврата после прекращения договора аренды арендной платой
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем неправильное применение норм материального права не привело к принятию неправильных судебных актов, поскольку судебными инстанциями размер платежей за пользование земельным участком в спорный период правомерно определен на основании Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основанных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
Нормативные акты
Статья: Комплексный метод определения арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности
(Стерник С.Г., Полищук О.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 2)Принятие Постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2023 года N 191 "О внесении изменения в Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы на земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" изменило правила начислений, определив годовую арендную плату (далее - АП) за участки с объектами недвижимости как 3 процента от их кадастровой стоимости, если нет оснований для установления иной ставки в соответствии с законодательством.
(Стерник С.Г., Полищук О.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 2)Принятие Постановления Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2023 года N 191 "О внесении изменения в Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы на земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" изменило правила начислений, определив годовую арендную плату (далее - АП) за участки с объектами недвижимости как 3 процента от их кадастровой стоимости, если нет оснований для установления иной ставки в соответствии с законодательством.
Статья: Новеллы и действующая практика установления арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности
(Крестьянцева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)10 февраля 2023 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации N 191, которым внесены существенные изменения в Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
(Крестьянцева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2024, N 1)10 февраля 2023 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации N 191, которым внесены существенные изменения в Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Статья: Способы определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
(Габучева С.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 (ред. от 29.12.2021) "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
(Габучева С.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 (ред. от 29.12.2021) "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Некоторые проблемы оценки кадастровой стоимости объектов недвижимости с учетом специфики применения статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации
(Вертакова Ю.В., Енацкая Д.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)24. Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 (с изменениями и дополнениями).
(Вертакова Ю.В., Енацкая Д.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)24. Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации: Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 (с изменениями и дополнениями).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Особую значимость имеет проведение кадастровой оценки и определение кадастровой стоимости в отношении таких объектов недвижимости, как земельные участки. Согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки <1>. Однако правовое значение государственной кадастровой стоимости этим не ограничивается. Так, кадастровая стоимость необходима для определения цены продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для проведения аукциона: согласно п. 12 ст. 39.11 ЗК РФ начальной ценой предмета аукциона по продаже земельного участка является по выбору уполномоченного органа либо рыночная стоимость такого земельного участка, либо кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона. На основе кадастровой стоимости земельных участков рассчитывается арендная плата в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" <2> арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Особую значимость имеет проведение кадастровой оценки и определение кадастровой стоимости в отношении таких объектов недвижимости, как земельные участки. Согласно п. 3 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки <1>. Однако правовое значение государственной кадастровой стоимости этим не ограничивается. Так, кадастровая стоимость необходима для определения цены продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для проведения аукциона: согласно п. 12 ст. 39.11 ЗК РФ начальной ценой предмета аукциона по продаже земельного участка является по выбору уполномоченного органа либо рыночная стоимость такого земельного участка, либо кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона. На основе кадастровой стоимости земельных участков рассчитывается арендная плата в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" <2> арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа предельно допустимой простоты расчета арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.
Статья: Защита прокурором публичных интересов в сфере платного землепользования в судебном порядке
(Текеев М.Ш.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 2)Права публичного образования, как правило, нарушаются в связи с несоблюдением правил взимания платы за землю, установленных законом, либо условий договора. Так, например, аренда государственных или муниципальных земельных участков подчиняется общим правилам гражданского законодательства, регулирующим получение арендодателем арендной платы (ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации). Статья 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает особенности установления размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в зависимости от способа заключения договора; субъекта, с которым заключается договор; целей использования земельного участка. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" <17> устанавливает размеры арендной платы для различных видов земельных участков. Значительная специфика в расчете арендной платы за земельные участки обусловила разработку и принятие Министерством экономического развития Российской Федерации Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 <18>. Заключение договора аренды земельного участка от имени публичного образования предполагает учет сложной иерархии приведенных правовых актов, регулирующих порядок взимания арендной платы за землю. Неправильная интерпретация или незнание правил расчета арендной платы за государственный или муниципальный земельный участок нередко приводят к закреплению ошибочных положений в договоре либо игнорированию необходимых условий договора и, как следствие, к возникновению споров об изменении размера арендной платы, о взыскании и перерасчете арендной платы, о расторжении договоров аренды земельных участков <19>. Во всех случаях нарушенным правом арендодателя - публичного образования будет выступать право на получение арендной платы за землю.
(Текеев М.Ш.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 2)Права публичного образования, как правило, нарушаются в связи с несоблюдением правил взимания платы за землю, установленных законом, либо условий договора. Так, например, аренда государственных или муниципальных земельных участков подчиняется общим правилам гражданского законодательства, регулирующим получение арендодателем арендной платы (ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации). Статья 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает особенности установления размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в зависимости от способа заключения договора; субъекта, с которым заключается договор; целей использования земельного участка. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" <17> устанавливает размеры арендной платы для различных видов земельных участков. Значительная специфика в расчете арендной платы за земельные участки обусловила разработку и принятие Министерством экономического развития Российской Федерации Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 <18>. Заключение договора аренды земельного участка от имени публичного образования предполагает учет сложной иерархии приведенных правовых актов, регулирующих порядок взимания арендной платы за землю. Неправильная интерпретация или незнание правил расчета арендной платы за государственный или муниципальный земельный участок нередко приводят к закреплению ошибочных положений в договоре либо игнорированию необходимых условий договора и, как следствие, к возникновению споров об изменении размера арендной платы, о взыскании и перерасчете арендной платы, о расторжении договоров аренды земельных участков <19>. Во всех случаях нарушенным правом арендодателя - публичного образования будет выступать право на получение арендной платы за землю.
Статья: О соотношении понятий судебного усмотрения и аналогий закона и права
(Пискунов Д.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4)<28> Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3821.
(Пискунов Д.С.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 4)<28> Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" // СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3821.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1. В комментируемой статье установлены общие правила определения размера арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Это обоснованно и закономерно, поскольку в соответствии с п. 12 ст. 22 ЗК размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. В п. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что в отношении указанных земельных участков устанавливаются основные принципы определения арендной платы. В настоящее время такие принципы утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1. В комментируемой статье установлены общие правила определения размера арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. Это обоснованно и закономерно, поскольку в соответствии с п. 12 ст. 22 ЗК размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. В п. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что в отношении указанных земельных участков устанавливаются основные принципы определения арендной платы. В настоящее время такие принципы утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".