Сроки рассмотрения и разрешения административных дел

Подборка наиболее важных документов по запросу Сроки рассмотрения и разрешения административных дел (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 06.12.2023 N 66а-1198/2023
Процессуальные вопросы: Принято определение о возвращении искового заявления.
Решение: Определение оставлено без изменения.
Поскольку у административного истца не имеется права на обращение в суд с заявленными требованиями, основанными на нормах Закона о компенсации; административный иск Б. по заявленным основаниям верно возвращен, как поданный лицом, не имеющим права на его подачу, на основании пункта 4 части 1 статьи 254 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что не исключает право истца на иск о присуждении компенсации за нарушения разумных сроков судопроизводства при рассмотрении и разрешении административного дела.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Консерватизм правовой политики как гарантия прогресса в сфере административных и иных публичных правоотношений
(Старилов Ю.Н.)
("Административное право и процесс", 2023, N 6)
Невозможно утверждать, что и сегодня продолжается время "торжества бессистемного либерализма". Однако факты включения весьма "красивых" на первый взгляд терминов и институтов в российское законодательство - в большом количестве. Например, во все российские процессуальные кодексы был введен институт "разумного срока" - институт зарубежного процессуального права. Если бы он был инкорпорирован в российское процессуальное законодательство с сохранением не отъемлемых для него юридических свойств, системного влияния на весь судебный процесс, принципов и предназначения, то, очевидно, при этих условиях "разумный срок" демонстрировал бы позитивную направленность реформирования процессуального законодательства. Однако с включением в судебный процесс "разумного срока" остались нетронутыми традиционные для всех российских процессуальных законов обычные процессуальные сроки. КАС РФ устанавливает в качестве принципа административного судопроизводства "осуществление административного судопроизводства в разумный срок и исполнение судебных актов по административным делам в разумный срок" (ст. 6 КАС РФ); более детально данный принцип определен в ст. 10 КАС РФ. Трудно спорить с весьма позитивным процессуально-правовым потенциалом данной нормы КАС РФ. Но как быть с процессуальными сроками рассмотрения и разрешения административного дела? Замысел законодателя о "разумном сроке" понятен, его содержание дается в каждом учебнике по административному судопроизводству, в процессуальных законах, а также в разъяснениях Пленума Верховного Суда РФ. Но вопрос остается без ответа: зачем при разумном сроке сохранять все иные предельно точно определенные процессуальные сроки?! Процессуальный срок - на то он и срок совершения того или иного процессуального действия - точен и требует своего соблюдения. Разумный срок - лишь дополнительная гарантия, как бы на всякий случай, если судья по каким-то причинам будет затягивать судебный процесс или судопроизводство будет само затягиваться фактически по независящим от судьи обстоятельствам. Как известно, на практике судей, нарушающих процессуальные сроки, критикуют и к ним могут быть применены даже дисциплинарные наказания. При этом слова "разумный срок" как-то остаются вне внимания вышестоящих инстанций, и если судья начинает ссылаться на "разумный срок", аргументируя свои процессуальные действия в рамках данного "сверхлиберального" процессуального института, то, как правило, поддержки он никогда не находит. Главное - не нарушать точно определенных процессуальных сроков в системе судопроизводства. Более того, термин "разумный срок" вряд ли отражает традиционные правовые наименования в судебной процессуальной деятельности, сложившейся в нашей стране.
Статья: Продление процессуальных сроков
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36, не подлежат продлению сроки рассмотрения и разрешения следующих административных дел:

Нормативные акты

"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
Статья 141. Сроки рассмотрения и разрешения административных дел
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 15.11.2023)
По смыслу части 2 статьи 141 КАС РФ и разъяснений, данных в пунктах 33, 34 постановления Пленума Верховного Суда от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", установленные названным кодексом сокращенные сроки рассмотрения и разрешения административных дел, в том числе административных дел, связанных с пребыванием несовершеннолетнего в центре временного содержания, продлению не подлежат.