Срок рассмотрения дела об установлении административного надзора
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок рассмотрения дела об установлении административного надзора (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 4 "Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре" Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы""Таким образом, исходя из примененных судами требований закона в рамках рассматриваемого административного дела, установление в отношении Ч. административного надзора сроком на 8 лет является правомерным. При этом выбор видов административных ограничений нельзя считать произвольным, поскольку они предусмотрены статьей 4 Закона об административном надзоре, определены судом с учетом данных о личности административного ответчика, характера и степени общественной опасности совершенных им преступлений, которые направлены против собственности, здоровья населения и общественной нравственности, его поведения за весь период отбывания наказания, а также иных заслуживающих внимания обстоятельств, в том числе сведений о состоянии его здоровья и намерении трудоустроиться.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 329 "Полномочия суда кассационной инстанции" КАС РФ"Учитывая, что все имеющие значения для дела обстоятельства установлены правильно и в полном объеме, но судами допущено неправильное применение норм материального права, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия кассационного суда общей юрисдикции считает возможным, не передавая административное дело на новое рассмотрение, изменить судебные акты в части начала исчисления срока административного надзора, установленного в отношении поднадзорного лица К."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)При наличии достаточных оснований начальник территориального органа внутренних дел направляет на рассмотрение в суд административное исковое заявление об установлении или продлении срока административного надзора либо о его досрочном прекращении, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)При наличии достаточных оснований начальник территориального органа внутренних дел направляет на рассмотрение в суд административное исковое заявление об установлении или продлении срока административного надзора либо о его досрочном прекращении, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
Статья: Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)За признанным в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания лицом, в отношении которого может быть установлен административный надзор, возможность назначения административного надзора связана с самим фактом признания такого лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения. В связи с этим истечение на момент рассмотрения дела об административном надзоре срока, в период которого лицо считается имеющим дисциплинарное взыскание, явившееся основанием для признания его злостным нарушителем порядка отбывания наказания, не влияет на возможность установления такого надзора (п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона N 64-ФЗ, ч. 8 ст. 117 УИК РФ, п. 19 Постановления Пленума N 15).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)За признанным в период отбывания наказания злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания лицом, в отношении которого может быть установлен административный надзор, возможность назначения административного надзора связана с самим фактом признания такого лица злостным нарушителем порядка отбывания наказания и не зависит от времени принятия соответствующего постановления начальником исправительного учреждения. В связи с этим истечение на момент рассмотрения дела об административном надзоре срока, в период которого лицо считается имеющим дисциплинарное взыскание, явившееся основанием для признания его злостным нарушителем порядка отбывания наказания, не влияет на возможность установления такого надзора (п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона N 64-ФЗ, ч. 8 ст. 117 УИК РФ, п. 19 Постановления Пленума N 15).
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)7. Административные дела, связанные с административным надзором, подлежат рассмотрению в течение двадцати дней со дня поступления административного искового заявления в суд. Административные дела об установлении административного надзора в отношении лиц, отбывающих наказание, должны быть разрешены не позднее дня, предшествующего дню истечения срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы или ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.
(ред. от 31.07.2025)7. Административные дела, связанные с административным надзором, подлежат рассмотрению в течение двадцати дней со дня поступления административного искового заявления в суд. Административные дела об установлении административного надзора в отношении лиц, отбывающих наказание, должны быть разрешены не позднее дня, предшествующего дню истечения срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы или ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.
Статья: Проверка прокурором полноты установления предмета доказывания при расследовании уклонения от административного надзора
(Данилова Н.А., Петрова О.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 6)Событие преступления: факт неприбытия поднадзорного к избранному им месту жительства или пребывания в срок, установленный администрацией исправительного учреждения при освобождении из мест лишения свободы, либо факт самовольного оставления им места жительства или пребывания; пространственно-временные характеристики уклонения от административного надзора.
(Данилова Н.А., Петрова О.В.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2024, N 6)Событие преступления: факт неприбытия поднадзорного к избранному им месту жительства или пребывания в срок, установленный администрацией исправительного учреждения при освобождении из мест лишения свободы, либо факт самовольного оставления им места жительства или пребывания; пространственно-временные характеристики уклонения от административного надзора.
Статья: Правовая природа дел, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства
(Августина И.Д.)
("Российский судья", 2023, N 9)Исковая форма защиты права состоит в наличии материально-правового требования истца к ответчику, которое подлежит рассмотрению судом. Если инициатива по возбуждению административного дела исходит от государственных и иных уполномоченных органов в целях реализации предоставленных им полномочий (осуществления определенных в законе функций) и при этом какое-либо материально-правовое требование к гражданину, организации не предъявляется, такое дело не связано с рассмотрением спора о праве, т.е. иска. Судебное рассмотрение по таким делам состоит не в том, чтобы определить, кому из сторон принадлежит спорное право, а кто из сторон является носителем правовой обязанности. Суть дела - в контроле суда за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий соответствующими государственными органами (должностными лицами). Такой вид судопроизводства относится к бесспорному производству. Правовой конфликт и исковый спор - это не тождественные понятия. Правовой конфликт включает в себя исковый спор, но возможен и при отсутствии такового (спор о юридическом факте). Безусловно, правовой конфликт во всех указанных административных делах имеет место, однако истоки этого конфликта лежат не в материально-правовом отношении, связывающем истца и ответчика, а в реализации законного интереса заявителя, в конфликте между публичными и частными интересами. Законному интересу заявителя в принудительном психиатрическом освидетельствовании, принудительном помещении гражданина в медицинский стационар, в установлении мер административного надзора и т.п., с одной стороны, противостоят естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые права, принадлежащие гражданину от рождения и гарантированные Конституцией РФ, - свободно перемещаться, принимать решение об обращении за медицинской помощью и о прохождении курса лечения и т.п.
(Августина И.Д.)
("Российский судья", 2023, N 9)Исковая форма защиты права состоит в наличии материально-правового требования истца к ответчику, которое подлежит рассмотрению судом. Если инициатива по возбуждению административного дела исходит от государственных и иных уполномоченных органов в целях реализации предоставленных им полномочий (осуществления определенных в законе функций) и при этом какое-либо материально-правовое требование к гражданину, организации не предъявляется, такое дело не связано с рассмотрением спора о праве, т.е. иска. Судебное рассмотрение по таким делам состоит не в том, чтобы определить, кому из сторон принадлежит спорное право, а кто из сторон является носителем правовой обязанности. Суть дела - в контроле суда за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий соответствующими государственными органами (должностными лицами). Такой вид судопроизводства относится к бесспорному производству. Правовой конфликт и исковый спор - это не тождественные понятия. Правовой конфликт включает в себя исковый спор, но возможен и при отсутствии такового (спор о юридическом факте). Безусловно, правовой конфликт во всех указанных административных делах имеет место, однако истоки этого конфликта лежат не в материально-правовом отношении, связывающем истца и ответчика, а в реализации законного интереса заявителя, в конфликте между публичными и частными интересами. Законному интересу заявителя в принудительном психиатрическом освидетельствовании, принудительном помещении гражданина в медицинский стационар, в установлении мер административного надзора и т.п., с одной стороны, противостоят естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые права, принадлежащие гражданину от рождения и гарантированные Конституцией РФ, - свободно перемещаться, принимать решение об обращении за медицинской помощью и о прохождении курса лечения и т.п.
Статья: Использование полиграфа в системе управления персоналом организации
(Мариновская В.)
("Трудовое право", 2023, N 9)Работодатель, закрепляя в трудовом договоре, что полиграф применяется не только с целью оценить возможные риски, а именно - совершал ли человек хищение, употребляет ли наркотики, но и впоследствии при осуществлении им трудовой деятельности, при различного рода служебных расследованиях, считается, что указанное будет безусловным и действующим на протяжении всего срока действия трудового договора, что нарушает права работника.
(Мариновская В.)
("Трудовое право", 2023, N 9)Работодатель, закрепляя в трудовом договоре, что полиграф применяется не только с целью оценить возможные риски, а именно - совершал ли человек хищение, употребляет ли наркотики, но и впоследствии при осуществлении им трудовой деятельности, при различного рода служебных расследованиях, считается, что указанное будет безусловным и действующим на протяжении всего срока действия трудового договора, что нарушает права работника.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок является итогом неисполнения обязанностей, указанных в предписании, прибыть к избранному им месту жительства или пребывания в определенный срок и явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок является итогом неисполнения обязанностей, указанных в предписании, прибыть к избранному им месту жительства или пребывания в определенный срок и явиться для постановки на учет в орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня прибытия.
"Гражданское процессуальное право. Особенная часть. Производство по отдельным категориям: учебник: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)§ 3. Порядок рассмотрения дел об административном надзоре
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. П.В. Крашенинникова)
("Статут", 2022)§ 3. Порядок рассмотрения дел об административном надзоре
Статья: Административный надзор как средство профилактики: проблемы правоприменения и дальнейшее развитие
(Челобитчиков М.Е.)
("Законность", 2024, N 7)Косвенно это следует и из ч. 9 ст. 270 КАС РФ, которой предусмотрено, что несоблюдение двухмесячного срока не влечет возвращения или отказа в принятии административного искового заявления об установлении административного надзора и не является основанием для отказа в его удовлетворении. При таких обстоятельствах суду следует обеспечить рассмотрение административного дела до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания.
(Челобитчиков М.Е.)
("Законность", 2024, N 7)Косвенно это следует и из ч. 9 ст. 270 КАС РФ, которой предусмотрено, что несоблюдение двухмесячного срока не влечет возвращения или отказа в принятии административного искового заявления об установлении административного надзора и не является основанием для отказа в его удовлетворении. При таких обстоятельствах суду следует обеспечить рассмотрение административного дела до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания.