Срок проведения инвентаризации во внешнем управлении банкротство
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок проведения инвентаризации во внешнем управлении банкротство (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 26.08.2024 N 303-ЭС24-8693 по делу N А73-513/2023
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения налогового органа о доначислении налога на имущество, начислении пеней и штрафа.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано.
Решение: Дело передано в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, поскольку доводы об ошибочности вывода судов о принадлежности спорных объектов к недвижимому имуществу заслуживают внимания.Как следует из материалов дела и установлено судами, определением Арбитражного суда Хабаровского края 01 марта 2013 г. по делу N А73-822/2013 принято заявление о признании общества несостоятельным (банкротом), определением от 25 января 2016 г. по указанному делу в отношении общества введена процедура внешнего управления сроком на 18 месяцев.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным решения налогового органа о доначислении налога на имущество, начислении пеней и штрафа.
Обжалуемый результат спора: В удовлетворении требования отказано.
Решение: Дело передано в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ, поскольку доводы об ошибочности вывода судов о принадлежности спорных объектов к недвижимому имуществу заслуживают внимания.Как следует из материалов дела и установлено судами, определением Арбитражного суда Хабаровского края 01 марта 2013 г. по делу N А73-822/2013 принято заявление о признании общества несостоятельным (банкротом), определением от 25 января 2016 г. по указанному делу в отношении общества введена процедура внешнего управления сроком на 18 месяцев.
Определение Верховного Суда РФ от 29.12.2020 N 307-ЭС20-21324(4) по делу N А56-84331/2015
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об отмене постановления суда о прекращении производства по жалобе на действия (бездействие) конкурсного управляющего должника в связи с отказом общества, являющегося правопреемником уполномоченного органа (ФНС РФ), от жалобы.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, дело направлено на новое рассмотрение, поскольку ФНС РФ является кредитором по текущим платежам и лицом, участвующим в деле о банкротстве на момент рассмотрения обособленного спора в суде первой инстанции.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Определением арбитражного суда первой инстанции от 25.02.2020 жалоба уполномоченного органа признана обоснованной в части несвоевременного проведения инвентаризации имущества должника, непроведения оценки имущества в соответствии с планом внешнего управления, в части несоблюдения сроков проведения повторных торгов, допущенных нарушений при ведении реестра требований кредиторов, нарушений при составлении итогового отчета по результатам внешнего управления.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу об отмене постановления суда о прекращении производства по жалобе на действия (бездействие) конкурсного управляющего должника в связи с отказом общества, являющегося правопреемником уполномоченного органа (ФНС РФ), от жалобы.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, дело направлено на новое рассмотрение, поскольку ФНС РФ является кредитором по текущим платежам и лицом, участвующим в деле о банкротстве на момент рассмотрения обособленного спора в суде первой инстанции.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Определением арбитражного суда первой инстанции от 25.02.2020 жалоба уполномоченного органа признана обоснованной в части несвоевременного проведения инвентаризации имущества должника, непроведения оценки имущества в соответствии с планом внешнего управления, в части несоблюдения сроков проведения повторных торгов, допущенных нарушений при ведении реестра требований кредиторов, нарушений при составлении итогового отчета по результатам внешнего управления.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности проведения инвентаризации имущества должников
(Булатова М.А.)
("Арбитражный управляющий", 2020, N 1)Обратите внимание, Закон о банкротстве не содержит сроков проведения инвентаризации в процедуре внешнего управления.
(Булатова М.А.)
("Арбитражный управляющий", 2020, N 1)Обратите внимание, Закон о банкротстве не содержит сроков проведения инвентаризации в процедуре внешнего управления.
Статья: Реализация имущества должника
(Ермолова Г.)
("ЭЖ-Юрист", 2006, N 1)При этом следует обратить особое внимание на тот факт, что срок внешнего управления также императивно ограничен. Внешний управляющий, исходя из ст. 99 Закона о банкротстве, должен провести полную инвентаризацию имущества должника, его оценку, разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов и только после его утверждения собранием кредиторов приступить к реализации имущества путем проведения открытых торгов в форме аукциона. Как видим, непосредственный период реализации имущества должника в ходе внешнего управления также может быть ограничен сроком от 1 года до 6 месяцев.
(Ермолова Г.)
("ЭЖ-Юрист", 2006, N 1)При этом следует обратить особое внимание на тот факт, что срок внешнего управления также императивно ограничен. Внешний управляющий, исходя из ст. 99 Закона о банкротстве, должен провести полную инвентаризацию имущества должника, его оценку, разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов и только после его утверждения собранием кредиторов приступить к реализации имущества путем проведения открытых торгов в форме аукциона. Как видим, непосредственный период реализации имущества должника в ходе внешнего управления также может быть ограничен сроком от 1 года до 6 месяцев.
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 03.10.2012 N ММВ-7-8/663@
(ред. от 31.03.2016)
"Об утверждении Порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России"4.5. В случае, если размер требований уполномоченного органа превышает два процента от общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов должника, Инспекция не позднее 20 рабочих дней с даты опубликования сведений о результатах инвентаризации в ходе внешнего управления и 7 рабочих дней с даты опубликования сведений о результатах инвентаризации в ходе конкурсного производства направляет внешнему (конкурсному) управляющему требование о привлечении оценщика с указанием состава имущества должника, в отношении которого требуется проведение оценки.
(ред. от 31.03.2016)
"Об утверждении Порядка разграничения полномочий уполномоченного органа по представлению интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, между центральным аппаратом ФНС России и территориальными органами ФНС России"4.5. В случае, если размер требований уполномоченного органа превышает два процента от общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов должника, Инспекция не позднее 20 рабочих дней с даты опубликования сведений о результатах инвентаризации в ходе внешнего управления и 7 рабочих дней с даты опубликования сведений о результатах инвентаризации в ходе конкурсного производства направляет внешнему (конкурсному) управляющему требование о привлечении оценщика с указанием состава имущества должника, в отношении которого требуется проведение оценки.
<Письмо> ФНС РФ от 03.07.2008 N ВЕ-6-8/475@
"О реализации Приказа Минэкономразвития России от 19.10.2007 N 351"
(вместе с <Письмом> Минэкономразвития РФ от 18.06.2008 N 8093-АП/Д06)2. В случае наличия претензий к качеству представляемых арбитражным управляющим документов (документы, содержащие анализ финансового состояния должника, заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, план внешнего управления, предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника, акты инвентаризации имущества должника, отчеты (заключения) арбитражного управляющего, уведомления о проведении собрания кредиторов, протокол собрания кредиторов (комитета кредиторов), реестр требований кредиторов и т.д.) - копии указанных документов, подписанных арбитражным управляющим.
"О реализации Приказа Минэкономразвития России от 19.10.2007 N 351"
(вместе с <Письмом> Минэкономразвития РФ от 18.06.2008 N 8093-АП/Д06)2. В случае наличия претензий к качеству представляемых арбитражным управляющим документов (документы, содержащие анализ финансового состояния должника, заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, план внешнего управления, предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника, акты инвентаризации имущества должника, отчеты (заключения) арбитражного управляющего, уведомления о проведении собрания кредиторов, протокол собрания кредиторов (комитета кредиторов), реестр требований кредиторов и т.д.) - копии указанных документов, подписанных арбитражным управляющим.
"Аукционы: проведение, участие, судебные споры: Справочник инвестора"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Медведев М.Ю., Насонов А.М.)
("Юстицинформ", 2010)В целях удовлетворения требований кредиторов в ходе процедуры конкурсного производства Закон о банкротстве также предусматривает продажу конкурсным управляющим имущества должника на торгах. Так, после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже указанного имущества на открытых торгах, если собранием кредиторов или комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи имущества должника. При этом порядок и сроки продажи имущества должника должны быть одобрены собранием кредиторов или комитетом кредиторов.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Медведев М.Ю., Насонов А.М.)
("Юстицинформ", 2010)В целях удовлетворения требований кредиторов в ходе процедуры конкурсного производства Закон о банкротстве также предусматривает продажу конкурсным управляющим имущества должника на торгах. Так, после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже указанного имущества на открытых торгах, если собранием кредиторов или комитетом кредиторов не установлен иной порядок продажи имущества должника. При этом порядок и сроки продажи имущества должника должны быть одобрены собранием кредиторов или комитетом кредиторов.
"Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник"
(3-е изд., перераб. и доп.)
(отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2017)Одной из основных обязанностей внешнего управляющего во внешнем управлении является разработка плана внешнего управления и осуществление мероприятий по его реализации. Не позднее чем через месяц с момента своего утверждения внешний управляющий должен разработать план внешнего управления, который затем представляется на утверждение собранию кредиторов.
(3-е изд., перераб. и доп.)
(отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2017)Одной из основных обязанностей внешнего управляющего во внешнем управлении является разработка плана внешнего управления и осуществление мероприятий по его реализации. Не позднее чем через месяц с момента своего утверждения внешний управляющий должен разработать план внешнего управления, который затем представляется на утверждение собранию кредиторов.
"Российское гражданское право: В 2 т. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права: Учебник"
(том 1)
(2-е издание, стереотипное)
(отв. ред. Е.А. Суханов)
("Статут", 2011)Все полномочия по управлению делами должника и распоряжению его имуществом переходят к конкурсному управляющему (а полномочия органов управления и собственника имущества должника соответственно прекращаются). Он вправе требовать признания недействительными совершенных должником сделок и расторжения заключенных им договоров, направленных на уменьшение его имущества; он может предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц, а также принимать иные меры по возврату имущества должника (п. 3 ст. 129 Закона о банкротстве). В некоторых правопорядках для этого устанавливается специальный срок - "период подозрительности".
(том 1)
(2-е издание, стереотипное)
(отв. ред. Е.А. Суханов)
("Статут", 2011)Все полномочия по управлению делами должника и распоряжению его имуществом переходят к конкурсному управляющему (а полномочия органов управления и собственника имущества должника соответственно прекращаются). Он вправе требовать признания недействительными совершенных должником сделок и расторжения заключенных им договоров, направленных на уменьшение его имущества; он может предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц, а также принимать иные меры по возврату имущества должника (п. 3 ст. 129 Закона о банкротстве). В некоторых правопорядках для этого устанавливается специальный срок - "период подозрительности".
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону "О бухгалтерском учете" с обзором судебно-арбитражной практики"
(постатейный)
(Лысенко А.Н., Хорошев А.А., Амерханова З.Г., Гирбасова Е.М., Зайнуллин С.Б.)
("Деловой двор", 2011)Отдельные случаи обязательной инвентаризации предусмотрены в законодательстве РФ о банкротстве организаций. Согласно п. 2 ст. 99 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <1> проведение инвентаризации - императивное требование закона. Внешний управляющий обязан принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию. Аналогичные обязанности по проведению инвентаризации предусматривает указанный Закон в отношении конкурсного управляющего (п. 2 ст. 129).
(постатейный)
(Лысенко А.Н., Хорошев А.А., Амерханова З.Г., Гирбасова Е.М., Зайнуллин С.Б.)
("Деловой двор", 2011)Отдельные случаи обязательной инвентаризации предусмотрены в законодательстве РФ о банкротстве организаций. Согласно п. 2 ст. 99 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <1> проведение инвентаризации - императивное требование закона. Внешний управляющий обязан принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию. Аналогичные обязанности по проведению инвентаризации предусматривает указанный Закон в отношении конкурсного управляющего (п. 2 ст. 129).
Статья: Продажа предприятий в России
(Коган Э.Э.)
("Законодательство и экономика", N 4, 2002)Если за счет вырученной от продажи суммы должник может удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению арбитражным судом по заявлению внешнего управляющего. Если такая сумма недостаточна для полного удовлетворения требований, внешний управляющий предлагает кредиторам заключить мировое соглашение, а при недостижении его арбитражный суд по заявлению внешнего управляющего принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
(Коган Э.Э.)
("Законодательство и экономика", N 4, 2002)Если за счет вырученной от продажи суммы должник может удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, производство по делу о банкротстве подлежит прекращению арбитражным судом по заявлению внешнего управляющего. Если такая сумма недостаточна для полного удовлетворения требований, внешний управляющий предлагает кредиторам заключить мировое соглашение, а при недостижении его арбитражный суд по заявлению внешнего управляющего принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
"Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"
(постатейный)
(под ред. Е.А. Рыбасовой)
("Юстицинформ", 2011)д) составление основных разделов плана внешнего управления либо разработка предложений о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника в конкурсном производстве;
(постатейный)
(под ред. Е.А. Рыбасовой)
("Юстицинформ", 2011)д) составление основных разделов плана внешнего управления либо разработка предложений о порядке, сроках и условиях продажи имущества должника в конкурсном производстве;
Вопрос: В какой срок должен быть проведен финансовый анализ внешним управляющим для целей подготовки плана внешнего управления?
(Консультация эксперта, 2016)На законодательном уровне не урегулировано, в какой срок должен производиться финансовый анализ внешним управляющим для целей подготовки плана внешнего управления. Однако из системного толкования законодательства о банкротстве можно заключить, что исходя из сжатых сроков (1 месяц для разработки плана внешнего управления) относительно количества процедур, вменяемых внешнему управляющему (инвентаризация при принятии в управление имущества должника, финансовый анализ и т.д.), финансовый анализ должен быть произведен в кратчайшие сроки.
(Консультация эксперта, 2016)На законодательном уровне не урегулировано, в какой срок должен производиться финансовый анализ внешним управляющим для целей подготовки плана внешнего управления. Однако из системного толкования законодательства о банкротстве можно заключить, что исходя из сжатых сроков (1 месяц для разработки плана внешнего управления) относительно количества процедур, вменяемых внешнему управляющему (инвентаризация при принятии в управление имущества должника, финансовый анализ и т.д.), финансовый анализ должен быть произведен в кратчайшие сроки.
Статья: Права работников в процедурах банкротства
(Баженов А.)
("Арбитражный управляющий", 2011, N 3)Наиболее частой проблемой работников в ходе банкротства является невыплата заработной платы. Для защиты своих прав и законных интересов работникам необходимо знать свои права, а также различать процедуры банкротства. Если это наблюдение, которое вводится в целях обеспечения сохранности организации, проведения анализа ее финансового состояния, выявления объемов кредиторской задолженности, то обязанность по выплате заработной платы лежит на руководителе. Если это внешнее управление, которое применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности, то арбитражный управляющий обязан составить график погашения задолженности.
(Баженов А.)
("Арбитражный управляющий", 2011, N 3)Наиболее частой проблемой работников в ходе банкротства является невыплата заработной платы. Для защиты своих прав и законных интересов работникам необходимо знать свои права, а также различать процедуры банкротства. Если это наблюдение, которое вводится в целях обеспечения сохранности организации, проведения анализа ее финансового состояния, выявления объемов кредиторской задолженности, то обязанность по выплате заработной платы лежит на руководителе. Если это внешнее управление, которое применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности, то арбитражный управляющий обязан составить график погашения задолженности.
Вопрос: Внешний управляющий, утвержденный арбитражным судом, выполняет возложенные на него обязанности ненадлежащим образом (не проводит инвентаризацию имущества должника, не разрабатывает план внешнего управления и т.д.). Может ли представитель учредителей должника предъявить заявление об отстранении внешнего управляющего?
(Консультация эксперта, 2009)Ответ: Согласно п. 6 ст. 24 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) при проведении процедуры банкротства арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
(Консультация эксперта, 2009)Ответ: Согласно п. 6 ст. 24 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) при проведении процедуры банкротства арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Статья: Все о стажировках
(Шалаев А.Б.)
("Делопроизводство и кадры", 2015, N 6)в) организации и проведении собраний кредиторов;
(Шалаев А.Б.)
("Делопроизводство и кадры", 2015, N 6)в) организации и проведении собраний кредиторов;