Срок привлечения к дисциплинарной ответственности за коррупционные действия
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок привлечения к дисциплинарной ответственности за коррупционные действия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Конституционного Суда РФ от 29.05.2025 N 1275-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Короткевича Олега Анатольевича на нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации"При этом установление более длительного срока привлечения к дисциплинарной ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, обусловлено характером и степенью общественной опасности такого рода проступков и согласуется с целями государственной политики в области борьбы с коррупцией.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Короткевича Олега Анатольевича на нарушение его конституционных прав частью четвертой статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации"При этом установление более длительного срока привлечения к дисциплинарной ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, обусловлено характером и степенью общественной опасности такого рода проступков и согласуется с целями государственной политики в области борьбы с коррупцией.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 1 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" Федерального закона "О противодействии коррупции""Оставляя решение суда без изменения и отклоняя довод апелляционной жалобы ответчика о том, что в действиях Ш.Н.ВА., который не доложил руководству о нарушениях при проведении экзаменов 02.12.2019 и 09.12.2019, имеются признаки коррупции, в связи с чем дисциплинарное взыскание может быть применено не позднее трех лет со дня совершения проступка, судебная коллегия указала, что в данном случае суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о пропуске работодателем срока привлечения истца к дисциплинарной ответственности, поскольку действия Ш.Н.ВА., послужившие поводом к привлечению его к дисциплинарной ответственности, не могут быть квалифицированы как дисциплинарный проступок в смысле, предусмотренном подп. "а" п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Кроме того, истец указывает на нарушение процедуры проведения проверки и увольнения работодателем, поскольку проверка проводилась не кадровой службой соответствующего государственного органа, не была создана комиссия по урегулированию конфликта интересов, не учтена тяжесть совершенного проступка, акт о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения не составлялся, его с ним не ознакомили, также истец полагает, что истек срок привлечения к дисциплинарной ответственности, который составляет шесть месяцев со дня совершения проступка в соответствии со ст. 193 ТК РФ.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Кроме того, истец указывает на нарушение процедуры проведения проверки и увольнения работодателем, поскольку проверка проводилась не кадровой службой соответствующего государственного органа, не была создана комиссия по урегулированию конфликта интересов, не учтена тяжесть совершенного проступка, акт о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения не составлялся, его с ним не ознакомили, также истец полагает, что истек срок привлечения к дисциплинарной ответственности, который составляет шесть месяцев со дня совершения проступка в соответствии со ст. 193 ТК РФ.
Статья: К вопросу установления сроков в отношении ограничений, возникающих после увольнения государственных гражданских служащих в связи с утратой доверия
(Занко Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 5)Причем Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 гг. дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 30.07.2014, указывает на то, что процессы привлечения к дисциплинарной и уголовной ответственности государственного гражданского служащего проходят как бы параллельно, поскольку уголовно-процессуальные действия, осуществляемые в отношении муниципального или государственного служащего, в том числе задержание, возбуждение уголовного дела, вынесение обвинительного приговора, не являются обязательным условием для наступления дисциплинарной ответственности в связи с коррупционным проступком.
(Занко Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 5)Причем Обзор практики по рассмотрению в 2012 - 2013 гг. дел по спорам, связанным с привлечением государственных и муниципальных служащих к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных проступков, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 30.07.2014, указывает на то, что процессы привлечения к дисциплинарной и уголовной ответственности государственного гражданского служащего проходят как бы параллельно, поскольку уголовно-процессуальные действия, осуществляемые в отношении муниципального или государственного служащего, в том числе задержание, возбуждение уголовного дела, вынесение обвинительного приговора, не являются обязательным условием для наступления дисциплинарной ответственности в связи с коррупционным проступком.
Нормативные акты
Приказ Генпрокуратуры России от 13.11.2020 N 628
(ред. от 05.03.2024)
"Об организации кадровой работы по противодействию коррупции в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 05.05.2015 N 206 "О мерах по повышению эффективности работы, направленной на формирование и воспитание кадрового состава органов прокуратуры, и соблюдению антикоррупционного законодательства в органах прокуратуры Российской Федерации"При этом обеспечить разумный баланс в применении взысканий, соответствие налагаемого взыскания характеру, тяжести и обстоятельствам совершенного правонарушения; соблюдение сроков привлечения к дисциплинарной ответственности. Учитывать соблюдение работником других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения работником своих должностных обязанностей.
(ред. от 05.03.2024)
"Об организации кадровой работы по противодействию коррупции в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 05.05.2015 N 206 "О мерах по повышению эффективности работы, направленной на формирование и воспитание кадрового состава органов прокуратуры, и соблюдению антикоррупционного законодательства в органах прокуратуры Российской Федерации"При этом обеспечить разумный баланс в применении взысканий, соответствие налагаемого взыскания характеру, тяжести и обстоятельствам совершенного правонарушения; соблюдение сроков привлечения к дисциплинарной ответственности. Учитывать соблюдение работником других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения работником своих должностных обязанностей.
<Письмо> Генпрокуратуры России от 22.11.2017 N 86-13-2017/Ип11279-17
"О направлении памятки по вопросам привлечения к юридической ответственности за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов"Вместе с тем решение о привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе в виде увольнения в связи с утратой доверия, не может быть реализовано в отношении временно нетрудоспособного лица, а также находящегося в отпуске по беременности и родам, в иных установленных законом случаях.
"О направлении памятки по вопросам привлечения к юридической ответственности за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов"Вместе с тем решение о привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе в виде увольнения в связи с утратой доверия, не может быть реализовано в отношении временно нетрудоспособного лица, а также находящегося в отпуске по беременности и родам, в иных установленных законом случаях.
"Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере лицензирования: Вопросы теории и практики"
(Субанова Н.В.)
("Юриспруденция", 2010)Проверкой, проведенной прокуратурой Смоленской области, выявлены нарушения порядка выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира. Ряд лицензий был выдан со значительным превышением установленного законом срока. В то же время заявки отдельных соискателей были рассмотрены в течение нескольких дней. Так, долгосрочная лицензия ООО "С" была выдана через 7 дней. Для этого была аннулирована ранее выданная обществу лицензия, срок действия которой не истек. При этом заявка установленной формы с приложением всех необходимых документов обществом не подавалась, экспертное заключение не составлялось. Указанные факты свидетельствуют о наличии "двойных стандартов" при осуществлении лицензирования, отсутствии единых критериев оценки соответствия соискателей лицензионным условиям и требованиям, наличии коррупционных проявлений. Прокурором внесено представление с требованием о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности;
(Субанова Н.В.)
("Юриспруденция", 2010)Проверкой, проведенной прокуратурой Смоленской области, выявлены нарушения порядка выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира. Ряд лицензий был выдан со значительным превышением установленного законом срока. В то же время заявки отдельных соискателей были рассмотрены в течение нескольких дней. Так, долгосрочная лицензия ООО "С" была выдана через 7 дней. Для этого была аннулирована ранее выданная обществу лицензия, срок действия которой не истек. При этом заявка установленной формы с приложением всех необходимых документов обществом не подавалась, экспертное заключение не составлялось. Указанные факты свидетельствуют о наличии "двойных стандартов" при осуществлении лицензирования, отсутствии единых критериев оценки соответствия соискателей лицензионным условиям и требованиям, наличии коррупционных проявлений. Прокурором внесено представление с требованием о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности;
Статья: Увольнение государственных гражданских служащих в связи с утратой доверия: проблемы теории и практики
(Кузнецов В.И., Трунцевский Ю.В., Ломакина Л.А.)
("Журнал российского права", 2020, N 1)Важным моментом применения мер дисциплинарной ответственности является своевременность дисциплинарного взыскания. Совершенствованию этой стороны дисциплинарной практики законодателем уделяется должное внимание. Депутатами Государственной Думы подготовлен и внесен законопроект N 719227-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о противодействии коррупции". Законопроект, в случае его принятия, позволит ужесточить срок, в течение которого гражданский служащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Этим законопроектом предусматривается не включать в шестимесячный срок, установленный действующим законодательством, периоды временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске, а также время производства по уголовному делу.
(Кузнецов В.И., Трунцевский Ю.В., Ломакина Л.А.)
("Журнал российского права", 2020, N 1)Важным моментом применения мер дисциплинарной ответственности является своевременность дисциплинарного взыскания. Совершенствованию этой стороны дисциплинарной практики законодателем уделяется должное внимание. Депутатами Государственной Думы подготовлен и внесен законопроект N 719227-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о противодействии коррупции". Законопроект, в случае его принятия, позволит ужесточить срок, в течение которого гражданский служащий может быть привлечен к дисциплинарной ответственности. Этим законопроектом предусматривается не включать в шестимесячный срок, установленный действующим законодательством, периоды временной нетрудоспособности, пребывания в отпуске, а также время производства по уголовному делу.
Статья: О гарантиях профессиональной деятельности корпоративного юриста
(Леонтьева Е.А.)
("Закон", 2018, N 10)Распоряжением Правительства РФ от 13.10.2017 N 2239-р в Государственную Думу внесен на рассмотрение законопроект N 286313-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О противодействии коррупции" в части защиты лиц, уведомивших о коррупционных правонарушениях", предусматривающий общие гарантии от преследования со стороны работодателя (увольнения, понижения в должности, привлечения к дисциплинарной ответственности) всех лиц, уведомивших о коррупционном правонарушении, независимо от их профессиональной принадлежности.
(Леонтьева Е.А.)
("Закон", 2018, N 10)Распоряжением Правительства РФ от 13.10.2017 N 2239-р в Государственную Думу внесен на рассмотрение законопроект N 286313-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О противодействии коррупции" в части защиты лиц, уведомивших о коррупционных правонарушениях", предусматривающий общие гарантии от преследования со стороны работодателя (увольнения, понижения в должности, привлечения к дисциплинарной ответственности) всех лиц, уведомивших о коррупционном правонарушении, независимо от их профессиональной принадлежности.
Статья: Пресекательные сроки дисциплинарной ответственности судей как антикоррупционная предпосылка
(Аулов В.К., Туганов Ю.Н.)
("Российский судья", 2010, N 10)Между тем публично-правовые отрасли российского законодательства основаны на правовом принципе, в соответствии с которым определяющим моментом при исчислении сроков давности привлечения к юридической ответственности является общественная опасность деяния. Этот принцип презюмирует, что срок давности за дисциплинарный проступок в любом случае не может быть более протяженным, чем уголовная ответственность за то же самое деяние. Приравнивание явно несоразмерных по общественной опасности действий не способствует укреплению авторитета государственной власти.
(Аулов В.К., Туганов Ю.Н.)
("Российский судья", 2010, N 10)Между тем публично-правовые отрасли российского законодательства основаны на правовом принципе, в соответствии с которым определяющим моментом при исчислении сроков давности привлечения к юридической ответственности является общественная опасность деяния. Этот принцип презюмирует, что срок давности за дисциплинарный проступок в любом случае не может быть более протяженным, чем уголовная ответственность за то же самое деяние. Приравнивание явно несоразмерных по общественной опасности действий не способствует укреплению авторитета государственной власти.
Статья: Обязанность уведомлять о фактах обращения с целью склонения к совершению коррупционных правонарушений: проблемы практической реализации
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2019, N 2)В работе рассматриваются проблемы реализации закрепленной законодательством о противодействии коррупции обязанности уведомления о фактах обращения к государственным и муниципальным служащим с целью склонения их к совершению коррупционных правонарушений. Автор анализирует вопросы круга лиц, на которых распространяется данная обязанность, квалификации деяния в качестве коррупционного правонарушения, проблем привлечения к ответственности за неисполнение данной обязанности. В работе содержатся предложения по изменению действующего законодательства с целью обеспечения надлежащей реализации данной обязанности.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2019, N 2)В работе рассматриваются проблемы реализации закрепленной законодательством о противодействии коррупции обязанности уведомления о фактах обращения к государственным и муниципальным служащим с целью склонения их к совершению коррупционных правонарушений. Автор анализирует вопросы круга лиц, на которых распространяется данная обязанность, квалификации деяния в качестве коррупционного правонарушения, проблем привлечения к ответственности за неисполнение данной обязанности. В работе содержатся предложения по изменению действующего законодательства с целью обеспечения надлежащей реализации данной обязанности.
Статья: Борьба с коррупцией: опыт Республики Татарстан
(Бадрутдинов М.С., Рахимов С.Ф.)
("Журнал российского права", 2012, N 12)Результаты работы и рекомендации экспертных групп представляются Президенту РТ, после чего направляются главам муниципальных районов и профильным министерствам для принятия соответствующих мер. На сегодня за допущенные нарушения некоторые руководители освобождены от занимаемой должности, более 20 государственных и муниципальных служащих привлечены к дисциплинарной ответственности. Помимо кадровых решений, устранены недостатки при осуществлении ремонтных работ, расторгнуты контракты, заключенные с нарушением законодательства, взысканы штрафы и пени, начисленные за срывы сроков исполнения государственных и муниципальных заказов. Материалы о действиях руководителей, государственных и муниципальных служащих, в которых усматриваются коррупционные правонарушения, направляются в МВД и прокуратуру для процессуальной оценки фактов и принятия решений на основании законодательства.
(Бадрутдинов М.С., Рахимов С.Ф.)
("Журнал российского права", 2012, N 12)Результаты работы и рекомендации экспертных групп представляются Президенту РТ, после чего направляются главам муниципальных районов и профильным министерствам для принятия соответствующих мер. На сегодня за допущенные нарушения некоторые руководители освобождены от занимаемой должности, более 20 государственных и муниципальных служащих привлечены к дисциплинарной ответственности. Помимо кадровых решений, устранены недостатки при осуществлении ремонтных работ, расторгнуты контракты, заключенные с нарушением законодательства, взысканы штрафы и пени, начисленные за срывы сроков исполнения государственных и муниципальных заказов. Материалы о действиях руководителей, государственных и муниципальных служащих, в которых усматриваются коррупционные правонарушения, направляются в МВД и прокуратуру для процессуальной оценки фактов и принятия решений на основании законодательства.
Статья: Дисциплинарное принуждение как средство обеспечения служебных правоотношений: современное состояние и перспективы
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2012, N 7)В силу всех вышеизложенных причин мы считаем, что обеспечение служебных правоотношений в случаях совершения государственными и муниципальными служащими деяний, влекущих утрату доверия к ним, должно осуществляться мерами дисциплинарного принуждения. Помимо неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности предоставления сведений о доходах, осуществления предпринимательской деятельности и другим - обозначенным в уже действующем законодательстве - к таким ситуациям можно, с нашей точки зрения, отнести неисполнение служащим обязанности информирования о склонении его к совершению коррупционного правонарушения в определенный срок; получение служащим в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц; вхождение его в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений и некоторые другие. Нарушение же служащими иных запретов, ограничений и несоблюдение обязанностей должно влечь привлечение их к дисциплинарной ответственности.
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2012, N 7)В силу всех вышеизложенных причин мы считаем, что обеспечение служебных правоотношений в случаях совершения государственными и муниципальными служащими деяний, влекущих утрату доверия к ним, должно осуществляться мерами дисциплинарного принуждения. Помимо неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности предоставления сведений о доходах, осуществления предпринимательской деятельности и другим - обозначенным в уже действующем законодательстве - к таким ситуациям можно, с нашей точки зрения, отнести неисполнение служащим обязанности информирования о склонении его к совершению коррупционного правонарушения в определенный срок; получение служащим в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц; вхождение его в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений и некоторые другие. Нарушение же служащими иных запретов, ограничений и несоблюдение обязанностей должно влечь привлечение их к дисциплинарной ответственности.
Статья: Пресекательные сроки дисциплинарной ответственности судей: проблемы и пути решения
(Туганов Ю.Н.)
("Современное право", 2011, N 3)Однако публично-правовые отрасли российского законодательства основаны на правовом принципе, в соответствии с которым определяющим моментом при исчислении сроков давности привлечения к юридической ответственности является общественная опасность деяния. Этот принцип презюмирует, что срок давности за дисциплинарный проступок в любом случае не может быть более протяженным, чем уголовная ответственность за то же самое деяние. Приравнивание явно несоразмерных по общественной опасности действий не способствует укреплению авторитета государственной власти.
(Туганов Ю.Н.)
("Современное право", 2011, N 3)Однако публично-правовые отрасли российского законодательства основаны на правовом принципе, в соответствии с которым определяющим моментом при исчислении сроков давности привлечения к юридической ответственности является общественная опасность деяния. Этот принцип презюмирует, что срок давности за дисциплинарный проступок в любом случае не может быть более протяженным, чем уголовная ответственность за то же самое деяние. Приравнивание явно несоразмерных по общественной опасности действий не способствует укреплению авторитета государственной власти.
Статья: О некоторых проблемах привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения
(Бараненкова И.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2014, N 7)2) при обнаружении признаков совершения военнослужащим коррупционного правонарушения, организации соответствующей проверки и привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности для обеспечения соблюдения указанных сроков целесообразно составлять подробный план действий, указав в нем все предусмотренные антикоррупционным законодательством процедуры (уведомления, направления запросов, беседы, подготовка докладов и т.п.), процессуальные сроки совершения указанных действий и ответственных за их совершение;
(Бараненкова И.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2014, N 7)2) при обнаружении признаков совершения военнослужащим коррупционного правонарушения, организации соответствующей проверки и привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности для обеспечения соблюдения указанных сроков целесообразно составлять подробный план действий, указав в нем все предусмотренные антикоррупционным законодательством процедуры (уведомления, направления запросов, беседы, подготовка докладов и т.п.), процессуальные сроки совершения указанных действий и ответственных за их совершение;