Срок обжалования решения избирательной комиссии
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок обжалования решения избирательной комиссии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 92 "Исчисление процессуальных сроков" КАС РФ"Поскольку статья 78 Федерального закона N 67-ФЗ регулирует вопросы сроков обжалования решений избирательных комиссий, как в вышестоящие комиссии, так и в суд, подлежат применению общие правила исчисления их исчисления. Учитывая положения статей 92, 93 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, последним днем обжалования решения Территориальной избирательной комиссии N 5 от 19 июля 2024 года N 58-8 в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию являлось 24 июля 2024 года. Соответственно юридически значимым обстоятельством в рамках настоящего дела являлось установление факта поступления/непоступления в Санкт-Петербургскую избирательную комиссию жалобы П. на вышеуказанного решение Территориальной избирательной комиссии в установленный законом срок обжалования."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перспективы развития административного процессуального законодательства в контексте рассмотрения судами электоральных споров
(Воронин Д.Ю.)
("Избирательное законодательство и практика", 2022, N 3)В противном случае вполне реалистичной будет ситуация, при которой сторона, вопреки установленному десятидневному сроку обжалования решения избирательной комиссии, фактически легально сможет это сделать почти на двенадцатый день, всего лишь направив административный иск в электронном виде, например, в 23 часа 55 минут понедельника, точно понимая невозможность работы суда в ночное время, но осознавая, что заявление в электронной системе будет зафиксировано практически сразу же, а сами материалы в суде будут приняты лишь во вторник. И это лишь самое скромное предположение, поскольку практика применения данных процессуальных норм предлагает примеры <12>, когда такой срок может составить и все четырнадцать (!) дней.
(Воронин Д.Ю.)
("Избирательное законодательство и практика", 2022, N 3)В противном случае вполне реалистичной будет ситуация, при которой сторона, вопреки установленному десятидневному сроку обжалования решения избирательной комиссии, фактически легально сможет это сделать почти на двенадцатый день, всего лишь направив административный иск в электронном виде, например, в 23 часа 55 минут понедельника, точно понимая невозможность работы суда в ночное время, но осознавая, что заявление в электронной системе будет зафиксировано практически сразу же, а сами материалы в суде будут приняты лишь во вторник. И это лишь самое скромное предположение, поскольку практика применения данных процессуальных норм предлагает примеры <12>, когда такой срок может составить и все четырнадцать (!) дней.
Статья: Избирательные права граждан и КАС РФ: десятилетие эффективной судебной защиты сквозь призму истории ее институционализации
(Воронин Д.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)Так, возможно пересмотреть содержание статьи 75 и исключить из нее пункты 2 - 4, а равно внести изменения в пункты 2 - 5 ст. 78, направленные на отказ от предусмотренных ими сроков, установленных для судебного оспаривания решений избирательных комиссий. Указанные положения Закона N 67-ФЗ фактически регулируют правоотношения, которые не должны быть отражены в нормах материального закона, поскольку по своей природе являются нормами процессуального права, применяемого при разрешении судами административных дел о защите избирательных прав граждан, отраженными в главе 24 КАС РФ.
(Воронин Д.Ю.)
("Российская юстиция", 2025, N 4)Так, возможно пересмотреть содержание статьи 75 и исключить из нее пункты 2 - 4, а равно внести изменения в пункты 2 - 5 ст. 78, направленные на отказ от предусмотренных ими сроков, установленных для судебного оспаривания решений избирательных комиссий. Указанные положения Закона N 67-ФЗ фактически регулируют правоотношения, которые не должны быть отражены в нормах материального закона, поскольку по своей природе являются нормами процессуального права, применяемого при разрешении судами административных дел о защите избирательных прав граждан, отраженными в главе 24 КАС РФ.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016)Отказывая в удовлетворении заявления без рассмотрения требований по существу, суд сослался на пропуск срока обжалования решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016)Отказывая в удовлетворении заявления без рассмотрения требований по существу, суд сослался на пропуск срока обжалования решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2023 N 24
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Однако эти сроки не распространяются на дела по административным исковым заявлениям об оспаривании решений избирательных комиссий, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Однако эти сроки не распространяются на дела по административным исковым заявлениям об оспаривании решений избирательных комиссий, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)2. По общему правилу административный истец вправе изменить основание или предмет административного иска до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции. Однако, КАС РФ установлены исключения из этого правила, которые предусматривают пресекательный срок для заявления соответствующих требований. Примером являются административные дела, касающиеся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении. Административное исковое заявление по данной категории дел может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения, соответственно, сокращается срок для изменения основания или предмета иска.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)2. По общему правилу административный истец вправе изменить основание или предмет административного иска до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции. Однако, КАС РФ установлены исключения из этого правила, которые предусматривают пресекательный срок для заявления соответствующих требований. Примером являются административные дела, касающиеся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении. Административное исковое заявление по данной категории дел может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума оспариваемого решения, соответственно, сокращается срок для изменения основания или предмета иска.