Срок обращения в службу занятости при сокращении
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок обращения в службу занятости при сокращении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Выплаты работнику при увольнении в связи с сокращением численности (штата) работников или ликвидацией организации
(КонсультантПлюс, 2025)...Н. состоял в трудовых отношениях в должности инженера-разработчика... с ООО... уволен... на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников).
(КонсультантПлюс, 2025)...Н. состоял в трудовых отношениях в должности инженера-разработчика... с ООО... уволен... на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как встать на учет в органах службы занятости и получить пособие по безработице?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом одним из условий для получения от работодателя среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения или его части пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, является условие, что сокращенный работник в течение 14 рабочих дней со дня увольнения обратился в орган службы занятости населения (ч. 3 ст. 178 ТК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом одним из условий для получения от работодателя среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения или его части пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, является условие, что сокращенный работник в течение 14 рабочих дней со дня увольнения обратился в орган службы занятости населения (ч. 3 ст. 178 ТК РФ).
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения.
(ред. от 29.09.2025)В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения.
Вопрос: Выплачиваются ли пенсионеру при сокращении выходное пособие и средний месячный заработок на период трудоустройства, в том числе за третий месяц?
(Консультация эксперта, 2025)См. также: В какой срок с момента обращения сокращенного работника работодатель обязан выплатить выходное пособие за второй и третий месяцы?
(Консультация эксперта, 2025)См. также: В какой срок с момента обращения сокращенного работника работодатель обязан выплатить выходное пособие за второй и третий месяцы?
Вопрос: Работник уволен по сокращению штата организации в закрытом административно-территориальном образовании. Ему выплачен средний месячный заработок за второй и третий месяцы. Обязан и вправе ли работодатель выплатить средний заработок за четвертый - шестой месяцы в случае отсутствия решения центра занятости?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Таким образом, специальная норма Закона N 3297-1 не подменяет общую норму, содержащуюся в ст. 178 ТК РФ, а дополняет предусмотренные ст. 178 ТК РФ гарантии работникам, высвобождаемым из организаций, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях, продлевая срок выплаты сохраненного среднего заработка до шести месяцев.
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Таким образом, специальная норма Закона N 3297-1 не подменяет общую норму, содержащуюся в ст. 178 ТК РФ, а дополняет предусмотренные ст. 178 ТК РФ гарантии работникам, высвобождаемым из организаций, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях, продлевая срок выплаты сохраненного среднего заработка до шести месяцев.
Вопрос: О сохранении за работником-пенсионером средней заработной платы после увольнения в связи с сокращением численности или штата работников.
(Письмо Минтруда России от 18.07.2024 N 14-6/ООГ-4370)В случае, предусмотренном частью второй статьи 178 Кодекса, уволенный работник вправе обратиться в письменной форме к работодателю за выплатой среднего месячного заработка за период трудоустройства в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания второго месяца со дня увольнения, а в случае, предусмотренном частью третьей данной статьи, - после принятия решения органом службы занятости населения, но не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания третьего месяца со дня увольнения. При обращении уволенного работника за указанными выплатами работодатель производит их не позднее пятнадцати календарных дней со дня обращения.
(Письмо Минтруда России от 18.07.2024 N 14-6/ООГ-4370)В случае, предусмотренном частью второй статьи 178 Кодекса, уволенный работник вправе обратиться в письменной форме к работодателю за выплатой среднего месячного заработка за период трудоустройства в срок не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания второго месяца со дня увольнения, а в случае, предусмотренном частью третьей данной статьи, - после принятия решения органом службы занятости населения, но не позднее пятнадцати рабочих дней после окончания третьего месяца со дня увольнения. При обращении уволенного работника за указанными выплатами работодатель производит их не позднее пятнадцати календарных дней со дня обращения.
Статья: Проблемы эффективности правового регулирования отношений в сфере содействия занятости населения и социальной защиты безработных в Российской Федерации
(Гусева Т.С., Клепалова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Проведем ретроспективный анализ законодательства в части определения размеров пособий по безработице. В период с 1 июня 1992 г. до 2001 г. минимальный размер пособия по безработице устанавливался в размере МРОТ. С 1 января 2001 г. законодатель заменяет установленный федеральным законом МРОТ как минимальный стандарт пособия на 100 руб. в месяц <40>. С января 2005 г. законодательно вводится "потолок" - максимальная величина пособия по безработице. Длительный период (с 2009 по 2018 г.) минимум и максимум пособия не изменялись и составляли 850 руб. и 4 900 руб. соответственно. Правоведы отмечают, что результатом такого положения стало игнорирование основной массой безработных возможности обращения в государственную службу занятости за содействием в трудоустройстве, что создавало иллюзорное представление об официально низком уровне безработицы в России <41>. Серьезные корректировки условий обеспечения пособием по безработице произведены Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий": наряду с введением особых условий получения пособия предпенсионерами вдвое сокращена продолжительность выплаты пособия по безработице (до шести месяцев - для граждан, уволенных не по виновным основаниям, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, и до трех месяцев - для граждан, впервые ищущих работу, граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия). Вслед за изменениями продолжительности выплаты пособия по безработице увеличиваются и его размеры <42>. Таким образом, государство не решило проблему по существу, а только сконцентрировало объем денежной помощи в первые месяцы безработицы, сократив срок получения пособия.
(Гусева Т.С., Клепалова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Проведем ретроспективный анализ законодательства в части определения размеров пособий по безработице. В период с 1 июня 1992 г. до 2001 г. минимальный размер пособия по безработице устанавливался в размере МРОТ. С 1 января 2001 г. законодатель заменяет установленный федеральным законом МРОТ как минимальный стандарт пособия на 100 руб. в месяц <40>. С января 2005 г. законодательно вводится "потолок" - максимальная величина пособия по безработице. Длительный период (с 2009 по 2018 г.) минимум и максимум пособия не изменялись и составляли 850 руб. и 4 900 руб. соответственно. Правоведы отмечают, что результатом такого положения стало игнорирование основной массой безработных возможности обращения в государственную службу занятости за содействием в трудоустройстве, что создавало иллюзорное представление об официально низком уровне безработицы в России <41>. Серьезные корректировки условий обеспечения пособием по безработице произведены Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий": наряду с введением особых условий получения пособия предпенсионерами вдвое сокращена продолжительность выплаты пособия по безработице (до шести месяцев - для граждан, уволенных не по виновным основаниям, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состояли в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель, и до трех месяцев - для граждан, впервые ищущих работу, граждан, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, граждан, уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия). Вслед за изменениями продолжительности выплаты пособия по безработице увеличиваются и его размеры <42>. Таким образом, государство не решило проблему по существу, а только сконцентрировало объем денежной помощи в первые месяцы безработицы, сократив срок получения пособия.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. Таким образом, к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. Таким образом, к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.
Вопрос: О сохранении за работником-пенсионером среднего месячного заработка за третий месяц со дня увольнения по сокращению штата.
(Письмо Роструда от 23.08.2024 N ПГ/17719-4-3)Исходя из смысла названной нормы органы службы занятости населения своим решением вправе охарактеризовать случай, когда уволенный в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников организации работник не был трудоустроен за промежуток времени, в течение которого за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, при условии, что этот работник обратился в орган службы занятости населения в двухнедельный срок после увольнения, как исключительный и сохранить за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения средний месячный заработок.
(Письмо Роструда от 23.08.2024 N ПГ/17719-4-3)Исходя из смысла названной нормы органы службы занятости населения своим решением вправе охарактеризовать случай, когда уволенный в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников организации работник не был трудоустроен за промежуток времени, в течение которого за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, при условии, что этот работник обратился в орган службы занятости населения в двухнедельный срок после увольнения, как исключительный и сохранить за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения средний месячный заработок.
Путеводитель по трудовым спорам. Спорные ситуации в связи с выплатами при увольнении в случае ликвидации организации или сокращения численности (штата) работников3.2. Правомерен ли отказ в выплате среднего заработка за третий - шестой месяцы нетрудоустройства работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации на территории ЗАТО или сокращением, если он не обратился в службу занятости в установленные сроки?
Путеводитель по трудовым спорам: Выплаты при увольнении в связи с ликвидацией организации или сокращением численности (штата).
Правомерен ли отказ уволенному по сокращению пенсионеру по старости в выплате среднего заработка за четвертый - шестой месяцы нетрудоустройства
(КонсультантПлюс, 2025)Гарантии при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия по старости. Юридически значимыми обстоятельствами для сохранения среднего заработка являются факт обращения работника в месячный срок после увольнения в службу занятости и факт его нетрудоустройства.
Правомерен ли отказ уволенному по сокращению пенсионеру по старости в выплате среднего заработка за четвертый - шестой месяцы нетрудоустройства
(КонсультантПлюс, 2025)Гарантии при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата распространяются на граждан, которым выплачивается пенсия по старости. Юридически значимыми обстоятельствами для сохранения среднего заработка являются факт обращения работника в месячный срок после увольнения в службу занятости и факт его нетрудоустройства.
Вопрос: В какой срок с момента обращения сокращенного работника работодатель обязан выплатить выходное пособие за второй и третий месяцы?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)В случае, предусмотренном ч. 2 ст. 178 ТК РФ, уволенный работник вправе обратиться в письменной форме к работодателю за выплатой среднего месячного заработка за период трудоустройства в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания второго месяца со дня увольнения, а в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 178 ТК РФ, - после принятия решения органом службы занятости населения, но не позднее 15 рабочих дней после окончания третьего месяца со дня увольнения. При обращении уволенного работника за указанными выплатами работодатель производит их не позднее 15 календарных дней со дня обращения (ч. 5 ст. 178 ТК РФ).
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)В случае, предусмотренном ч. 2 ст. 178 ТК РФ, уволенный работник вправе обратиться в письменной форме к работодателю за выплатой среднего месячного заработка за период трудоустройства в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания второго месяца со дня увольнения, а в случае, предусмотренном ч. 3 ст. 178 ТК РФ, - после принятия решения органом службы занятости населения, но не позднее 15 рабочих дней после окончания третьего месяца со дня увольнения. При обращении уволенного работника за указанными выплатами работодатель производит их не позднее 15 календарных дней со дня обращения (ч. 5 ст. 178 ТК РФ).