Защита прав потребителей отмена рейса

Подборка наиболее важных документов по запросу Защита прав потребителей отмена рейса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 784 "Общие положения о перевозке" ГК РФ"Руководствуясь положениями ст. ст. 309, 310, 401, 784, 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 102, 103, 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", суд первой инстанции исходил из того, что отмена рейса из-за распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) освобождает авиаперевозчика от ответственности, поскольку надлежащее исполнение АООО "Сингапур Эйрлайнз Лимитед" своих обязательств оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств."
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 01.08.2023 по делу N 88-19751/2023
Категория спора: Перевозка.
Требования пассажира: 1) О взыскании убытков; 2) О возврате уплаченных денежных средств; 3) О взыскании неустойки и штрафа; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в связи с отменой рейса им понесены убытки, денежные средства, уплаченные за авиабилет, ему не возвращены.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. ст. 15, 309, 310, 333, 410, 784, 786 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. ст. 105, 116 Воздушного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 13, 15, 28, 31 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" пришел к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения иска, поскольку в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт неисполнения ответчиком обязательств по возврату стоимости авиабилета в связи с отменой рейса, свидетельствующих также о нарушении прав истца, как потребителя услуги. Принимая решение о взыскании убытков, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств, подтверждающих, что отмена рейса была обусловлена соблюдением правил безопасности полетов и (или) авиационной безопасности либо требованиями государственных органов в соответствии с их компетенцией.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Права потребителей в сфере пассажирских авиаперелетов при отмене рейса в праве Европейского союза на примере дела C-12/11 - Denise McDonagh v. Ryanair Ltd
(Петруня Ю.В.)
("Транспортное право", 2020, N 4)
В статье рассматривается подход к защите прав потребителей в праве Европейского союза в области авиаперевозок, проводится анализ определенных недостатков правового регулирования Регламента Европейского Парламента N 261/2004, определяющего права пассажиров (потребителей) и авиакомпаний при отмене рейса, на примере дела C-12/11 - Denise McDonagh v Ryanair Ltd, рассмотренного Европейским судом Европейского союза.
Статья: Договор международной воздушной перевозки пассажиров и багажа: определение компетентного суда
(Щукин А.И.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)
В схожей ситуации о передаче дела по подсудности по иску гражданина Б. к компании Turkish Airlines о взыскании убытков за отмену рейса в размере стоимости приобретенных билетов по договору воздушной перевозки суды апелляционной и кассационной инстанций, признав иск изначально поданным в компетентный суд <38>, исходили из все тех же норм ч. 7 ст. 29 ГПК РФ и п. 2 ст. 17 Закона о защите прав потребителей.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 18.10.2023)
Согласно статье 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.