Срок направления протокола об административном правонарушении на рассмотрение суда
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок направления протокола об административном правонарушении на рассмотрение суда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 28.8 "Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении" КоАП РФ"Доводы жалобы о том, что в нарушение ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не был составлен немедленно, иного вывода по делу не влекут, поскольку установленные статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроки составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения не являются пресекательными (3 абзац п. 4 приведенного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5)."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Протокол об административном правонарушении в отношении должностного лица органа власти, учреждения, предприятия
(КонсультантПлюс, 2025)...в силу разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5... несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных... сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
(КонсультантПлюс, 2025)...в силу разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5... несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных... сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о сроках составления и направления протокола об административном правонарушении для рассмотрения
(Лизунов А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)В статье обращено внимание на несовершенство правовой регламентации отдельных процессуальных сроков в КоАП РФ. Признана необоснованной позиция Пленума Верховного Суда Российской Федерации в части признания сроков составления и дальнейшего направления протокола об административном правонарушении для рассмотрения дела непресекательными. Сформулировано предложение законодательно закрепить положение о том, что протокол об административном правонарушении должен быть составлен и направлен на рассмотрение в возможно короткие сроки, но не выходящие за пределы срока давности привлечения к административной ответственности.
(Лизунов А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 6)В статье обращено внимание на несовершенство правовой регламентации отдельных процессуальных сроков в КоАП РФ. Признана необоснованной позиция Пленума Верховного Суда Российской Федерации в части признания сроков составления и дальнейшего направления протокола об административном правонарушении для рассмотрения дела непресекательными. Сформулировано предложение законодательно закрепить положение о том, что протокол об административном правонарушении должен быть составлен и направлен на рассмотрение в возможно короткие сроки, но не выходящие за пределы срока давности привлечения к административной ответственности.
Статья: Возбуждение дел об административных правонарушениях в отношении неустановленных лиц
(Кошелев Д.А., Варакосов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Согласно абз. 3 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" "несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными...". В данном пункте Постановления дано толкование лишь двум статьям КоАП РФ - ст. 28.5 и 28.8; вопросы административного расследования, в том числе вопрос о сроках составления протокола об административном правонарушении после его окончания или вынесения постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в данном пункте не рассматривались, поэтому предполагается, что при осуществлении административного расследования необходимо точно следовать требованиям КоАП РФ. После окончания административного расследования должен быть составлен протокол об административном правонарушении или производство по делу об административном правонарушении должно быть прекращено по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
(Кошелев Д.А., Варакосов Д.В.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Согласно абз. 3 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" "несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными...". В данном пункте Постановления дано толкование лишь двум статьям КоАП РФ - ст. 28.5 и 28.8; вопросы административного расследования, в том числе вопрос о сроках составления протокола об административном правонарушении после его окончания или вынесения постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в данном пункте не рассматривались, поэтому предполагается, что при осуществлении административного расследования необходимо точно следовать требованиям КоАП РФ. После окончания административного расследования должен быть составлен протокол об административном правонарушении или производство по делу об административном правонарушении должно быть прекращено по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2007 N 52
(ред. от 09.02.2012)
"О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях"На сроки осуществления судопроизводства негативное влияние оказывают и такие факторы, как высокая нагрузка на мировых судей, длительность прохождения судебных извещений о времени и месте судебного заседания, ненадлежащее качество дознания и предварительного следствия по уголовным делам, трудности формирования коллегии присяжных заседателей, неявка в судебные заседания без уважительных причин адвокатов, назначенных в соответствии с частью 3 статьи 51 УПК РФ, а также ненадлежащий уровень исполнения постановлений и определений судей о приводе лиц по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, несвоевременное направление в суды протоколов об административных правонарушениях.
(ред. от 09.02.2012)
"О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях"На сроки осуществления судопроизводства негативное влияние оказывают и такие факторы, как высокая нагрузка на мировых судей, длительность прохождения судебных извещений о времени и месте судебного заседания, ненадлежащее качество дознания и предварительного следствия по уголовным делам, трудности формирования коллегии присяжных заседателей, неявка в судебные заседания без уважительных причин адвокатов, назначенных в соответствии с частью 3 статьи 51 УПК РФ, а также ненадлежащий уровень исполнения постановлений и определений судей о приводе лиц по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, несвоевременное направление в суды протоколов об административных правонарушениях.
Постановление Конституционного Суда РФ от 03.10.2024 N 43-П
"По делу о проверке конституционности пункта 2 части 1 статьи 24.5, части 5 статьи 28.2, пункта 4 части 1 статьи 29.4 и частей 1 и 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданина В.В. Кашина"Соответственно, даже при выявлении в процессе рассмотрения дела по существу недостатков, допущенных при составлении протокола об административном правонарушении, их наличие как таковое не может служить безусловным основанием для прекращения производства по делу на стадии его рассмотрения. Сходной правовой позиции придерживается и Пленум Верховного Суда Российской Федерации, ориентирующий суды на то, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья во всяком случае должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. При этом существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП Российской Федерации, и иных сведений в зависимости от их значимости для конкретного дела об административном правонарушении, а несущественными - такие недостатки, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП Российской Федерации сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными (абзацы первый, второй и третий пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5).
"По делу о проверке конституционности пункта 2 части 1 статьи 24.5, части 5 статьи 28.2, пункта 4 части 1 статьи 29.4 и частей 1 и 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданина В.В. Кашина"Соответственно, даже при выявлении в процессе рассмотрения дела по существу недостатков, допущенных при составлении протокола об административном правонарушении, их наличие как таковое не может служить безусловным основанием для прекращения производства по делу на стадии его рассмотрения. Сходной правовой позиции придерживается и Пленум Верховного Суда Российской Федерации, ориентирующий суды на то, что в порядке подготовки дела к рассмотрению судья во всяком случае должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола. При этом существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП Российской Федерации, и иных сведений в зависимости от их значимости для конкретного дела об административном правонарушении, а несущественными - такие недостатки, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП Российской Федерации сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными (абзацы первый, второй и третий пункта 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5).
Статья: О проблемах, возникающих при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях в части потребления наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача
(Будникова А.Б.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)В соответствии с гл. 3 КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях должностные лица полиции уполномочены назначать наказание только в виде административного штрафа или предупреждения. Поэтому установление сокращенных сроков направления протокола и рассмотрения дела, а также обязательного присутствия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в этом случае не является необходимым.
(Будникова А.Б.)
("Административное право и процесс", 2022, N 2)В соответствии с гл. 3 КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях должностные лица полиции уполномочены назначать наказание только в виде административного штрафа или предупреждения. Поэтому установление сокращенных сроков направления протокола и рассмотрения дела, а также обязательного присутствия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в этом случае не является необходимым.
Статья: Проблемы, возникающие у судей судов общей юрисдикции при подготовке к рассмотрению дел об административных правонарушениях
(Нобель Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)<5> Согласно проведенному автором анкетированию среди судей Октябрьского районного суда г. Кирова, половина опрошенных считает необходимым направлять дело об административном правонарушении для рассмотрения в другой суд по истечении 10 суток с момента вынесения определения о передаче дела по подведомственности.
(Нобель Н.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 4)<5> Согласно проведенному автором анкетированию среди судей Октябрьского районного суда г. Кирова, половина опрошенных считает необходимым направлять дело об административном правонарушении для рассмотрения в другой суд по истечении 10 суток с момента вынесения определения о передаче дела по подведомственности.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Приведенный подход реализуется в практике большинства региональных судов. И только некоторые суды считают, что знакомить правонарушителя с протоколом об административном правонарушении после внесения в него изменений административному органу не обязательно - это может сделать судья на стадии подготовки дела к рассмотрению путем направления указанному лицу копии протокола. Не вызывает сомнений, что реализация данного подхода в деятельности судов будет способствовать уменьшению числа дел об административных правонарушениях, прекращенных в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку получение доказательств, свидетельствующих о принятии должностным лицом, внесшим изменения в протокол, мер, направленных на извещение об этом лица, привлекаемого к административной ответственности, требует значительных временных затрат. Однако в смысле строго юридическом такой подход не совсем безупречен, так как возложение на судью обязанностей, которые на стадии возбуждения дела должны осуществлять органы исполнительной власти, приводит к размыванию пределов ответственности последних и превращает суд в придаток административных органов, устраняющий недостатки в их работе.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Приведенный подход реализуется в практике большинства региональных судов. И только некоторые суды считают, что знакомить правонарушителя с протоколом об административном правонарушении после внесения в него изменений административному органу не обязательно - это может сделать судья на стадии подготовки дела к рассмотрению путем направления указанному лицу копии протокола. Не вызывает сомнений, что реализация данного подхода в деятельности судов будет способствовать уменьшению числа дел об административных правонарушениях, прекращенных в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку получение доказательств, свидетельствующих о принятии должностным лицом, внесшим изменения в протокол, мер, направленных на извещение об этом лица, привлекаемого к административной ответственности, требует значительных временных затрат. Однако в смысле строго юридическом такой подход не совсем безупречен, так как возложение на судью обязанностей, которые на стадии возбуждения дела должны осуществлять органы исполнительной власти, приводит к размыванию пределов ответственности последних и превращает суд в придаток административных органов, устраняющий недостатки в их работе.
Статья: Как налоговики будут проверять применение ККТ в 2024 г.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 17)В целях оценки исполнения предписания налоговые органы могут инициировать проведение контрольной закупки, документарной или выездной проверки. Если по итогам этих контрольных мероприятий налоговым органом будет установлено, что предписание не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, он вновь выдает контролируемому лицу предписание с указанием новых сроков его исполнения. Кроме того, в отношении контролируемого лица составляется протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение первого предписания для дальнейшего направления в судебные органы на рассмотрение.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 17)В целях оценки исполнения предписания налоговые органы могут инициировать проведение контрольной закупки, документарной или выездной проверки. Если по итогам этих контрольных мероприятий налоговым органом будет установлено, что предписание не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, он вновь выдает контролируемому лицу предписание с указанием новых сроков его исполнения. Кроме того, в отношении контролируемого лица составляется протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение первого предписания для дальнейшего направления в судебные органы на рассмотрение.
Ситуация: Как лишают водительских прав?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При выявлении правонарушения, за которое предусмотрено лишение водительских прав, инспектор ГИБДД составляет протокол об административном правонарушении, далее документы направляются в суд. По результату рассмотрения дела судья выносит постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При выявлении правонарушения, за которое предусмотрено лишение водительских прав, инспектор ГИБДД составляет протокол об административном правонарушении, далее документы направляются в суд. По результату рассмотрения дела судья выносит постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу.