Срок давности взыскания налоговых санкций
Подборка наиболее важных документов по запросу Срок давности взыскания налоговых санкций (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 113 "Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа о применении штрафных санкций за несвоевременную уплату страховых взносов на основании законодательства ДНР. Налоговый орган возразил, что в отношении взыскания штрафных санкций по страховым взносам законодательство ДНР не устанавливает срок давности. Отклоняя данный аргумент, суд указал, что, поскольку ДНР принята в состав РФ, на правоотношения по привлечению к ответственности за несвоевременную уплату страховых взносов распространяются положения ст. 113 НК РФ, устанавливающие трехлетний срок давности. Поскольку на момент принятия спорного решения срок давности истек, суд признал решение о привлечении к ответственности недействительным.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа о применении штрафных санкций за несвоевременную уплату страховых взносов на основании законодательства ДНР. Налоговый орган возразил, что в отношении взыскания штрафных санкций по страховым взносам законодательство ДНР не устанавливает срок давности. Отклоняя данный аргумент, суд указал, что, поскольку ДНР принята в состав РФ, на правоотношения по привлечению к ответственности за несвоевременную уплату страховых взносов распространяются положения ст. 113 НК РФ, устанавливающие трехлетний срок давности. Поскольку на момент принятия спорного решения срок давности истек, суд признал решение о привлечении к ответственности недействительным.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 46 "Взыскание задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств и цифровых рублей на счетах цифрового рубля" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю о взыскании финансовых санкций за представление неполных и недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год. По мнению Фонда, трехлетний срок для обращения в суд не был пропущен, так как его следует исчислять с момента выявления правонарушения (25.06.2020), которое стало возможным только после проведения сверки данных с налоговым органом, а не с момента истечения срока для сдачи отчетности. Отказывая в удовлетворении требований Фонда, суд указал, что Фонд пропустил установленный законом срок на принудительное взыскание санкций. Моментом, с которого начинает течь срок исковой давности, является дата, следующая за последним днем, установленным для представления соответствующей отчетности (01.03.2018), а не дата фактического обнаружения правонарушения Фондом. Поскольку Фонд обратился в суд только 04.07.2024, установленные законом сроки были нарушены.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю о взыскании финансовых санкций за представление неполных и недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ за 2017 год. По мнению Фонда, трехлетний срок для обращения в суд не был пропущен, так как его следует исчислять с момента выявления правонарушения (25.06.2020), которое стало возможным только после проведения сверки данных с налоговым органом, а не с момента истечения срока для сдачи отчетности. Отказывая в удовлетворении требований Фонда, суд указал, что Фонд пропустил установленный законом срок на принудительное взыскание санкций. Моментом, с которого начинает течь срок исковой давности, является дата, следующая за последним днем, установленным для представления соответствующей отчетности (01.03.2018), а не дата фактического обнаружения правонарушения Фондом. Поскольку Фонд обратился в суд только 04.07.2024, установленные законом сроки были нарушены.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Исковая давность в налоговом праве Республики Казахстан
(Надточий В.Д.)
("Финансовое право", 2023, N 8)Несмотря на некую схожесть, выражающуюся в том, что термины "исковая давность" и "давность" представляют собой закрепленный в праве феномен, отображающий влияние времени на видоизменение правового статуса субъекта, между ними наблюдаются существенные различия. Нормы об исковой давности ограничивают требования и иски, устанавливая, в течение какого времени, например, может быть заявлен иск. Нормы о давности устанавливают время, которое должно пройти, прежде чем право может быть заявлено. Однако указанное применимо к сфере гражданского права. В случае налогового правоотношения, например в случае истечения срока давности взыскания налоговой санкции, право налогоплательщиком не заявляется, но в случае попытки взыскания санкции по истечении срока давности налогоплательщик вправе ссылаться на данный факт как на основание прекращения права налогового органа на данное взыскание.
(Надточий В.Д.)
("Финансовое право", 2023, N 8)Несмотря на некую схожесть, выражающуюся в том, что термины "исковая давность" и "давность" представляют собой закрепленный в праве феномен, отображающий влияние времени на видоизменение правового статуса субъекта, между ними наблюдаются существенные различия. Нормы об исковой давности ограничивают требования и иски, устанавливая, в течение какого времени, например, может быть заявлен иск. Нормы о давности устанавливают время, которое должно пройти, прежде чем право может быть заявлено. Однако указанное применимо к сфере гражданского права. В случае налогового правоотношения, например в случае истечения срока давности взыскания налоговой санкции, право налогоплательщиком не заявляется, но в случае попытки взыскания санкции по истечении срока давности налогоплательщик вправе ссылаться на данный факт как на основание прекращения права налогового органа на данное взыскание.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке, а налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). При этом должны соблюдаться и общие правила о давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения: лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке, а налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). При этом должны соблюдаться и общие правила о давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения: лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года.
Нормативные акты
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71
"Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации"В то же время в соответствии с пунктом 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании суммы налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания налоговых санкций).
"Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации"В то же время в соответствии с пунктом 1 статьи 115 НК РФ налоговые органы могут обратиться в суд с заявлением о взыскании суммы налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания налоговых санкций).
<Письмо> МНС РФ от 22.10.2001 N ШС-6-14/803
"О сроке давности взыскания налоговой санкции"
(вместе с Постановлением Президиума ВАС РФ от 24.07.2001 N 3246/01)МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
"О сроке давности взыскания налоговой санкции"
(вместе с Постановлением Президиума ВАС РФ от 24.07.2001 N 3246/01)МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Статья: Роль арбитражного суда при осуществлении правосудия в экономической сфере: проблемы и пути преодоления
(Михайлова Е.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 3)<17> Конституционный Суд РФ также указал, что "в силу правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации относительно института исковой давности, давности взыскания налоговых санкций и давности привлечения к административной и уголовной ответственности, целью установления соответствующих сроков давности является как обеспечение эффективности реализации публичных функций, стабильности правопорядка и рациональной организации деятельности правоприменителя, так и сохранение необходимой стабильности правовых отношений и гарантирование конституционных прав лица, совершившего деяние, влекущее для него соответствующие правовые последствия, поскольку никто не может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределенный или слишком длительный срок. Наличие сроков, в течение которых для лица во взаимоотношениях с государством могут наступить неблагоприятные последствия, представляет собой необходимое условие применения этих последствий. Между тем ни Федеральным законом "О защите конкуренции", ни ранее действовавшим Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (и принятыми на его основе и утвержденными Приказом ФАС России от 2 февраля 2005 года N 12 Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства) вопрос о сроках давности привлечения к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства непосредственно не урегулирован" (Там же).
(Михайлова Е.В.)
("Вестник Арбитражного суда Московского округа", 2025, N 3)<17> Конституционный Суд РФ также указал, что "в силу правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации относительно института исковой давности, давности взыскания налоговых санкций и давности привлечения к административной и уголовной ответственности, целью установления соответствующих сроков давности является как обеспечение эффективности реализации публичных функций, стабильности правопорядка и рациональной организации деятельности правоприменителя, так и сохранение необходимой стабильности правовых отношений и гарантирование конституционных прав лица, совершившего деяние, влекущее для него соответствующие правовые последствия, поскольку никто не может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределенный или слишком длительный срок. Наличие сроков, в течение которых для лица во взаимоотношениях с государством могут наступить неблагоприятные последствия, представляет собой необходимое условие применения этих последствий. Между тем ни Федеральным законом "О защите конкуренции", ни ранее действовавшим Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (и принятыми на его основе и утвержденными Приказом ФАС России от 2 февраля 2005 года N 12 Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства) вопрос о сроках давности привлечения к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства непосредственно не урегулирован" (Там же).
Статья: Процессуальные моменты, связанные с привлечением к налоговой ответственности
(Новикова С.Г.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 6)Совокупность сроков, определенных ст. 101.4 НК РФ, и их окончание являются одним из основных условий для исчисления срока давности взыскания санкции (ст. 115 НК РФ).
(Новикова С.Г.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 6)Совокупность сроков, определенных ст. 101.4 НК РФ, и их окончание являются одним из основных условий для исчисления срока давности взыскания санкции (ст. 115 НК РФ).
Статья: К вопросу об исковой давности в делах с участием публичных образований
(Михайлова Е.В.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)<15> Конституционный Суд РФ также указал, что "в силу правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации относительно института исковой давности, давности взыскания налоговых санкций и давности привлечения к административной и уголовной ответственности, целью установления соответствующих сроков давности является как обеспечение эффективности реализации публичных функций, стабильности правопорядка и рациональной организации деятельности правоприменителя, так и сохранение необходимой стабильности правовых отношений и гарантирование конституционных прав лица, совершившего деяние, влекущее для него соответствующие правовые последствия, поскольку никто не может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределенный или слишком длительный срок. Наличие сроков, в течение которых для лица во взаимоотношениях с государством могут наступить неблагоприятные последствия, представляет собой необходимое условие применения этих последствий. Между тем ни Федеральным законом "О защите конкуренции", ни ранее действовавшим Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (и принятыми на его основе и утвержденными Приказом Федеральной антимонопольной службы от 2 февраля 2005 года N 12 Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства) вопрос о сроках давности привлечения к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства непосредственно не урегулирован" (Постановление Конституционного Суда РФ от 24 июня 2009 г. N 11-П).
(Михайлова Е.В.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)<15> Конституционный Суд РФ также указал, что "в силу правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации относительно института исковой давности, давности взыскания налоговых санкций и давности привлечения к административной и уголовной ответственности, целью установления соответствующих сроков давности является как обеспечение эффективности реализации публичных функций, стабильности правопорядка и рациональной организации деятельности правоприменителя, так и сохранение необходимой стабильности правовых отношений и гарантирование конституционных прав лица, совершившего деяние, влекущее для него соответствующие правовые последствия, поскольку никто не может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределенный или слишком длительный срок. Наличие сроков, в течение которых для лица во взаимоотношениях с государством могут наступить неблагоприятные последствия, представляет собой необходимое условие применения этих последствий. Между тем ни Федеральным законом "О защите конкуренции", ни ранее действовавшим Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (и принятыми на его основе и утвержденными Приказом Федеральной антимонопольной службы от 2 февраля 2005 года N 12 Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства) вопрос о сроках давности привлечения к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства непосредственно не урегулирован" (Постановление Конституционного Суда РФ от 24 июня 2009 г. N 11-П).
Статья: Взыскание трансграничной налоговой задолженности
(Савицкий А.И.)
("Закон", 2023, N 11)Очевидным недостатком обоих видов трансграничной задолженности является ввиду территориальной ограниченности налогового суверенитета недоступность ее взыскания за счет денежных средств или иного имущества, что выполнимо для налоговых органов государства-кредитора. Данная ситуация усугубляется процедурными и процессуальными требованиями и ограничениями, налагаемыми соответствующим материальным или процессуальным законодательством, а также необходимостью принятия всех мер по розыску имущества, самого должника, соблюдения сроков давности привлечения к ответственности и взыскания недоимки и санкций.
(Савицкий А.И.)
("Закон", 2023, N 11)Очевидным недостатком обоих видов трансграничной задолженности является ввиду территориальной ограниченности налогового суверенитета недоступность ее взыскания за счет денежных средств или иного имущества, что выполнимо для налоговых органов государства-кредитора. Данная ситуация усугубляется процедурными и процессуальными требованиями и ограничениями, налагаемыми соответствующим материальным или процессуальным законодательством, а также необходимостью принятия всех мер по розыску имущества, самого должника, соблюдения сроков давности привлечения к ответственности и взыскания недоимки и санкций.
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Попытку снятия пробелов в данном Законе попробовал осуществить ВАС РФ в п. 3 своего Письма от 31 мая 1994 г. N С1-7/ОП-373 "Обзор практики разрешения споров, возникающих в сфере налоговых отношений и затрагивающих общие вопросы применения налогового законодательства": "Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" впервые установлен срок давности на взыскание недоимок по налогам. Согласно статье 24 названного Закона бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц может быть применен в течение шести лет с момента образования указанной недоимки. Между тем срок на бесспорное списание финансовых санкций новым налоговым законодательством установлен не был. В этой связи арбитражным судам необходимо исходить из следующего. В соответствии со статьей 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отсутствия законодательства, регулирующего спорное отношение, арбитражный суд применяет законодательство, регулирующее сходные отношения. Поэтому установленный статьей 24 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" срок давности на списание в бесспорном порядке сумм недоимок по налогам применяется и при взыскании финансовых санкций за нарушения налогового законодательства" <1>.
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Попытку снятия пробелов в данном Законе попробовал осуществить ВАС РФ в п. 3 своего Письма от 31 мая 1994 г. N С1-7/ОП-373 "Обзор практики разрешения споров, возникающих в сфере налоговых отношений и затрагивающих общие вопросы применения налогового законодательства": "Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" впервые установлен срок давности на взыскание недоимок по налогам. Согласно статье 24 названного Закона бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц может быть применен в течение шести лет с момента образования указанной недоимки. Между тем срок на бесспорное списание финансовых санкций новым налоговым законодательством установлен не был. В этой связи арбитражным судам необходимо исходить из следующего. В соответствии со статьей 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отсутствия законодательства, регулирующего спорное отношение, арбитражный суд применяет законодательство, регулирующее сходные отношения. Поэтому установленный статьей 24 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" срок давности на списание в бесспорном порядке сумм недоимок по налогам применяется и при взыскании финансовых санкций за нарушения налогового законодательства" <1>.
Вопрос: Может ли пропуск срока на составление акта об обнаружении фактов налоговых нарушений служить основанием для признания недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности?
(Консультация эксперта, 2025)Как отмечено в Письме ФНС России от 01.02.2018 N СА-4-7/1894@, пропуск указанного срока на составление акта не изменяет порядок исчисления срока на принудительное взыскание налоговых санкций.
(Консультация эксперта, 2025)Как отмечено в Письме ФНС России от 01.02.2018 N СА-4-7/1894@, пропуск указанного срока на составление акта не изменяет порядок исчисления срока на принудительное взыскание налоговых санкций.