Сокращение должностей государственной службы
Подборка наиболее важных документов по запросу Сокращение должностей государственной службы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение госслужащих по сокращению
(КонсультантПлюс, 2025)"...Представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности государственной гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности государственной гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 37 "Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя" Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации""Установив, что изменение существенных условий служебного контракта фактически обусловлено сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, суд первой инстанции, приняв во внимание позицию, нашедшую свое отражение в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-П, пришел к выводу об отсутствии у ответчика оснований для прекращения с истцом служебного контракта по пункту 7 части 1 статьи 33 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", поскольку в при установленных обстоятельствах служебный контракт мог быть расторгнут с истцом по основанию, предусмотренному пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в связи с чем удовлетворил требования ФИО1В. о признании незаконным приказа заместителя министра финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N л/с о расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности и увольнении с государственной гражданской службы, восстановлении ее в ранее замещаемой должности, и взыскании в ее пользу среднего заработка за время вынужденного прогула."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как установить испытательный срок на федеральной государственной гражданской службе
(КонсультантПлюс, 2025)госслужащему, который назначен на должность согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о государственной гражданской службе в порядке перевода в связи с сокращением должности госслужбы или упразднением госоргана;
(КонсультантПлюс, 2025)госслужащему, который назначен на должность согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о государственной гражданской службе в порядке перевода в связи с сокращением должности госслужбы или упразднением госоргана;
Готовое решение: Как формируется кадровый резерв госслужбы
(КонсультантПлюс, 2025)в связи с сокращением должностей госслужбы либо упразднением госоргана;
(КонсультантПлюс, 2025)в связи с сокращением должностей госслужбы либо упразднением госоргана;
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Статья 31. Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Статья 31. Отношения, связанные с гражданской службой, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа
Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 N 3-ФКЗ
(ред. от 14.07.2022)
"О Верховном Суде Российской Федерации"6. Федеральным государственным гражданским служащим аппарата Верховного Суда Российской Федерации и аппарата Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, действовавших на день вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", продолжающим осуществлять свои полномочия до дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона и не назначенным на должности федеральной государственной гражданской службы в аппарате Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", и Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством Российской Федерации при сокращении должностей федеральной государственной гражданской службы или упразднении государственного органа.
(ред. от 14.07.2022)
"О Верховном Суде Российской Федерации"6. Федеральным государственным гражданским служащим аппарата Верховного Суда Российской Федерации и аппарата Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, действовавших на день вступления в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", продолжающим осуществлять свои полномочия до дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона и не назначенным на должности федеральной государственной гражданской службы в аппарате Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", и Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации, предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством Российской Федерации при сокращении должностей федеральной государственной гражданской службы или упразднении государственного органа.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- государственному гражданскому служащему, уволенному в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа, признанному безработным, но не трудоустроенному в период после увольнения с гражданской службы, за который ему произведена единовременная выплата - компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания (компенсация за пятый и шестой месяцы после увольнения) в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в этом случае пособие по безработице назначается начиная с первого дня по истечении указанного периода;
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- государственному гражданскому служащему, уволенному в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа, признанному безработным, но не трудоустроенному в период после увольнения с гражданской службы, за который ему произведена единовременная выплата - компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания (компенсация за пятый и шестой месяцы после увольнения) в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в этом случае пособие по безработице назначается начиная с первого дня по истечении указанного периода;
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Трудовой кодекс Российской Федерации содержит ряд гарантий, предоставляемых работающим женщинам, имеющим детей, в частности часть четвертая его статьи 261 обеспечивает одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет, защиту от увольнения по инициативе работодателя по основаниям, не связанным с виновным поведением. Нет препятствий и для предоставления данной гарантии и женщинам, проходящим государственную гражданскую службу. Однако гражданка В.Ю. Боровик не получила такой защиты: будучи одинокой матерью с малолетним ребенком, она была уволена в рамках проводимых мероприятий по сокращению должностей государственной гражданской службы, однако предусмотренное для таких случаев основание увольнения - отказ государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы - формально не было отнесено законодателем к основаниям увольнения по инициативе представителя нанимателя. Это и явилось препятствием для удовлетворения судом ее требования о признании увольнения незаконным и восстановлении на службе.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Трудовой кодекс Российской Федерации содержит ряд гарантий, предоставляемых работающим женщинам, имеющим детей, в частности часть четвертая его статьи 261 обеспечивает одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет, защиту от увольнения по инициативе работодателя по основаниям, не связанным с виновным поведением. Нет препятствий и для предоставления данной гарантии и женщинам, проходящим государственную гражданскую службу. Однако гражданка В.Ю. Боровик не получила такой защиты: будучи одинокой матерью с малолетним ребенком, она была уволена в рамках проводимых мероприятий по сокращению должностей государственной гражданской службы, однако предусмотренное для таких случаев основание увольнения - отказ государственного гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы - формально не было отнесено законодателем к основаниям увольнения по инициативе представителя нанимателя. Это и явилось препятствием для удовлетворения судом ее требования о признании увольнения незаконным и восстановлении на службе.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)При сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)При сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:
Готовое решение: Как разработать и утвердить должностной регламент гражданского служащего
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: если в штатное расписание госоргана взамен должности, замещаемой гражданским служащим, введена новая должность, относящаяся к иной категории и (или) группе должностей, со сходными (в определенной мере совпадающими) должностными обязанностями, оснований, чтобы изменить по инициативе представителя нанимателя условия заключенного с гражданским служащим служебного контракта, нет. В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной новой должности его нельзя уволить по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе. При таком изменении организационно-штатной структуры госоргана необходимо применять правила, предусмотренные для случаев сокращения должностей госслужбы (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.07.2022 N 29-П). Полагаем, что, хотя этот вывод касался положений прежней редакции Закона о государственной гражданской службе, он актуален и сейчас.
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: если в штатное расписание госоргана взамен должности, замещаемой гражданским служащим, введена новая должность, относящаяся к иной категории и (или) группе должностей, со сходными (в определенной мере совпадающими) должностными обязанностями, оснований, чтобы изменить по инициативе представителя нанимателя условия заключенного с гражданским служащим служебного контракта, нет. В случае письменного отказа гражданского служащего от предложенной новой должности его нельзя уволить по п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе. При таком изменении организационно-штатной структуры госоргана необходимо применять правила, предусмотренные для случаев сокращения должностей госслужбы (Постановление Конституционного Суда РФ от 07.07.2022 N 29-П). Полагаем, что, хотя этот вывод касался положений прежней редакции Закона о государственной гражданской службе, он актуален и сейчас.
Статья: Проблемы прекращения служебных отношений в связи с достижением предельного возраста
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)Здесь уместно вспомнить Постановление КС РФ от 22 ноября 2011 г. N 25-П, касающееся предоставления гарантий при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должностей. Дело в том, что до этого Постановления расторжение служебного контракта в связи с сокращением должностей государственной службы также не рассматривалось как увольнение по инициативе представителя нанимателя. Пункт 8.2 ч. 1 был внесен в ст. 37 "Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя" Закона о государственной гражданской службе только Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 57-ФЗ, принятым на основании рассматриваемого Постановления КС РФ.
(Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)Здесь уместно вспомнить Постановление КС РФ от 22 ноября 2011 г. N 25-П, касающееся предоставления гарантий при увольнении с гражданской службы в связи с сокращением должностей. Дело в том, что до этого Постановления расторжение служебного контракта в связи с сокращением должностей государственной службы также не рассматривалось как увольнение по инициативе представителя нанимателя. Пункт 8.2 ч. 1 был внесен в ст. 37 "Расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя" Закона о государственной гражданской службе только Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 57-ФЗ, принятым на основании рассматриваемого Постановления КС РФ.