Сохранность имущества подопечного
Подборка наиболее важных документов по запросу Сохранность имущества подопечного (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как опекуну заполнить отчет о хранении, использовании и управлении имуществом несовершеннолетнего подопечного?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Сведения о сохранности имущества несовершеннолетнего подопечного
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Сведения о сохранности имущества несовершеннолетнего подопечного
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Аналогично сказанному выше, к сожалению, не видится четкого разграничения этой задачи с предусмотренным в п. 4 ч. 1 ст. 8 комментируемого Закона полномочием ООиП по осуществлению надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане. Тем более что в п. 11 ч. 1 указанной статьи, детализирующем указанное полномочие, в предмете проверок, проводимых ООиП, указано на вопросы обеспечения сохранности имущества подопечных (см. комментарий к ст. 8 Закона). Сказанное является также поводом к оценке рассматриваемой задачи ООиП в качестве составной части предыдущей задачи данных органов.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Аналогично сказанному выше, к сожалению, не видится четкого разграничения этой задачи с предусмотренным в п. 4 ч. 1 ст. 8 комментируемого Закона полномочием ООиП по осуществлению надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане. Тем более что в п. 11 ч. 1 указанной статьи, детализирующем указанное полномочие, в предмете проверок, проводимых ООиП, указано на вопросы обеспечения сохранности имущества подопечных (см. комментарий к ст. 8 Закона). Сказанное является также поводом к оценке рассматриваемой задачи ООиП в качестве составной части предыдущей задачи данных органов.
Нормативные акты
Приказ Минпросвещения России от 03.07.2024 N 461
"Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2024 N 79140)3. Обеспечение сохранности имущества подопечного (недвижимое и движимое):
"Об утверждении Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2024 N 79140)3. Обеспечение сохранности имущества подопечного (недвижимое и движимое):
Статья: Реализация принципа заботы о благосостоянии и развитии детей, оставшихся без попечения родителей: частноправовой аспект
(Воронина С.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 5)За деятельностью опекунов и попечителей установлен надзор органа опеки и попечительства. В обязанности публичного органа осуществлять проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества (ст. 24 ФЗ "Об опеке и попечительстве") прослеживается особая забота государства о детях, оставшихся без попечения родителей. Важным является и предусмотренное данным Законом право самого подопечного обжаловать в орган опеки и попечительства действия или бездействие опекунов или попечителей. В данном случае применительно к подопечному необходимо системное применение п. 3 ст. 24 Закона и абз. 2 п. 2 ст. 56 СК РФ о праве ребенка самостоятельно обращаться за защитой его законных прав и интересов в орган опеки и попечительства, в том числе при злоупотреблении опекунскими правами.
(Воронина С.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 5)За деятельностью опекунов и попечителей установлен надзор органа опеки и попечительства. В обязанности публичного органа осуществлять проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества (ст. 24 ФЗ "Об опеке и попечительстве") прослеживается особая забота государства о детях, оставшихся без попечения родителей. Важным является и предусмотренное данным Законом право самого подопечного обжаловать в орган опеки и попечительства действия или бездействие опекунов или попечителей. В данном случае применительно к подопечному необходимо системное применение п. 3 ст. 24 Закона и абз. 2 п. 2 ст. 56 СК РФ о праве ребенка самостоятельно обращаться за защитой его законных прав и интересов в орган опеки и попечительства, в том числе при злоупотреблении опекунскими правами.
Статья: Проблемные аспекты опеки над детьми, оставшимися без попечения родителей: роль прокурорского надзора
(Бобина Р.В.)
("Законность", 2025, N 1)В ходе проверки прокурору следует выяснять, реализуется ли последующий контроль за условиями жизни, воспитания и содержания опекаемых, соблюдением опекунами (попечителями) прав подопечных, обеспечением сохранности их имущества, использованием закрепленного за опекаемыми жилья, выполнением требований к осуществлению опекунами своих прав и исполнению обязанностей. Так, прокуратурой Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) выявлено, что более двух лет органами опеки не осуществлялся контроль за сохранностью жилья, закрепленного за тремя несовершеннолетними детьми, оставшимися без родительского попечения. Прокуратура внесла представление в администрацию муниципального района "Нижнеколымский район", которое не было удовлетворено, в связи с чем прокурор направил в суд административное исковое заявление с требованием о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования по непринятию мер по проведению плановых осмотров квартиры, закрепленной за детьми, и устранении нарушений закона. Требования прокурора суд удовлетворил <17>. Полагаем, что в этом случае у прокурора были основания и для возбуждения административного производства за умышленное неисполнение законных требований прокурора в отношении должностных лиц муниципального образования. При отсутствии надлежащего контроля опекуны (попечители) не всегда исполняют обязанности о предоставлении органам опеки ежегодных отчетов о хранении, об использовании имущества подопечных, о расходах за счет имущества, тратах опекунских выплат. Например, судом удовлетворен иск прокурора Веденского района Чеченской Республики, заявленный в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах несовершеннолетней, о предоставлении опекуном в орган опеки администрации Веденского муниципального района отчета о хранении, об использовании имущества подопечной, управлении имуществом, о расходовании денежных средств на содержание опекаемого ребенка <18>.
(Бобина Р.В.)
("Законность", 2025, N 1)В ходе проверки прокурору следует выяснять, реализуется ли последующий контроль за условиями жизни, воспитания и содержания опекаемых, соблюдением опекунами (попечителями) прав подопечных, обеспечением сохранности их имущества, использованием закрепленного за опекаемыми жилья, выполнением требований к осуществлению опекунами своих прав и исполнению обязанностей. Так, прокуратурой Нижнеколымского района Республики Саха (Якутия) выявлено, что более двух лет органами опеки не осуществлялся контроль за сохранностью жилья, закрепленного за тремя несовершеннолетними детьми, оставшимися без родительского попечения. Прокуратура внесла представление в администрацию муниципального района "Нижнеколымский район", которое не было удовлетворено, в связи с чем прокурор направил в суд административное исковое заявление с требованием о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования по непринятию мер по проведению плановых осмотров квартиры, закрепленной за детьми, и устранении нарушений закона. Требования прокурора суд удовлетворил <17>. Полагаем, что в этом случае у прокурора были основания и для возбуждения административного производства за умышленное неисполнение законных требований прокурора в отношении должностных лиц муниципального образования. При отсутствии надлежащего контроля опекуны (попечители) не всегда исполняют обязанности о предоставлении органам опеки ежегодных отчетов о хранении, об использовании имущества подопечных, о расходах за счет имущества, тратах опекунских выплат. Например, судом удовлетворен иск прокурора Веденского района Чеченской Республики, заявленный в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах несовершеннолетней, о предоставлении опекуном в орган опеки администрации Веденского муниципального района отчета о хранении, об использовании имущества подопечной, управлении имуществом, о расходовании денежных средств на содержание опекаемого ребенка <18>.
Статья: Несовершеннолетние как должники: сравнительно-правовое исследование
(Останина Е.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 5)<75> См. также: п. 8, 9 Правил осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (с изм. от 10.02.2020).
(Останина Е.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 5)<75> См. также: п. 8, 9 Правил осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (с изм. от 10.02.2020).
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Так, например, согласно ст. 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 ноября 2016 г. N 79-гоз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственным полномочием по контролю за исполнением правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Пунктом 11.1 ст. 2 Закона ХМАО-Югры от 20 июля 2007 г. N 114-гоз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству" предусмотрено осуществление органами местного самоуправления надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с федеральным законодательством; осуществление контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка (детей). В соответствии с Законом ХМАО-Югры от 12 октября 2005 г. N 74-гоз "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию и осуществлению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" органы местного самоуправления должны контролировать выполнение планов индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними детьми, находящимися в социально опасном положении.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Так, например, согласно ст. 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17 ноября 2016 г. N 79-гоз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами" органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделяются государственным полномочием по контролю за исполнением правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Пунктом 11.1 ст. 2 Закона ХМАО-Югры от 20 июля 2007 г. N 114-гоз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству" предусмотрено осуществление органами местного самоуправления надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с федеральным законодательством; осуществление контроля за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка (детей). В соответствии с Законом ХМАО-Югры от 12 октября 2005 г. N 74-гоз "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по созданию и осуществлению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав" органы местного самоуправления должны контролировать выполнение планов индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними детьми, находящимися в социально опасном положении.