Сохранение северной пенсии при переезде
Подборка наиболее важных документов по запросу Сохранение северной пенсии при переезде (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Конституционного Суда РФ от 26.06.2025 N 1759-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданки Бойко Галины Ивановны на нарушение ее конституционных прав частью второй статьи 48 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"Часть вторая статьи 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 закрепляет льготу, которая непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает и направлена на сохранение уровня пенсионного обеспечения лиц, длительное время проходивших службу в неблагоприятных природно-климатических условиях Крайнего Севера и приравненных к районам Крайнего Севера местностей.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданки Бойко Галины Ивановны на нарушение ее конституционных прав частью второй статьи 48 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"Часть вторая статьи 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 закрепляет льготу, которая непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает и направлена на сохранение уровня пенсионного обеспечения лиц, длительное время проходивших службу в неблагоприятных природно-климатических условиях Крайнего Севера и приравненных к районам Крайнего Севера местностей.
Определение Конституционного Суда РФ от 21.05.2015 N 1024-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Апалькова Алексея Дмитриевича на нарушение его конституционных прав Постановлением Совета Министров СССР "О порядке применения указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера"По мнению А.Д. Апалькова, оспариваемый нормативный правовой акт противоречит Конституции Российской Федерации и Постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", поскольку в указанный Перечень не включена территория города Иркутска, что лишает его (прослужившего в районах Крайнего Севера менее 15 календарных лет) возможности сохранения размера пенсии, исчисленной с учетом районного коэффициента, установленного к денежному довольствию сотрудников органов внутренних дел по последнему месту службы, в случае его переезда на новое постоянное место жительства, где соответствующий районный коэффициент не установлен.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Апалькова Алексея Дмитриевича на нарушение его конституционных прав Постановлением Совета Министров СССР "О порядке применения указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера"По мнению А.Д. Апалькова, оспариваемый нормативный правовой акт противоречит Конституции Российской Федерации и Постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", поскольку в указанный Перечень не включена территория города Иркутска, что лишает его (прослужившего в районах Крайнего Севера менее 15 календарных лет) возможности сохранения размера пенсии, исчисленной с учетом районного коэффициента, установленного к денежному довольствию сотрудников органов внутренних дел по последнему месту службы, в случае его переезда на новое постоянное место жительства, где соответствующий районный коэффициент не установлен.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Ежегодная индексация ФВ к страховой пенсии позволяет сохранить за "северянами" достигнутый ими уровень пенсионного обеспечения (на момент назначения страховой пенсии) и размер ФВ, установленный с учетом "северного стажа". Тем не менее, если гражданин примет решение переехать в регионы с более "мягким" климатом, он можно рассчитывать только на сохранение ФВ (с учетом "северного стажа"), в то время как районный коэффициент, повышающий страховые пенсии, а также все бюджетные пенсии, больше не будет применяться.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Ежегодная индексация ФВ к страховой пенсии позволяет сохранить за "северянами" достигнутый ими уровень пенсионного обеспечения (на момент назначения страховой пенсии) и размер ФВ, установленный с учетом "северного стажа". Тем не менее, если гражданин примет решение переехать в регионы с более "мягким" климатом, он можно рассчитывать только на сохранение ФВ (с учетом "северного стажа"), в то время как районный коэффициент, повышающий страховые пенсии, а также все бюджетные пенсии, больше не будет применяться.
Вопрос: Пенсионное обеспечение прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
("Официальный сайт Минобороны России", 2020)Ответ: В соответствии со статьей 48 Закона Российской Федерации N 4468-1 пенсионерам из числа военнослужащих, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где районный коэффициент к денежному довольствию военнослужащих не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии исчисляются с применением районного коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. Предельный размер районного коэффициента, который применяется для исчисления указанных пенсий, составляет 1,5. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029. Сохранение районного коэффициента, применяемого в районах с неблагоприятными условиями, при переезде в районы, где районный коэффициент не установлен, действующим законодательством не предусмотрено.
("Официальный сайт Минобороны России", 2020)Ответ: В соответствии со статьей 48 Закона Российской Федерации N 4468-1 пенсионерам из числа военнослужащих, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где районный коэффициент к денежному довольствию военнослужащих не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии исчисляются с применением районного коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. Предельный размер районного коэффициента, который применяется для исчисления указанных пенсий, составляет 1,5. Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029. Сохранение районного коэффициента, применяемого в районах с неблагоприятными условиями, при переезде в районы, где районный коэффициент не установлен, действующим законодательством не предусмотрено.
Нормативные акты
<Письмо> Минфина РФ от 10.12.1997 N 1-13/10
"О порядке финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности"- выплата единовременных пособий работникам, высвобождаемым в связи с ликвидацией угледобывающих организаций, имеющим на день увольнения стаж работы в таких организациях не менее 5 лет и право на пенсионное обеспечение (право выхода на пенсию);
"О порядке финансирования мероприятий по реструктуризации угольной промышленности"- выплата единовременных пособий работникам, высвобождаемым в связи с ликвидацией угледобывающих организаций, имеющим на день увольнения стаж работы в таких организациях не менее 5 лет и право на пенсионное обеспечение (право выхода на пенсию);
Проект Федерального закона N 732724-8
"О внесении изменения в статью 48 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 07.10.2024)Проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 48 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" предлагается снизить количество лет службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, необходимое для сохранения повышенной пенсии при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства.
"О внесении изменения в статью 48 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 07.10.2024)Проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 48 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" предлагается снизить количество лет службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, необходимое для сохранения повышенной пенсии при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства.
"Комментарий законодательства о пенсионном обеспечении граждан, проходивших военную службу, и членов их семей"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Золотухин Г.А., Копытов А.В.)
("За права военнослужащих", 2002)Для определения права И.И. Иванова на сохранение указанного размера пенсии исчисляем его выслугу лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Золотухин Г.А., Копытов А.В.)
("За права военнослужащих", 2002)Для определения права И.И. Иванова на сохранение указанного размера пенсии исчисляем его выслугу лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях:
Вопрос: Уволен в 1990. Пенсия исчислена в Приморском крае с учетом районного коэффициента 1,2. Перерасчет сделан с 1 января 2003 г. с применением коэффициента 1,5. За период до 1 января 2003 г. в перерасчете пенсии отказано. Правомерно ли это? Некоторое время служба была связана с радиаций и излучением. Уволен по болезни. Какие положены льготы и компенсации?
("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 5)Поскольку Вы переехали на постоянное место жительства в Приморский край, то и размер Вашей пенсии должен был исчисляться с применением районного коэффициента, установленного для Приморского края (1,2).
("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 5)Поскольку Вы переехали на постоянное место жительства в Приморский край, то и размер Вашей пенсии должен был исчисляться с применением районного коэффициента, установленного для Приморского края (1,2).
"Комментарий к Федеральному закону от 20 июня 1996 г. N 81-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности"
(постатейный)
(Басалаева С.П., Петрова Е.И., Петрова Е.Н., Спиглазова Т.Г.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)По смыслу комментируемого Закона социальные обязательства устанавливаются прежде всего на федеральном уровне и обеспечиваются нормами трудового, жилищного права и права социального обеспечения. Так, трудовое законодательство предусматривает выплату работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, выходных пособий, а также сохранение среднего заработка в период трудоустройства; оплату расходов по переезду к новому месту жительства в другую местность работников (членов их семей), уволенных при ликвидации организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Законодательство о социальном обеспечении устанавливает право на досрочные трудовые пенсии по старости лицам, занятым на подземных работах, а также предусматривает доплаты к пенсиям лицам, работавшим в организациях угольной промышленности на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт. Нормы жилищного законодательства регулируют вопросы приобретения гражданами жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
(постатейный)
(Басалаева С.П., Петрова Е.И., Петрова Е.Н., Спиглазова Т.Г.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)По смыслу комментируемого Закона социальные обязательства устанавливаются прежде всего на федеральном уровне и обеспечиваются нормами трудового, жилищного права и права социального обеспечения. Так, трудовое законодательство предусматривает выплату работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, выходных пособий, а также сохранение среднего заработка в период трудоустройства; оплату расходов по переезду к новому месту жительства в другую местность работников (членов их семей), уволенных при ликвидации организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Законодательство о социальном обеспечении устанавливает право на досрочные трудовые пенсии по старости лицам, занятым на подземных работах, а также предусматривает доплаты к пенсиям лицам, работавшим в организациях угольной промышленности на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт. Нормы жилищного законодательства регулируют вопросы приобретения гражданами жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.