Согласование внеплановой проверки с прокуратурой
Подборка наиболее важных документов по запросу Согласование внеплановой проверки с прокуратурой (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 10 "Организация и проведение внеплановой проверки" Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля""Судами обоснованно отмечено, что основанием для проведения проверки послужило мотивированное представление должностного лица управления от 28.04.2021 по результатам предварительной проверки информации (письмо от 01.04.2021 N 03/6540), поступившей в управление из муниципального казенного учреждения "Междуреченский комитет по охране окружающей среды и природопользованию", о нарушении природоохранного законодательства ООО "Втормет" в части обращения с отходами производства и потребления; в качестве правового основания для проведения внеплановой проверки в отношении общества в приказе от 28.04.2021 N 487-кн указаны ссылки на статьи 10, 12 Закона N 294-ФЗ; в заявлении управления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки с прокуратурой Кемеровской области указан подпункт "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отдельные аспекты административно-правового принуждения в сфере миграции как метода обеспечения правопорядка
(Стручков Ю.Н.)
("Миграционное право", 2025, N 1)За период с 1 января 2023 г. по 30 июня 2023 г. МВД РФ осуществило 2 648 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (АППГ + 487%), из которых внеплановых проведено 2 101 (АППГ + 848%), доля внеплановых проверок составляет 79%. Учитывая сложный характер организации и проведения внеплановых контрольно-надзорных мероприятий, снижается оперативность реагирования на угрозы жизни и здоровью граждан, что негативно отражается на эффективности государственного контроля (надзора). При проведении 1 720 проверок выявлены правонарушения (АППГ + 1 016%). При согласовании внеплановых проверок органы прокуратуры отказали в проведении проверки 903 раза.
(Стручков Ю.Н.)
("Миграционное право", 2025, N 1)За период с 1 января 2023 г. по 30 июня 2023 г. МВД РФ осуществило 2 648 проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (АППГ + 487%), из которых внеплановых проведено 2 101 (АППГ + 848%), доля внеплановых проверок составляет 79%. Учитывая сложный характер организации и проведения внеплановых контрольно-надзорных мероприятий, снижается оперативность реагирования на угрозы жизни и здоровью граждан, что негативно отражается на эффективности государственного контроля (надзора). При проведении 1 720 проверок выявлены правонарушения (АППГ + 1 016%). При согласовании внеплановых проверок органы прокуратуры отказали в проведении проверки 903 раза.
Статья: Борьба с преступным загрязнением атмосферы: от ее имитации к реальным действиям
(Попов И.В.)
("Уголовное право", 2024, N 4)Специалисты Росприроднадзора, исходя из наименования загрязняющих веществ и их концентрации, адресов забора проб, метеорологических параметров, определили предприятие, в производственной деятельности которого возможен выброс выявленных веществ в названных концентрациях. Соблюдая процедуру, установленную Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <29>, Росприроднадзор обратился в прокуратуру Омской области для согласования внеплановой проверки. Разрешение прокуратуры Омской области было получено, и проверка начата только 14 января 2020 г. В ходе внеплановой проверки превышения установленных предельно допустимых выбросов зафиксировано не было. В своих объяснениях заместитель руководителя Росприроднадзора пояснил, что существующий порядок проведения контрольно-надзорного мероприятия (внеплановые проверки) не позволяет установить источник загрязнения атмосферного воздуха <30>.
(Попов И.В.)
("Уголовное право", 2024, N 4)Специалисты Росприроднадзора, исходя из наименования загрязняющих веществ и их концентрации, адресов забора проб, метеорологических параметров, определили предприятие, в производственной деятельности которого возможен выброс выявленных веществ в названных концентрациях. Соблюдая процедуру, установленную Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <29>, Росприроднадзор обратился в прокуратуру Омской области для согласования внеплановой проверки. Разрешение прокуратуры Омской области было получено, и проверка начата только 14 января 2020 г. В ходе внеплановой проверки превышения установленных предельно допустимых выбросов зафиксировано не было. В своих объяснениях заместитель руководителя Росприроднадзора пояснил, что существующий порядок проведения контрольно-надзорного мероприятия (внеплановые проверки) не позволяет установить источник загрязнения атмосферного воздуха <30>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"2. В случае, если внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие может быть проведено только после согласования с органами прокуратуры, указанное мероприятие проводится после такого согласования.
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"2. В случае, если внеплановое контрольное (надзорное) мероприятие может быть проведено только после согласования с органами прокуратуры, указанное мероприятие проводится после такого согласования.
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)5. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 2, пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)5. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 2, пункте 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Закон N 294-ФЗ преодолел отступления от первоначальной концепции законодательной регламентации контроля (надзора) и создал еще более существенные гарантии осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями хозяйственной деятельности. В частности, были введены: планирование проведения плановых проверок и согласование проведения внеплановых проверок с органами прокуратуры; обязательное уведомление контролируемого лица о проведении плановых и внеплановых выездных проверок; введены ведомственные административные регламенты осуществления контроля (надзора); установлен приоритет документарных проверок над выездными; определены ограничение сроков проведения проверок и дополнительные ограничения в части периодичности и сроков проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и др. Законодатель предусмотрел перечень грубых нарушений требований к организации и проведению проверок и, руководствуясь доктриной плодов отравленного дерева, установил правило о том, что результаты проверки, проведенной с грубым нарушением, признаются недействительными.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Закон N 294-ФЗ преодолел отступления от первоначальной концепции законодательной регламентации контроля (надзора) и создал еще более существенные гарантии осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями хозяйственной деятельности. В частности, были введены: планирование проведения плановых проверок и согласование проведения внеплановых проверок с органами прокуратуры; обязательное уведомление контролируемого лица о проведении плановых и внеплановых выездных проверок; введены ведомственные административные регламенты осуществления контроля (надзора); установлен приоритет документарных проверок над выездными; определены ограничение сроков проведения проверок и дополнительные ограничения в части периодичности и сроков проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и др. Законодатель предусмотрел перечень грубых нарушений требований к организации и проведению проверок и, руководствуясь доктриной плодов отравленного дерева, установил правило о том, что результаты проверки, проведенной с грубым нарушением, признаются недействительными.
Статья: Контрольные мероприятия ГИТ: к чему должен быть готов кадровик
(Маслова А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 7)Практика показывает, что спрогнозировать внеплановую проверку практически невозможно. Ограничений на их количество нет, главное условие - основание для внепланового контрольного мероприятия. Статистика свидетельствует о том, что чаще всего внеплановые проверки трудовые инспекторы (по согласованию с прокуратурой) проводят по жалобам работников.
(Маслова А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 7)Практика показывает, что спрогнозировать внеплановую проверку практически невозможно. Ограничений на их количество нет, главное условие - основание для внепланового контрольного мероприятия. Статистика свидетельствует о том, что чаще всего внеплановые проверки трудовые инспекторы (по согласованию с прокуратурой) проводят по жалобам работников.
Статья: К вопросу о гарантиях прав контролируемых лиц
(Фесько Д.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Субъекты внешнего и внутреннего управления контрольными (надзорными) органами в первую очередь должны выяснять, насколько этими органами соблюдается мораторий на плановые контрольные (надзорные) мероприятия <23>. Затем следует произвести оценку соблюдения контрольными (надзорными) органами ограничений на проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий и проверок, согласованности их с органами прокуратуры. Внеплановые проверки без согласования с прокуратурой, но с немедленным ее извещением возможны в случаях, требующих немедленного реагирования.
(Фесько Д.С.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Субъекты внешнего и внутреннего управления контрольными (надзорными) органами в первую очередь должны выяснять, насколько этими органами соблюдается мораторий на плановые контрольные (надзорные) мероприятия <23>. Затем следует произвести оценку соблюдения контрольными (надзорными) органами ограничений на проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий и проверок, согласованности их с органами прокуратуры. Внеплановые проверки без согласования с прокуратурой, но с немедленным ее извещением возможны в случаях, требующих немедленного реагирования.
Статья: Проверки ККТ в 2023 году
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 4)Постановлением N 336 определено, что в 2022 и 2023 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральными законами от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ и должностных лиц органов государственной власти субъектов РФ и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся при условии согласования с органами прокуратуры, в том числе по решению руководителя, заместителя руководителя ФНС в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей (за исключением случаев, установленных п. 7 ст. 75 Федерального закона N 248-ФЗ).
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 4)Постановлением N 336 определено, что в 2022 и 2023 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральными законами от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) и от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ и должностных лиц органов государственной власти субъектов РФ и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся при условии согласования с органами прокуратуры, в том числе по решению руководителя, заместителя руководителя ФНС в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей (за исключением случаев, установленных п. 7 ст. 75 Федерального закона N 248-ФЗ).
Статья: Административная ответственность субъектов контрольно-надзорной деятельности
(Селезнев В.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)Данные обстоятельства не могут не учитываться при квалификации правонарушений, предусмотренных ст. 19.6.1 КоАП РФ. В качестве особенностей данных правонарушений (за исключением ч. 3 названной статьи) выступает альтернативность объективной стороны. Это выражается в следующем: проведение проверки при отсутствии оснований; нарушение сроков проведения проверки; отсутствие согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры; непредставление акта о проведенной проверке; привлечение к проведению мероприятий по контролю лиц, которые не аккредитованы или не аттестованы в установленном порядке; проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план.
(Селезнев В.А.)
("Журнал российского права", 2021, N 11)Данные обстоятельства не могут не учитываться при квалификации правонарушений, предусмотренных ст. 19.6.1 КоАП РФ. В качестве особенностей данных правонарушений (за исключением ч. 3 названной статьи) выступает альтернативность объективной стороны. Это выражается в следующем: проведение проверки при отсутствии оснований; нарушение сроков проведения проверки; отсутствие согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры; непредставление акта о проведенной проверке; привлечение к проведению мероприятий по контролю лиц, которые не аккредитованы или не аттестованы в установленном порядке; проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план.
Статья: Определены особенности государственного и муниципального контроля в новых регионах РФ
(Казаков Е.С.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 4)Согласно п. 1 Особенностей до 01.01.2024 виды государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральными законами N 248-ФЗ и 294-ФЗ, на территориях новых регионов РФ осуществляются с учетом нюансов, установленных п. 3, 4, 7(2), 10, 10(1), 11, 11(5) и 11(6) Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" и Особенностями. Это означает, что в 2023 году внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки при условии согласования с органами прокуратуры проводятся исключительно по следующим основаниям:
(Казаков Е.С.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 4)Согласно п. 1 Особенностей до 01.01.2024 виды государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральными законами N 248-ФЗ и 294-ФЗ, на территориях новых регионов РФ осуществляются с учетом нюансов, установленных п. 3, 4, 7(2), 10, 10(1), 11, 11(5) и 11(6) Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" и Особенностями. Это означает, что в 2023 году внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки при условии согласования с органами прокуратуры проводятся исключительно по следующим основаниям:
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Особое значение для муниципального контроля имеет Приказ Генпрокуратуры России от 2 июня 2021 г. N 294 "О реализации Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" <1>, принятый на основании ч. 7 ст. 3 Закона N 248-ФЗ, согласно которой Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами осуществляется надзор за исполнением данного Закона в соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации". В Приказе определены Порядок направления в контрольные органы требования о проведении контрольных мероприятий, Порядок согласования контрольным органом с прокуратурой внеплановой проверки, согласования ежегодных планов контрольных мероприятий.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Особое значение для муниципального контроля имеет Приказ Генпрокуратуры России от 2 июня 2021 г. N 294 "О реализации Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" <1>, принятый на основании ч. 7 ст. 3 Закона N 248-ФЗ, согласно которой Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами осуществляется надзор за исполнением данного Закона в соответствии с полномочиями, предоставленными Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации". В Приказе определены Порядок направления в контрольные органы требования о проведении контрольных мероприятий, Порядок согласования контрольным органом с прокуратурой внеплановой проверки, согласования ежегодных планов контрольных мероприятий.