Согласие на передачу банковской тайны
Подборка наиболее важных документов по запросу Согласие на передачу банковской тайны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Юридические лица со специальной правоспособностью, в частности банки, на практике также сталкиваются с несогласованностью законодательства и не имеют возможности разграничить одну и ту же информацию на виды (ПДн или отраслевые тайны), что ведет к сложности построения правильной коммуникации с клиентом. Например, передавать ПДн с согласия ФЛ можно, а однозначного ответа на этот же вопрос в отношении сведений, составляющих банковскую тайну, нет. Либо декларативная норма Закона о потенциальной допустимости передачи не сопровождается регулированием порядка получения согласия и передачи информации, ее обработки и хранения.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Юридические лица со специальной правоспособностью, в частности банки, на практике также сталкиваются с несогласованностью законодательства и не имеют возможности разграничить одну и ту же информацию на виды (ПДн или отраслевые тайны), что ведет к сложности построения правильной коммуникации с клиентом. Например, передавать ПДн с согласия ФЛ можно, а однозначного ответа на этот же вопрос в отношении сведений, составляющих банковскую тайну, нет. Либо декларативная норма Закона о потенциальной допустимости передачи не сопровождается регулированием порядка получения согласия и передачи информации, ее обработки и хранения.
Статья: Правовые аспекты обработки банками данных клиентов: между Сциллой и Харибдой
(Ушаков Д.А.)
("Банковское право", 2022, N 2)В результате складывается ситуация, когда банку необходимо получить отдельное согласие на получение кредитного отчета из бюро кредитных историй, форма и способы получения которого жестко регламентированы Федеральным законом N 218-ФЗ "О кредитных историях". Затем, в связи с тем что сфера правоотношений, в рамках которых оформляется согласие субъекта кредитной истории, ограничена получением кредитного отчета и его невозможно использовать для других целей, банку требуется получить дополнительное согласие заемщика на передачу сведений, составляющих банковскую тайну, третьим лицам. Здесь стоит отдельно отметить, что правомерность передачи банковской тайны по согласию клиента ставилась под сомнение и была предметом ряда дискуссий, так как прямого указания на возможность передачи сведений, составляющих банковскую тайну, третьим лицам на основе согласия клиента напрямую из совокупности норм ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 26 Федерального закона N 395-1 "О банках и банковской деятельности", устанавливающих правовые основы института банковской тайны, не следует, отсутствуют в законодательстве и нормы, устанавливающие требования к порядку и форме получения такого согласия. Все это порождает правовую неопределенность, а следовательно, и сложности в правоприменении.
(Ушаков Д.А.)
("Банковское право", 2022, N 2)В результате складывается ситуация, когда банку необходимо получить отдельное согласие на получение кредитного отчета из бюро кредитных историй, форма и способы получения которого жестко регламентированы Федеральным законом N 218-ФЗ "О кредитных историях". Затем, в связи с тем что сфера правоотношений, в рамках которых оформляется согласие субъекта кредитной истории, ограничена получением кредитного отчета и его невозможно использовать для других целей, банку требуется получить дополнительное согласие заемщика на передачу сведений, составляющих банковскую тайну, третьим лицам. Здесь стоит отдельно отметить, что правомерность передачи банковской тайны по согласию клиента ставилась под сомнение и была предметом ряда дискуссий, так как прямого указания на возможность передачи сведений, составляющих банковскую тайну, третьим лицам на основе согласия клиента напрямую из совокупности норм ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 26 Федерального закона N 395-1 "О банках и банковской деятельности", устанавливающих правовые основы института банковской тайны, не следует, отсутствуют в законодательстве и нормы, устанавливающие требования к порядку и форме получения такого согласия. Все это порождает правовую неопределенность, а следовательно, и сложности в правоприменении.
Нормативные акты
Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)6. В связи с передачей прав на закладную залогодержатель вправе передать персональные данные заемщика и (или) залогодателя - физического лица без согласия заемщика и (или) залогодателя - физического лица.
(ред. от 31.07.2025)
"Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)6. В связи с передачей прав на закладную залогодержатель вправе передать персональные данные заемщика и (или) залогодателя - физического лица без согласия заемщика и (или) залогодателя - физического лица.
Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об аудиторской деятельности"3.1. Аудиторская организация не вправе передавать третьим лицам составляющие аудиторскую тайну сведения и документы, полученные в соответствии со статьей 14.1 настоящего Федерального закона, либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного согласия в письменной форме Банка России и лица, которому оказывались аудиторские услуги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
(ред. от 26.12.2024)
"Об аудиторской деятельности"3.1. Аудиторская организация не вправе передавать третьим лицам составляющие аудиторскую тайну сведения и документы, полученные в соответствии со статьей 14.1 настоящего Федерального закона, либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного согласия в письменной форме Банка России и лица, которому оказывались аудиторские услуги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)6. В п. 6 комментируемой статьи речь идет о праве залогодержателя в связи с передачей прав на закладную передать персональные данные заемщика и (или) залогодателя - физического лица без согласия заемщика и (или) залогодателя - физического лица. При этом лицо, которому были переданы права на закладную, обязано хранить ставшие ему известными в связи с передачей закладной банковскую тайну и персональные данные заемщика и (или) залогодателя - физического лица, обеспечивать конфиденциальность и безопасность персональных данных указанных лиц и несет ответственность за их разглашение.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)6. В п. 6 комментируемой статьи речь идет о праве залогодержателя в связи с передачей прав на закладную передать персональные данные заемщика и (или) залогодателя - физического лица без согласия заемщика и (или) залогодателя - физического лица. При этом лицо, которому были переданы права на закладную, обязано хранить ставшие ему известными в связи с передачей закладной банковскую тайну и персональные данные заемщика и (или) залогодателя - физического лица, обеспечивать конфиденциальность и безопасность персональных данных указанных лиц и несет ответственность за их разглашение.
"Договоры об оказании информационных услуг: монография"
(Дорохова Н.А.)
("Проспект", 2022)Следует отметить, что действующее законодательство предусматривает возможность заключения договора об оказании информационных услуг, в предмет которого входит информация ограниченного доступа. Так, в предмет договора об оказании информационных услуг с участием бюро кредитных историй входит особого рода информация, отвечающая следующим признакам: содержание составляют сведения, характеризующие исполнение заемщиком своих обязательств по договорам займа (кредита) (ч. 1 ст. 3 Закона о кредитных историях: кредитная история - информация, состав которой определен настоящим Федеральным законом и которая хранится в бюро кредитных историй); состав определен ст. 4 Закона о кредитных историях; объем включает сведения о персональных данных заемщика - физического лица (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" <1>) и может включать сведения, составляющие служебную, банковскую, налоговую или коммерческую тайну (ч. 6 ст. 5 Закона о кредитных историях); оборот такой информации ограничен (ч. 4 ст. 7 Закона о кредитных историях). Как следует из Закона о кредитных историях, указанная информация приобретает статус кредитной истории только после ее передачи в бюро кредитных историй и при наличии соответствующего согласия заемщика. Отметим, что именно особый характер данной информации, ее правовой режим определяют требования Закона о кредитных историях (ст. 5, 7, 10) к ее обработке, хранению, обороту. Представление информации в бюро кредитных историй возможно исключительно в форме электронного документа.
(Дорохова Н.А.)
("Проспект", 2022)Следует отметить, что действующее законодательство предусматривает возможность заключения договора об оказании информационных услуг, в предмет которого входит информация ограниченного доступа. Так, в предмет договора об оказании информационных услуг с участием бюро кредитных историй входит особого рода информация, отвечающая следующим признакам: содержание составляют сведения, характеризующие исполнение заемщиком своих обязательств по договорам займа (кредита) (ч. 1 ст. 3 Закона о кредитных историях: кредитная история - информация, состав которой определен настоящим Федеральным законом и которая хранится в бюро кредитных историй); состав определен ст. 4 Закона о кредитных историях; объем включает сведения о персональных данных заемщика - физического лица (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" <1>) и может включать сведения, составляющие служебную, банковскую, налоговую или коммерческую тайну (ч. 6 ст. 5 Закона о кредитных историях); оборот такой информации ограничен (ч. 4 ст. 7 Закона о кредитных историях). Как следует из Закона о кредитных историях, указанная информация приобретает статус кредитной истории только после ее передачи в бюро кредитных историй и при наличии соответствующего согласия заемщика. Отметим, что именно особый характер данной информации, ее правовой режим определяют требования Закона о кредитных историях (ст. 5, 7, 10) к ее обработке, хранению, обороту. Представление информации в бюро кредитных историй возможно исключительно в форме электронного документа.
Путеводитель по судебной практике. Банковский счетВ соответствии с п. 2 ст. 382 ГК РФ для перехода прав кредитора к другому лицу не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором. Законодательство о банках и банковской деятельности не запрещает банкам уступать право требования иному лицу. Уступка права требования влечет необходимость передачи цессионарию сведений, относящихся к банковской тайне. В судебной практике возникают споры, связанные с тем, что в роли цессионария может выступать лицо, на которое не распространяется обязанность по сохранению банковской тайны.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Понятие "конфиденциальность информации" определено в п. 7 ст. 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" как обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Общие положения об ограничении доступа к информации содержатся в ст. 9 названного Закона, согласно ч. 2 которой обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Понятие "конфиденциальность информации" определено в п. 7 ст. 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" как обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Общие положения об ограничении доступа к информации содержатся в ст. 9 названного Закона, согласно ч. 2 которой обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.
"Актуальные проблемы эффективности частного права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)в) определение сведений, составляющих банковскую, врачебную и иные виды тайн и порядка их передачи третьим лицам.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2022)в) определение сведений, составляющих банковскую, врачебную и иные виды тайн и порядка их передачи третьим лицам.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечено в разд. "Аудиторская тайна" ИС Минфина России N 46/2, новой ст. 14.1 комментируемого Закона предусмотрен информационный обмен между аудиторскими организациями на финансовом рынке и Банком России, в том числе предоставление последним информации об аудируемых лицах таким аудиторским организациям; в связи с этим аудиторская организация не вправе передавать третьим лицам составляющие аудиторскую тайну сведения и документы, полученные в соответствии с названной статьей, либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного согласия в письменной форме Банка России и лица, которому оказывались аудиторские услуги, за исключением случаев, предусмотренных комментируемым Законом и другими федеральными законами (ранее - такое требование не формулировалось).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Как отмечено в разд. "Аудиторская тайна" ИС Минфина России N 46/2, новой ст. 14.1 комментируемого Закона предусмотрен информационный обмен между аудиторскими организациями на финансовом рынке и Банком России, в том числе предоставление последним информации об аудируемых лицах таким аудиторским организациям; в связи с этим аудиторская организация не вправе передавать третьим лицам составляющие аудиторскую тайну сведения и документы, полученные в соответствии с названной статьей, либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного согласия в письменной форме Банка России и лица, которому оказывались аудиторские услуги, за исключением случаев, предусмотренных комментируемым Законом и другими федеральными законами (ранее - такое требование не формулировалось).
Статья: Отчетность по форме 0409126 "Данные о средневзвешенных значениях полной стоимости потребительских кредитов (займов) в процентах годовых"
("Официальный сайт Банка России", 2025)Ответ: В целях надлежащего применения Порядка составления и представления формы 0409126 в части расчета платежной нагрузки заемщика без учета кредитов (займов), выданных кредиторами, являющимися участниками банковской группы, за последние 6 месяцев, кредитным организациям следует получать согласие клиента на предоставление сведений, составляющих его банковскую тайну, другим участникам банковской группы (с указанием в таком согласии их перечня, а также перечня информации, которая будет передана, и целей ее передачи).
("Официальный сайт Банка России", 2025)Ответ: В целях надлежащего применения Порядка составления и представления формы 0409126 в части расчета платежной нагрузки заемщика без учета кредитов (займов), выданных кредиторами, являющимися участниками банковской группы, за последние 6 месяцев, кредитным организациям следует получать согласие клиента на предоставление сведений, составляющих его банковскую тайну, другим участникам банковской группы (с указанием в таком согласии их перечня, а также перечня информации, которая будет передана, и целей ее передачи).
Статья: Некоторые проблемы выявления фактов злоупотребления полномочиями в банковской системе
(Гуменюк И.В.)
("Российский следователь", 2022, N 4)Отчасти данная проблема порождает другую, связанную со спецификой деятельности банковских учреждений. Как показывает анализ правоприменительной практики, поступившие из контрольно-надзорных органов сообщения о злоупотреблениях полномочиями в кредитной организации, помимо "анализа и оценки фактических данных, содержащихся в поступивших первичных материалах" <5>, всегда требуют дополнительного исследования. Такое положение диктуется отсутствием полноты сведений, а в ряде случаев качества информации, позволяющих на одном их анализе принять обоснованное процессуальное решение. Соответственно, такая проверка, как правило, сопровождается необходимостью истребования и изъятия банковских документов, получением объяснений, образцов для сравнительного исследования, назначением судебных экспертиз, проведением предусмотренных ст. 144 УПК РФ следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Однако при проведении проверки правоприменители сталкиваются с режимом банковской тайны, которой охраняются сведения о банковских операциях и сделках, и представляют закрытую информацию, запрещенную к разглашению и передаче третьим лицам, а ее получение требует соблюдения определенных процедур. И если органы предварительного следствия по уголовным делам, находящимся в их производстве, не испытывают сложности в получении доказательств, содержащих банковскую тайну, поскольку с согласия руководителя следственного органа имеют право обратиться в банк с запросом о предоставлении такой информации, то в случае, когда проводится доследственная проверка и решение о возбуждении уголовного дела еще не принято, возникает сложность с получением таких сведений, поскольку законодательство не обязывает банк реагировать на такой запрос. В свою очередь, данная ситуация негативно отражается на соблюдении сроков проверки о преступлении, в рамках которых она должна проводиться, которые в подавляющем большинстве случаев нарушаются, а уголовные дела возбуждаются несвоевременно.
(Гуменюк И.В.)
("Российский следователь", 2022, N 4)Отчасти данная проблема порождает другую, связанную со спецификой деятельности банковских учреждений. Как показывает анализ правоприменительной практики, поступившие из контрольно-надзорных органов сообщения о злоупотреблениях полномочиями в кредитной организации, помимо "анализа и оценки фактических данных, содержащихся в поступивших первичных материалах" <5>, всегда требуют дополнительного исследования. Такое положение диктуется отсутствием полноты сведений, а в ряде случаев качества информации, позволяющих на одном их анализе принять обоснованное процессуальное решение. Соответственно, такая проверка, как правило, сопровождается необходимостью истребования и изъятия банковских документов, получением объяснений, образцов для сравнительного исследования, назначением судебных экспертиз, проведением предусмотренных ст. 144 УПК РФ следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Однако при проведении проверки правоприменители сталкиваются с режимом банковской тайны, которой охраняются сведения о банковских операциях и сделках, и представляют закрытую информацию, запрещенную к разглашению и передаче третьим лицам, а ее получение требует соблюдения определенных процедур. И если органы предварительного следствия по уголовным делам, находящимся в их производстве, не испытывают сложности в получении доказательств, содержащих банковскую тайну, поскольку с согласия руководителя следственного органа имеют право обратиться в банк с запросом о предоставлении такой информации, то в случае, когда проводится доследственная проверка и решение о возбуждении уголовного дела еще не принято, возникает сложность с получением таких сведений, поскольку законодательство не обязывает банк реагировать на такой запрос. В свою очередь, данная ситуация негативно отражается на соблюдении сроков проверки о преступлении, в рамках которых она должна проводиться, которые в подавляющем большинстве случаев нарушаются, а уголовные дела возбуждаются несвоевременно.
Статья: Отдельные вопросы правового обеспечения устойчивого экономического роста
(Борисенко Е.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 1)Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" передача ("перенос") сведений, подпадающих под признаки персональных данных, допускается при наличии предусмотренных законом оснований или при наличии согласия субъекта персональных данных, являющегося пользователем сервисов экосистемы, при этом такое согласие должно быть конкретным, информированным и добровольным.
(Борисенко Е.А.)
("Журнал российского права", 2022, N 1)Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" передача ("перенос") сведений, подпадающих под признаки персональных данных, допускается при наличии предусмотренных законом оснований или при наличии согласия субъекта персональных данных, являющегося пользователем сервисов экосистемы, при этом такое согласие должно быть конкретным, информированным и добровольным.
Готовое решение: Международный автоматический обмен финансовой информацией с иностранными государствами
(КонсультантПлюс, 2025)Организация финансового рынка передает указанную информацию в ФНС России независимо от согласия клиента, выгодоприобретателя или контролирующего лица. Это не является разглашением банковской тайны (п. 2 ст. 142.2 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Организация финансового рынка передает указанную информацию в ФНС России независимо от согласия клиента, выгодоприобретателя или контролирующего лица. Это не является разглашением банковской тайны (п. 2 ст. 142.2 НК РФ).