Соглашение об отказе от конкуренции
Подборка наиболее важных документов по запросу Соглашение об отказе от конкуренции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов" Федерального закона "О защите конкуренции""Учитывая совокупность указанных выше доказательств, а именно использование общей инфраструктуры, относящейся к хозяйственной деятельности общества "Амсэл" и Петухова А.С. для участия в закупках, принимая во внимание то, что ни в одной закупке общество "Амсэл" и Петухов А.С. не участвовали совместно, тем самым разделяя закупки между собой, руководствуясь негласными договоренностями с целью неснижения начальной максимальной цены контракта, суды пришли к обоснованному выводу о том, что действия хозяйствующих субъектов обосновано квалифицированы Управлением как нарушающие пункт 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в заключении антиконкурентного соглашения по отказу от конкуренции на торгах, которое привело к поддержанию цен на торгах на рынке поставки товаров медицинского назначения. В связи с чем, правомерно не установили оснований для признания незаконными оспариваемых решения Управления от 01.07.2022 и предписания от 23.06.2023 по делу N 018/01/11-26/2022."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отдельные особенности рассмотрения и разрешения дел в сфере конкуренции
(Синицын С.А., Дьяконова М.О., Печегина П.Д.)
("Российская юстиция", 2024, N 11)Высшая судебная инстанция (см. упомянутое выше Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 марта 2021 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства") исходит из того, что сами по себе схожесть или совпадение моделей экономического поведения не могут служить основанием для вывода о наличии ограничивающего конкуренцию соглашения. Следовательно, отказ от участия в торгах, прекращение экономической деятельности на определенной территории, воздержание от конкуренции в любом ином виде не могут считаться необходимыми и достаточными признаками совершения правонарушения в сфере конкуренции. Для этого требуются непосредственные доказательства согласованных действий и направленность на достижение вредоносного для рынка экономического результата.
(Синицын С.А., Дьяконова М.О., Печегина П.Д.)
("Российская юстиция", 2024, N 11)Высшая судебная инстанция (см. упомянутое выше Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 4 марта 2021 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства") исходит из того, что сами по себе схожесть или совпадение моделей экономического поведения не могут служить основанием для вывода о наличии ограничивающего конкуренцию соглашения. Следовательно, отказ от участия в торгах, прекращение экономической деятельности на определенной территории, воздержание от конкуренции в любом ином виде не могут считаться необходимыми и достаточными признаками совершения правонарушения в сфере конкуренции. Для этого требуются непосредственные доказательства согласованных действий и направленность на достижение вредоносного для рынка экономического результата.
"Правовое регулирование государственного контроля за экономической концентрацией: монография"
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)Хотя данный акт и не является нормативно-правовым, а носит рекомендательный характер, однако Разъяснения раскрывают позицию антимонопольного органа по всему спектру вопросов, связанных с осуществлением государственного контроля в исследуемый сфере. В частности, последовательно раскрываются: а) вопросы, связанные с анализом сделки, иного действия на предмет необходимости антимонопольного согласования; б) вопросы, связанные с подготовкой и подачей ходатайств/уведомлений о согласовании сделки, иного действия; в) ряд процедурных вопросов, связанных с пробелами правового регулирования процедуры рассмотрения ходатайств; г) вопросы допустимости соглашений об отказе от конкуренции; д) критерии принятия антимонопольным органом тех или иных решений, выдачи предписаний, а также многие иные аспекты.
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)Хотя данный акт и не является нормативно-правовым, а носит рекомендательный характер, однако Разъяснения раскрывают позицию антимонопольного органа по всему спектру вопросов, связанных с осуществлением государственного контроля в исследуемый сфере. В частности, последовательно раскрываются: а) вопросы, связанные с анализом сделки, иного действия на предмет необходимости антимонопольного согласования; б) вопросы, связанные с подготовкой и подачей ходатайств/уведомлений о согласовании сделки, иного действия; в) ряд процедурных вопросов, связанных с пробелами правового регулирования процедуры рассмотрения ходатайств; г) вопросы допустимости соглашений об отказе от конкуренции; д) критерии принятия антимонопольным органом тех или иных решений, выдачи предписаний, а также многие иные аспекты.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Обращает на себя внимание и то, что канадский законодатель в отличие, например, от американского криминализирует исключительно картельные соглашения, причем именно те, что именуются злостными (hard core cartel). Отказ от криминализации всех разновидностей ограничивающих конкуренцию соглашений и иных посягательств на конкуренцию свойственен и российскому законодательству.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)Обращает на себя внимание и то, что канадский законодатель в отличие, например, от американского криминализирует исключительно картельные соглашения, причем именно те, что именуются злостными (hard core cartel). Отказ от криминализации всех разновидностей ограничивающих конкуренцию соглашений и иных посягательств на конкуренцию свойственен и российскому законодательству.
Статья: Судебная практика по делам, связанным с применением статьи 11 Федерального закона "О защите конкуренции"
(Савицкая И.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)Оценивая довод об отсутствии экономической целесообразности снижения начальной максимальной цены контракта, суды отметили, что экономические цели не должны достигаться действиями, недопустимыми в силу требований Закона N 135-ФЗ; в материалы дела не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих, что понижение цены контракта привело бы к сложностям его исполнения; сознательный отказ хозяйствующих субъектов от конкуренции друг с другом отрицательно сказывается на состоянии конкурентной среды, следовательно, имеется прямая причинно-следственная связь между соглашением участников (сознательный отказ от конкуренции друг с другом) и наступившими последствиями от заключения устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цены на электронном аукционе.
(Савицкая И.Г.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)Оценивая довод об отсутствии экономической целесообразности снижения начальной максимальной цены контракта, суды отметили, что экономические цели не должны достигаться действиями, недопустимыми в силу требований Закона N 135-ФЗ; в материалы дела не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих, что понижение цены контракта привело бы к сложностям его исполнения; сознательный отказ хозяйствующих субъектов от конкуренции друг с другом отрицательно сказывается на состоянии конкурентной среды, следовательно, имеется прямая причинно-следственная связь между соглашением участников (сознательный отказ от конкуренции друг с другом) и наступившими последствиями от заключения устного картельного соглашения, реализация которого привела к поддержанию цены на электронном аукционе.
Статья: Допустимость соглашений о совместной деятельности в конкурентном праве
(Якушев Д.В.)
("Конкурентное право", 2023, N 3)При соблюдении всех указанных условий в совокупности соглашение может быть признано допустимым. Также на признание соглашения допустимым влияет наличие положений об отказе сторон от конкуренции, для данных положений установлены свои критерии допустимости, а именно: данные положения должны соответствовать целям и природе соглашения, не должны распространяться на иные товарные рынки, должны быть ограничены во времени и не должны предусматривать обмен информацией между его сторонами. При наличии возможности устранить или ограничить конкуренцию и положений об отказе сторон от конкуренции, не соответствующих критериям, соглашение не может быть признано допустимым. При наличии только положений об отказе от конкуренции, при их несоответствии критериям допустимости может быть выдано предписание о приведении их в соответствие с указанными критериями.
(Якушев Д.В.)
("Конкурентное право", 2023, N 3)При соблюдении всех указанных условий в совокупности соглашение может быть признано допустимым. Также на признание соглашения допустимым влияет наличие положений об отказе сторон от конкуренции, для данных положений установлены свои критерии допустимости, а именно: данные положения должны соответствовать целям и природе соглашения, не должны распространяться на иные товарные рынки, должны быть ограничены во времени и не должны предусматривать обмен информацией между его сторонами. При наличии возможности устранить или ограничить конкуренцию и положений об отказе сторон от конкуренции, не соответствующих критериям, соглашение не может быть признано допустимым. При наличии только положений об отказе от конкуренции, при их несоответствии критериям допустимости может быть выдано предписание о приведении их в соответствие с указанными критериями.
Готовое решение: Как обжаловать в ФАС России действия заказчика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Пассивное поведение одного из участников либо отказ от участия в закупке после подачи заявки сами по себе не свидетельствуют о соглашении, ограничивающем конкуренцию. В частности, о нем не идет речь, когда участие в торгах направлено лишь на то, чтобы они состоялись и не применялись правила заключения договора с единственным поставщиком. Вместе с тем участие заказчика в этих действиях может быть квалифицировано как нарушение ст. 17 Закона N 135-ФЗ (п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2).
(КонсультантПлюс, 2025)Пассивное поведение одного из участников либо отказ от участия в закупке после подачи заявки сами по себе не свидетельствуют о соглашении, ограничивающем конкуренцию. В частности, о нем не идет речь, когда участие в торгах направлено лишь на то, чтобы они состоялись и не применялись правила заключения договора с единственным поставщиком. Вместе с тем участие заказчика в этих действиях может быть квалифицировано как нарушение ст. 17 Закона N 135-ФЗ (п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2).