Снятие дисциплинарного взыскания на государственной гражданской службе
Подборка наиболее важных документов по запросу Снятие дисциплинарного взыскания на государственной гражданской службе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 58 "Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания" Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"СТАТЬЯ 58 "ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ И СНЯТИЯ ДИСЦИПЛИНАРНОГО
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 30.10.2024 по делу N 33-17977/2024 (УИД 66RS0004-01-2024-005013-10)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О признании незаконным приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельства: Истец указал, что ему было объявлено замечание за предоставление неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера, но процедура назначения и проведения проверки нарушена, оспариваемый приказ не содержит сведений о том, за какие действия истец привлечен к ответственности.
Решение: Отказано.Общие положения о порядке применения и снятия дисциплинарного взыскания в отношении гражданского служащего содержатся статье 58 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно которым до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: О признании незаконным приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Обстоятельства: Истец указал, что ему было объявлено замечание за предоставление неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера, но процедура назначения и проведения проверки нарушена, оспариваемый приказ не содержит сведений о том, за какие действия истец привлечен к ответственности.
Решение: Отказано.Общие положения о порядке применения и снятия дисциплинарного взыскания в отношении гражданского служащего содержатся статье 58 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно которым до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: По результатам служебной проверки работник за нарушение трудовой дисциплины привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Вина установлена аттестационной комиссией. Издан соответствующий приказ. Вправе ли работодатель отменить приказ по ходатайству профсоюза?
(Консультация эксперта, Роструд, 2025)Аттестационная комиссия не является органом, принимающим юридически значимые решения по вопросам привлечения к ответственности. Следовательно, согласование с аттестационной комиссией при снятии дисциплинарного взыскания не требуется. Решение о применении и снятии взыскания относится к исключительной компетенции работодателя (ст. ст. 192, 194 ТК РФ).
(Консультация эксперта, Роструд, 2025)Аттестационная комиссия не является органом, принимающим юридически значимые решения по вопросам привлечения к ответственности. Следовательно, согласование с аттестационной комиссией при снятии дисциплинарного взыскания не требуется. Решение о применении и снятии взыскания относится к исключительной компетенции работодателя (ст. ст. 192, 194 ТК РФ).
Вопрос: За нарушения в сфере противопожарной безопасности работник был привлечен к административной ответственности, а затем работодателем за те же нарушения - к дисциплинарной ответственности. Однако при обжаловании административного взыскания в суде оно было отменено. Должен ли работодатель отменить дисциплинарное взыскание?
(Консультация эксперта, Роструд, 2025)Административная ответственность регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях и является самостоятельным видом юридической ответственности. Административная и дисциплинарная ответственность не исключают друг друга и применяются независимо. Отмена административного наказания судом по процессуальным основаниям (например, из-за нарушений при составлении протокола или вынесении постановления) не свидетельствует об отсутствии факта нарушения и не является безусловным основанием для отмены дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание может быть отменено, только если отсутствовал сам факт нарушения либо при его применении работодателем были нарушены требования ст. ст. 192, 193 ТК РФ.
(Консультация эксперта, Роструд, 2025)Административная ответственность регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях и является самостоятельным видом юридической ответственности. Административная и дисциплинарная ответственность не исключают друг друга и применяются независимо. Отмена административного наказания судом по процессуальным основаниям (например, из-за нарушений при составлении протокола или вынесении постановления) не свидетельствует об отсутствии факта нарушения и не является безусловным основанием для отмены дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание может быть отменено, только если отсутствовал сам факт нарушения либо при его применении работодателем были нарушены требования ст. ст. 192, 193 ТК РФ.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Статья 58. Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"Статья 58. Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)Статьей 58 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. В силу приведенной нормы до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (части 1 - 4).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)Статьей 58 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлен порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания. В силу приведенной нормы до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки (части 1 - 4).
Статья: Субъект дисциплинарной юрисдикции в служебных отношениях: концентрированная и распределительная системы дисциплинарной власти
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Согласно же Дисциплинарному уставу воинской службы (п. 88) вышестоящий командир (начальник) не имеет права отменить или уменьшить дисциплинарное взыскание, примененное нижестоящим командиром (начальником), по причине строгости взыскания, однако может применить более строгое дисциплинарное взыскание, если сочтет, что примененное взыскание не соответствует тяжести совершенного дисциплинарного проступка. Подобный подход, вероятно, приемлемый и целесообразный в условиях жесткой иерархии на военной службе, представляется нам излишним на государственной гражданской службе. Полагаем, что руководителю государственного органа с учетом проведенной служебной проверки должно быть предоставлено право как смягчать (или отменять) меру дисциплинарной ответственности, так и применять более строгое дисциплинарное взыскание.
(Пресняков М.В., Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Согласно же Дисциплинарному уставу воинской службы (п. 88) вышестоящий командир (начальник) не имеет права отменить или уменьшить дисциплинарное взыскание, примененное нижестоящим командиром (начальником), по причине строгости взыскания, однако может применить более строгое дисциплинарное взыскание, если сочтет, что примененное взыскание не соответствует тяжести совершенного дисциплинарного проступка. Подобный подход, вероятно, приемлемый и целесообразный в условиях жесткой иерархии на военной службе, представляется нам излишним на государственной гражданской службе. Полагаем, что руководителю государственного органа с учетом проведенной служебной проверки должно быть предоставлено право как смягчать (или отменять) меру дисциплинарной ответственности, так и применять более строгое дисциплинарное взыскание.
Статья: Дисциплинарная эффективность запретов, связанных с государственной гражданской службой: "утиный тест" (duck-test)
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Так, например, Промышленным районным судом г. Владикавказа РСО - Алания рассматривалось гражданское дело по исковому заявлению К. к Министерству РСО - Алания по вопросам национальных отношений об отмене приказа об увольнении и восстановлении на работе <4>. Истец был уволен на основании п. 14 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе (нарушение запретов, связанных с государственной гражданской службой) за нарушение запрета, предусмотренного п. 10 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе, - на публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственного органа. Суд восстановил К. на службе, обосновав свое решение в том числе нарушением порядка применения дисциплинарного взыскания и несоблюдением установленных Законом государственных гарантий при увольнении гражданского служащего по инициативе представителя нанимателя. В частности, суд указал, что объяснение у государственного служащего К. во время проведения служебной проверки не бралось и ответчиком не был составлен акт об отказе от дачи объяснений по выявленным фактам. Кроме того, увольнение истца было произведено в период его временной нетрудоспособности, что подтверждается больничным листом. Между тем согласно ч. 3 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период его отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Так, например, Промышленным районным судом г. Владикавказа РСО - Алания рассматривалось гражданское дело по исковому заявлению К. к Министерству РСО - Алания по вопросам национальных отношений об отмене приказа об увольнении и восстановлении на работе <4>. Истец был уволен на основании п. 14 ст. 33 Закона о государственной гражданской службе (нарушение запретов, связанных с государственной гражданской службой) за нарушение запрета, предусмотренного п. 10 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе, - на публичные высказывания, суждения и оценки в отношении деятельности государственного органа. Суд восстановил К. на службе, обосновав свое решение в том числе нарушением порядка применения дисциплинарного взыскания и несоблюдением установленных Законом государственных гарантий при увольнении гражданского служащего по инициативе представителя нанимателя. В частности, суд указал, что объяснение у государственного служащего К. во время проведения служебной проверки не бралось и ответчиком не был составлен акт об отказе от дачи объяснений по выявленным фактам. Кроме того, увольнение истца было произведено в период его временной нетрудоспособности, что подтверждается больничным листом. Между тем согласно ч. 3 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе гражданский служащий не может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период его отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью.
Статья: Особенности применения взысканий за совершение коррупционных правонарушений
(Галина Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 8)Нарушение норм об ограничениях и запретах на государственной гражданской службе, предотвращении и (или) урегулировании конфликта интересов, представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера образует состав коррупционного правонарушения и влечет наложение предусмотренных дисциплинарных взысканий. Наложению взыскания должны предшествовать соответствующая проверка и, как правило, рассмотрение результатов проверки на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. В случае проведения проверки и вынесения решения комиссией о наличии нарушений и рекомендации представителю нанимателя применить меру ответственности к служащему представитель нанимателя обязан привлечь служащего к ответственности ввиду неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения.
(Галина Е.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 8)Нарушение норм об ограничениях и запретах на государственной гражданской службе, предотвращении и (или) урегулировании конфликта интересов, представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера образует состав коррупционного правонарушения и влечет наложение предусмотренных дисциплинарных взысканий. Наложению взыскания должны предшествовать соответствующая проверка и, как правило, рассмотрение результатов проверки на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. В случае проведения проверки и вынесения решения комиссией о наличии нарушений и рекомендации представителю нанимателя применить меру ответственности к служащему представитель нанимателя обязан привлечь служащего к ответственности ввиду неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)4) наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания (за исключением наложения дисциплинарного взыскания "замечание") - до снятия дисциплинарного взыскания.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)4) наложения на сотрудника дисциплинарного взыскания (за исключением наложения дисциплинарного взыскания "замечание") - до снятия дисциплинарного взыскания.