Служебное расследование на государственной службе
Подборка наиболее важных документов по запросу Служебное расследование на государственной службе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Институт служебной проверки в производстве по дисциплинарным делам государственных служащих
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)Анализ законодательства РФ о государственной службе приводит к выводу о наличии иных разновидностей проверок (дисциплинарных, служебных расследований), связанных с нарушениями дисциплины государственными служащими, случаями причинения ими материального ущерба, например: проведение разбирательства, проверки в случаях совершения коррупционного проступка, административного расследования. При этом разные виды проверок по фактам нарушения дисциплины могут проводиться и в рамках одного ведомства, например в органах и подразделениях Федеральной службы войск национальной гвардии РФ. Здесь в отношении сотрудников полиции и государственных гражданских служащих проводятся служебные проверки, а в отношении военнослужащих - разбирательство или административное расследование.
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 9)Анализ законодательства РФ о государственной службе приводит к выводу о наличии иных разновидностей проверок (дисциплинарных, служебных расследований), связанных с нарушениями дисциплины государственными служащими, случаями причинения ими материального ущерба, например: проведение разбирательства, проверки в случаях совершения коррупционного проступка, административного расследования. При этом разные виды проверок по фактам нарушения дисциплины могут проводиться и в рамках одного ведомства, например в органах и подразделениях Федеральной службы войск национальной гвардии РФ. Здесь в отношении сотрудников полиции и государственных гражданских служащих проводятся служебные проверки, а в отношении военнослужащих - разбирательство или административное расследование.
Статья: Проведение служебной проверки на муниципальной службе
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В письменном заключении по результатам служебной проверки, как правило, указываются: факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки; предложение о применении к муниципальному служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания (ч. 9 ст. 59 Закона о государственной службе).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В письменном заключении по результатам служебной проверки, как правило, указываются: факты и обстоятельства, установленные по результатам служебной проверки; предложение о применении к муниципальному служащему дисциплинарного взыскания или о неприменении к нему дисциплинарного взыскания (ч. 9 ст. 59 Закона о государственной службе).
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 26.03.2020 N 13-П
"По делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 30 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Е.С. Горяева"В силу приведенных конституционных положений во взаимосвязи с конкретизирующими их положениями федерального законодательства о государственной службе в Российской Федерации служба в Следственном комитете Российской Федерации, поступая на которую гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и на выбор рода деятельности, представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях в данном федеральном государственном органе, реализующем полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Основной целью деятельности Следственного комитета Российской Федерации является осуществление предварительного расследования по уголовным делам, отнесенным к его подследственности в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Такая деятельность осуществляется в публичных интересах, а лица, которые проходят службу в Следственном комитете Российской Федерации, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их специальный правовой статус (совокупность прав и свобод, гарантируемых государством, а также обязанностей и ответственности), содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2015 года N 1829-О, от 19 декабря 2017 года N 2908-О и др.).
"По делу о проверке конституционности пункта 3 части 2 статьи 30 Федерального закона "О Следственном комитете Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Е.С. Горяева"В силу приведенных конституционных положений во взаимосвязи с конкретизирующими их положениями федерального законодательства о государственной службе в Российской Федерации служба в Следственном комитете Российской Федерации, поступая на которую гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и на выбор рода деятельности, представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях в данном федеральном государственном органе, реализующем полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Основной целью деятельности Следственного комитета Российской Федерации является осуществление предварительного расследования по уголовным делам, отнесенным к его подследственности в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Такая деятельность осуществляется в публичных интересах, а лица, которые проходят службу в Следственном комитете Российской Федерации, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их специальный правовой статус (совокупность прав и свобод, гарантируемых государством, а также обязанностей и ответственности), содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2015 года N 1829-О, от 19 декабря 2017 года N 2908-О и др.).
Приказ Росархива от 20.12.2019 N 236
"Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2020 N 57449)к актам служебного расследования дорожно-транспортного происшествия в организации
"Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2020 N 57449)к актам служебного расследования дорожно-транспортного происшествия в организации
Статья: Отстранение муниципального служащего от исполнения должностных обязанностей
(Павленко А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)Таким образом, отстранение от замещаемой должности муниципального служащего целесообразно, например, в целях недопущения препятствий со стороны муниципального служащего, в отношении которого проводится проверка, расследованию правонарушения (сокрытия доказательств, свидетельствующих о совершении проступка, и др.), недопущения повторных правонарушений со стороны муниципального служащего, создания условий для обеспечения нормального функционирования комиссии по проведению служебной проверки и т.д.
(Павленко А.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2022, N 3)Таким образом, отстранение от замещаемой должности муниципального служащего целесообразно, например, в целях недопущения препятствий со стороны муниципального служащего, в отношении которого проводится проверка, расследованию правонарушения (сокрытия доказательств, свидетельствующих о совершении проступка, и др.), недопущения повторных правонарушений со стороны муниципального служащего, создания условий для обеспечения нормального функционирования комиссии по проведению служебной проверки и т.д.
Вопрос: Как закрыть счет 94?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Подтверждающими документами по списанию сумм недостач и потерь от порчи ценностей могут быть инвентаризационные описи, сличительные ведомости результатов инвентаризации, акты служебных расследований, документы по приему материальных ценностей (материалов, товаров и др.), договор с поставщиком, приказ руководителя (о списании недостач, о взыскании потерь с виновных лиц и т.п.), решение суда по установлению виновных в недостаче или порче ценностей лиц, справка о прекращении уголовного дела, применяемые организацией нормы естественной убыли, бухгалтерская справка.
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)Подтверждающими документами по списанию сумм недостач и потерь от порчи ценностей могут быть инвентаризационные описи, сличительные ведомости результатов инвентаризации, акты служебных расследований, документы по приему материальных ценностей (материалов, товаров и др.), договор с поставщиком, приказ руководителя (о списании недостач, о взыскании потерь с виновных лиц и т.п.), решение суда по установлению виновных в недостаче или порче ценностей лиц, справка о прекращении уголовного дела, применяемые организацией нормы естественной убыли, бухгалтерская справка.
Вопрос: Будет ли действительным акт созданной работодателем комиссии по расследованию дисциплинарного проступка, совершенного работником, если в организации нет локального акта, который бы регулировал деятельность комиссии по служебным расследованиям?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2025)Во избежание возможного обжалования работником решения о его привлечении к дисциплинарному взысканию нецелесообразно включать в состав комиссии работников, которые прямо или косвенно заинтересованы в результатах служебного расследования; находятся в подчинении того лица, чьи действия подлежат расследованию.
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Челябинской обл., 2025)Во избежание возможного обжалования работником решения о его привлечении к дисциплинарному взысканию нецелесообразно включать в состав комиссии работников, которые прямо или косвенно заинтересованы в результатах служебного расследования; находятся в подчинении того лица, чьи действия подлежат расследованию.
Статья: Признание взятки сделкой и вопросы межотраслевого регулирования при производстве по уголовному делу
(Александрова Л.А., Никифорова Е.Ю.)
("Российский следователь", 2022, N 3)Вопрос применения норм гражданского законодательства к взятке как ничтожной сделке остается неразрешенным. Тем не менее достижение определенной договоренности - соглашение об услуге и ее оплате - является лишь способом совершения преступления, посягающего на интересы государственной службы (глава 30 УК РФ). Более того, как отмечает Р.Д. Шарапов, при получении взятки незаконное вознаграждение должностного лица обусловливается его служебным поведением, то есть возникает противоположная договорным отношениям взаимосвязь <6>.
(Александрова Л.А., Никифорова Е.Ю.)
("Российский следователь", 2022, N 3)Вопрос применения норм гражданского законодательства к взятке как ничтожной сделке остается неразрешенным. Тем не менее достижение определенной договоренности - соглашение об услуге и ее оплате - является лишь способом совершения преступления, посягающего на интересы государственной службы (глава 30 УК РФ). Более того, как отмечает Р.Д. Шарапов, при получении взятки незаконное вознаграждение должностного лица обусловливается его служебным поведением, то есть возникает противоположная договорным отношениям взаимосвязь <6>.
Статья: Этапы развития и сближения налогового и бухгалтерского учета в Турции
(Жильцова Ю.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 8)4. Судимость и служебные расследования
(Жильцова Ю.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2023, N 8)4. Судимость и служебные расследования
Статья: Сравнительно-правовые аспекты доказывания на этапе окончания предварительного расследования (по законодательству Российской Федерации и иных государств)
(Ярмизин М.В.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2022, N 5)В ходе полицейского расследования нет четкого разделения между следственными действиями и оперативно-розыскными мероприятиями в том виде, в котором это установлено в российском законодательстве. И то и другое делают должностные лица - сотрудники полиции, причем формальности, связанные с документальным закреплением доказательств, минимизированы. Ход и результаты своей деятельности офицер полиции заносит в служебный блокнот, а при накоплении определенной их совокупности сотрудник полиции составляет меморандум и направляет материалы в Службу государственных обвинителей (атторнейскую службу) <16>. Здесь при наличии надлежащих сведений окончательно формулируется обвинение и материалы направляются в суд.
(Ярмизин М.В.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2022, N 5)В ходе полицейского расследования нет четкого разделения между следственными действиями и оперативно-розыскными мероприятиями в том виде, в котором это установлено в российском законодательстве. И то и другое делают должностные лица - сотрудники полиции, причем формальности, связанные с документальным закреплением доказательств, минимизированы. Ход и результаты своей деятельности офицер полиции заносит в служебный блокнот, а при накоплении определенной их совокупности сотрудник полиции составляет меморандум и направляет материалы в Службу государственных обвинителей (атторнейскую службу) <16>. Здесь при наличии надлежащих сведений окончательно формулируется обвинение и материалы направляются в суд.
Статья: Стадии производства по дисциплинарным делам государственных служащих Российской Федерации
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)В случае необходимости назначения и проведения служебной проверки до рассмотрения дела по существу, в понимании Ю.С. Адушкина, данный вариант производства является обычным, и этот автор к модели сокращенного производства добавляет следующие основные стадии - возбуждения производства и дисциплинарной проверки (расследования) <34>. Однако для ряда видов государственной службы проведение проверки по факту совершения дисциплинарного проступка является обязательной - в отношении государственных гражданских служащих, прокурорских работников. В таком случае рассматриваемый порядок является обычным в силу существующих особенностей правовой регламентации правоприменения.
(Лещина Э.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 11)В случае необходимости назначения и проведения служебной проверки до рассмотрения дела по существу, в понимании Ю.С. Адушкина, данный вариант производства является обычным, и этот автор к модели сокращенного производства добавляет следующие основные стадии - возбуждения производства и дисциплинарной проверки (расследования) <34>. Однако для ряда видов государственной службы проведение проверки по факту совершения дисциплинарного проступка является обязательной - в отношении государственных гражданских служащих, прокурорских работников. В таком случае рассматриваемый порядок является обычным в силу существующих особенностей правовой регламентации правоприменения.