Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг
Подборка наиболее важных документов по запросу Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Восстановление срока исковой давности в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)...Между тем, направляя письменное заявление прокурору по вопросу незаконности перевода ее средств пенсионных накоплений из НПФ... в НПФ [ответчика - ред.], [истица - ред.] правомерно ожидала, что прокурор в рамках своих полномочий поможет ей - инвалиду I группы - собрать необходимые доказательства и обратиться в суд за защитой ее прав. Узнав из ответа Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центрального банка Российской Федерации о подписании от ее имени договора об обязательном пенсионном страховании с НПФ [ответчика - ред.] неуполномоченным лицом, [истица - ред.] в кратчайший срок (28 октября 2022 г.) подала иск в суд о признании указанного договора незаключенным и об обязании ответчика... передать в НПФ... ее средства пенсионных накоплений в размере и порядке, которые установлены пунктом 5.3 статьи 36.6 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".
(КонсультантПлюс, 2025)...Между тем, направляя письменное заявление прокурору по вопросу незаконности перевода ее средств пенсионных накоплений из НПФ... в НПФ [ответчика - ред.], [истица - ред.] правомерно ожидала, что прокурор в рамках своих полномочий поможет ей - инвалиду I группы - собрать необходимые доказательства и обратиться в суд за защитой ее прав. Узнав из ответа Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центрального банка Российской Федерации о подписании от ее имени договора об обязательном пенсионном страховании с НПФ [ответчика - ред.] неуполномоченным лицом, [истица - ред.] в кратчайший срок (28 октября 2022 г.) подала иск в суд о признании указанного договора незаключенным и об обязании ответчика... передать в НПФ... ее средства пенсионных накоплений в размере и порядке, которые установлены пунктом 5.3 статьи 36.6 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушения, связанные с кредитной историей
(КонсультантПлюс, 2025)"...в отдел службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг... поступило обращение от... К. о нарушении обществом требований Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях" (далее - Закон N 218-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)"...в отдел службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг... поступило обращение от... К. о нарушении обществом требований Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях" (далее - Закон N 218-ФЗ).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Руководитель Службы по защите прав потребителей
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Руководитель Службы по защите прав потребителей
Нормативные акты
Приказ Банка России от 10.09.2020 N ОД-1472
(ред. от 03.07.2025)
"О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, и об отмене отдельных приказов Банка России"1.3. Руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, его заместители рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.53 - 5.55, частями 1, 3 и 4 статьи 13.25, частями 1 и 1.1 статьи 14.4.1, частями 1 - 5 и 7 - 9 статьи 14.24, статьями 14.29, 14.30, частями 1 - 3 статьи 14.52 (если указанные правонарушения совершены саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка), частью 1 статьи 14.52.2, статьями 15.18 - 15.20, 15.22, частями 1 - 10 статьи 15.23.1, статьей 15.24.1, частями 2, 4, 6 статьи 15.26.1, частью 1 статьи 15.26.2 (за исключением ограничения времени работы), статьями 15.26.3 - 15.26.5, 15.28, 15.29, 15.31, 15.34.1, частями 3, 4 и 6 статьи 15.38, частями 9 и 9.1 статьи 19.5, статьей 19.7.3 КоАП.
(ред. от 03.07.2025)
"О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, и об отмене отдельных приказов Банка России"1.3. Руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, его заместители рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.53 - 5.55, частями 1, 3 и 4 статьи 13.25, частями 1 и 1.1 статьи 14.4.1, частями 1 - 5 и 7 - 9 статьи 14.24, статьями 14.29, 14.30, частями 1 - 3 статьи 14.52 (если указанные правонарушения совершены саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка), частью 1 статьи 14.52.2, статьями 15.18 - 15.20, 15.22, частями 1 - 10 статьи 15.23.1, статьей 15.24.1, частями 2, 4, 6 статьи 15.26.1, частью 1 статьи 15.26.2 (за исключением ограничения времени работы), статьями 15.26.3 - 15.26.5, 15.28, 15.29, 15.31, 15.34.1, частями 3, 4 и 6 статьи 15.38, частями 9 и 9.1 статьи 19.5, статьей 19.7.3 КоАП.
Указание Банка России от 22.05.2025 N 7061-У
"О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2025 N 83269)1.4. Руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, его заместители, начальники управлений, их заместители, начальники отделов, их заместители, заведующие секторами, консультанты, советники экономические, руководители направлений, руководители экспертных групп (за исключением должностных лиц территориальных подразделений Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг) в случаях выявления правонарушений, предусмотренных статьями 5.53 - 5.55, частями 1, 3 и 4 статьи 13.25, частями 1 - 3 статьи 14.1, частями 1 и 1.1 статьи 14.4.1, частями 1 - 5 и 7 - 9 статьи 14.24, статьями 14.29, 14.30, 14.36, частями 1 - 3 статьи 14.52 (если указанные правонарушения совершены саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка), частью 1 статьи 14.52.2, статьями 15.18 - 15.20, 15.22, 15.23.1, 15.24.1, частями 2, 4 и 6 статьи 15.26.1, частью 1 статьи 15.26.2 (за исключением ограничения времени работы), статьями 15.26.3 - 15.26.5, 15.28, 15.29, 15.31, 15.34.1, частями 3, 4 и 6 статьи 15.38, статьями 17.7, 17.9, частью 1 статьи 19.4, частями 1, 9 и 9.1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.7.3, 19.20, частью 1 статьи 20.25 КоАП.
"О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.08.2025 N 83269)1.4. Руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, его заместители, начальники управлений, их заместители, начальники отделов, их заместители, заведующие секторами, консультанты, советники экономические, руководители направлений, руководители экспертных групп (за исключением должностных лиц территориальных подразделений Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг) в случаях выявления правонарушений, предусмотренных статьями 5.53 - 5.55, частями 1, 3 и 4 статьи 13.25, частями 1 - 3 статьи 14.1, частями 1 и 1.1 статьи 14.4.1, частями 1 - 5 и 7 - 9 статьи 14.24, статьями 14.29, 14.30, 14.36, частями 1 - 3 статьи 14.52 (если указанные правонарушения совершены саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка), частью 1 статьи 14.52.2, статьями 15.18 - 15.20, 15.22, 15.23.1, 15.24.1, частями 2, 4 и 6 статьи 15.26.1, частью 1 статьи 15.26.2 (за исключением ограничения времени работы), статьями 15.26.3 - 15.26.5, 15.28, 15.29, 15.31, 15.34.1, частями 3, 4 и 6 статьи 15.38, статьями 17.7, 17.9, частью 1 статьи 19.4, частями 1, 9 и 9.1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 19.7.3, 19.20, частью 1 статьи 20.25 КоАП.
Статья: С заботой о клиентах: изменения в регулировании управления нефинансовыми рисками
(Розанова Е.)
("Риск-менеджмент в кредитной организации", 2024, N 4)Поскольку Положение N 716-П требует управления риском недобросовестного поведения как одним из видов операционного риска, содержание Рекомендаций N 19-МР можно рассматривать в качестве одного из ориентиров этого управления (в сегменте "клиентов" и в некоторых случаях - "контрагентов" и "третьих лиц") для совершенствования СУОР. А детализация такого подхода в разрезе отдельных финансовых инструментов может производиться уже с применением отдельных продуктовых стандартов <10>. На наш взгляд, для этой цели формальное присоединение кредитной организации к стандартам, за исключением обязательных, не всегда необходимо. Следует иметь в виду, что с учетом требований Положения N 716-П обязательство банка (или его отсутствие) соблюдать стандарт повлияет на классификацию события ОР в базе событий. Для разработки методологии выявления, оценки и мониторинга риска полезно будет изучить практические кейсы и рекомендации Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, статистику жалоб и другие материалы, связанные с поведенческим надзором. К сожалению, в ее отчетах пока содержится минимальное количество информации. Если регулятор расширит перечень публикуемых данных - финансовые организации смогут обоснованно определять собственные сигнальные индикаторы по конкретным типам (группам) банковских продуктов, пока такие рыночные бенчмарки, к сожалению, отсутствуют.
(Розанова Е.)
("Риск-менеджмент в кредитной организации", 2024, N 4)Поскольку Положение N 716-П требует управления риском недобросовестного поведения как одним из видов операционного риска, содержание Рекомендаций N 19-МР можно рассматривать в качестве одного из ориентиров этого управления (в сегменте "клиентов" и в некоторых случаях - "контрагентов" и "третьих лиц") для совершенствования СУОР. А детализация такого подхода в разрезе отдельных финансовых инструментов может производиться уже с применением отдельных продуктовых стандартов <10>. На наш взгляд, для этой цели формальное присоединение кредитной организации к стандартам, за исключением обязательных, не всегда необходимо. Следует иметь в виду, что с учетом требований Положения N 716-П обязательство банка (или его отсутствие) соблюдать стандарт повлияет на классификацию события ОР в базе событий. Для разработки методологии выявления, оценки и мониторинга риска полезно будет изучить практические кейсы и рекомендации Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, статистику жалоб и другие материалы, связанные с поведенческим надзором. К сожалению, в ее отчетах пока содержится минимальное количество информации. Если регулятор расширит перечень публикуемых данных - финансовые организации смогут обоснованно определять собственные сигнальные индикаторы по конкретным типам (группам) банковских продуктов, пока такие рыночные бенчмарки, к сожалению, отсутствуют.
Статья: Кредитные каникулы как постоянная мера поддержки
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 6)Центральный банк завершает работу над старым-новым инструментом. Регулятор уже обсудил детали кредитных каникул с предпринимателями. Идут обсуждения с Министерством финансов и Министерством экономического развития. О статусе проекта "Известиям" рассказал глава службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ РФ Михаил Мамута.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 6)Центральный банк завершает работу над старым-новым инструментом. Регулятор уже обсудил детали кредитных каникул с предпринимателями. Идут обсуждения с Министерством финансов и Министерством экономического развития. О статусе проекта "Известиям" рассказал глава службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ РФ Михаил Мамута.
Статья: Идеология квалификации (аккредитации) инвесторов на фондовом рынке
(Молодыко К.Ю.)
("Закон", 2024, N 4)В октябре 2023 года Банк России заявил о готовности обдумать возможность квалифицировать инвесторов на базе, среди прочего, годового дохода. Руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, член совета директоров Банка России М.В. Мамута заявил:
(Молодыко К.Ю.)
("Закон", 2024, N 4)В октябре 2023 года Банк России заявил о готовности обдумать возможность квалифицировать инвесторов на базе, среди прочего, годового дохода. Руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, член совета директоров Банка России М.В. Мамута заявил:
Статья: Гражданско-правовая ответственность по связанным договорам в банковской деятельности
(Михеева И.Е.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 1)В письме Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центрального банка Российской Федерации от 1 сентября 2021 года N 59-7-2/44249 под дополнительными услугами понимаются все предлагаемые заемщику дополнительные услуги вне зависимости от того, кто именно оказывает услуги, кредитор или третье лицо. Также Банк России обратил внимание на необходимость соблюдения требований к оформлению заявления о предоставлении потребительского кредита (займа), установленных частью 2 статьи 7 Закона о потребительском кредите, в случае предложения заемщику за отдельную плату дополнительных услуг <15>. Кроме того, регулятором относительно применения указанной нормы в письме от 2 ноября 2021 года N 59-8-2/57008 были даны разъяснения о проверке достоверности информации об оказании заемщику дополнительных услуг третьими лицами и определении их объема в целях возмещения кредитной организацией заемщику стоимости таких услуг <16>.
(Михеева И.Е.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 1)В письме Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Центрального банка Российской Федерации от 1 сентября 2021 года N 59-7-2/44249 под дополнительными услугами понимаются все предлагаемые заемщику дополнительные услуги вне зависимости от того, кто именно оказывает услуги, кредитор или третье лицо. Также Банк России обратил внимание на необходимость соблюдения требований к оформлению заявления о предоставлении потребительского кредита (займа), установленных частью 2 статьи 7 Закона о потребительском кредите, в случае предложения заемщику за отдельную плату дополнительных услуг <15>. Кроме того, регулятором относительно применения указанной нормы в письме от 2 ноября 2021 года N 59-8-2/57008 были даны разъяснения о проверке достоверности информации об оказании заемщику дополнительных услуг третьими лицами и определении их объема в целях возмещения кредитной организацией заемщику стоимости таких услуг <16>.
Статья: Анализ и оценка нормативно-правового регулирования эффективности страховых продуктов, предлагаемых для граждан в Российской Федерации
(Цыганов А.А., Языков А.Д.)
("Банковское право", 2023, N 3)В соответствии с профильным Законом о Банке России "защита прав и законных интересов... страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг" входит в основной функционал Банка России и реализуется им непосредственно. В том числе в этой связи создана Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, реализующая как регуляторную (в части формирования подзаконных нормативных актов), так и надзорные функции.
(Цыганов А.А., Языков А.Д.)
("Банковское право", 2023, N 3)В соответствии с профильным Законом о Банке России "защита прав и законных интересов... страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг" входит в основной функционал Банка России и реализуется им непосредственно. В том числе в этой связи создана Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, реализующая как регуляторную (в части формирования подзаконных нормативных актов), так и надзорные функции.
Статья: Центральный банк Российской Федерации как субъект административно-процессуальных отношений в области рынка ценных бумаг
(Сладкова А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)В 2013 г. Банку России были переданы важнейшие юрисдикционные полномочия от ликвидированной Федеральной службы по финансовым рынкам (ст. 23.74 КоАП РФ). Как правило, речь идет о руководителях и их заместителях. Кроме того, имеется Приказ Банка России от 10 сентября 2020 г. N ОД-1472 "О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, и об отмене отдельных приказов Банка России" <11>. К ним относятся, например, руководители территориальных учреждений Банка России, руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, директор Департамента инвестиционных финансовых посредников, директор Департамента корпоративных отношений, директор Департамента инфраструктуры финансового рынка и их заместители и другие.
(Сладкова А.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)В 2013 г. Банку России были переданы важнейшие юрисдикционные полномочия от ликвидированной Федеральной службы по финансовым рынкам (ст. 23.74 КоАП РФ). Как правило, речь идет о руководителях и их заместителях. Кроме того, имеется Приказ Банка России от 10 сентября 2020 г. N ОД-1472 "О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, и об отмене отдельных приказов Банка России" <11>. К ним относятся, например, руководители территориальных учреждений Банка России, руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, директор Департамента инвестиционных финансовых посредников, директор Департамента корпоративных отношений, директор Департамента инфраструктуры финансового рынка и их заместители и другие.
Статья: Роль мегарегулятора в сфере защиты прав потребителей
(Самигулина А.В.)
("Право и экономика", 2022, N 3)2. Служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров (в настоящее время - Служба по защите прав потребителей и обеспечения доступности финансовых услуг).
(Самигулина А.В.)
("Право и экономика", 2022, N 3)2. Служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров (в настоящее время - Служба по защите прав потребителей и обеспечения доступности финансовых услуг).
Статья: Каких изменений в системе управления рисками стоит ожидать в 2025 году
(Савицкая М.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 4)В отчете Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России по работе с обращениями за 9 месяцев 2024 г. <23> показана неутешительная динамика (+93,5%) роста числа жалоб на мошеннические действия кредитных организаций; всего же за этот период на действия кредитных организаций регулятором получено 140,5 тыс. жалоб. Так что предложение уделять внимание процедурам управления риском недобросовестного поведения - ожидаемая и нужная мера. Что же регулятор предлагает использовать для построения таких процедур?
(Савицкая М.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 4)В отчете Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России по работе с обращениями за 9 месяцев 2024 г. <23> показана неутешительная динамика (+93,5%) роста числа жалоб на мошеннические действия кредитных организаций; всего же за этот период на действия кредитных организаций регулятором получено 140,5 тыс. жалоб. Так что предложение уделять внимание процедурам управления риском недобросовестного поведения - ожидаемая и нужная мера. Что же регулятор предлагает использовать для построения таких процедур?
Статья: Роль управления рисками и страхования в обеспечении устойчивости экономики
(Котлобовский И.Б., Алешина А.Ю.)
("Финансы", 2023, N 8)Подробно тему продвижения финансовой грамотности раскрыла в своем выступлении заместитель руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, начальник Управления финансовой грамотности Банка России Т.В. Снурницына. Она отметила, что вопросы страхования интегрированы в Стратегию развития финансового рынка до 2030 г. [2], в частности за счет развития финансовой культуры с учетом принципов поведенческой экономики и тренда на цифровизацию. Подводя итоги реализации предыдущей стратегии развития с 2017 по 2023 г., Т.В. Снурницына выделила основные достижения в части развития финансовой грамотности, такие как: выстраивание межведомственных механизмов, в том числе на региональном уровне; создание учебно-методических комплексов для всех уровней образования; постоянное взаимодействие с населением, в том числе с социально уязвимыми группами.
(Котлобовский И.Б., Алешина А.Ю.)
("Финансы", 2023, N 8)Подробно тему продвижения финансовой грамотности раскрыла в своем выступлении заместитель руководителя Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, начальник Управления финансовой грамотности Банка России Т.В. Снурницына. Она отметила, что вопросы страхования интегрированы в Стратегию развития финансового рынка до 2030 г. [2], в частности за счет развития финансовой культуры с учетом принципов поведенческой экономики и тренда на цифровизацию. Подводя итоги реализации предыдущей стратегии развития с 2017 по 2023 г., Т.В. Снурницына выделила основные достижения в части развития финансовой грамотности, такие как: выстраивание межведомственных механизмов, в том числе на региональном уровне; создание учебно-методических комплексов для всех уровней образования; постоянное взаимодействие с населением, в том числе с социально уязвимыми группами.