Система внутреннего налогового контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Система внутреннего налогового контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)1.4. Как построить в организации
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)1.4. Как построить в организации
Нормативные акты
Справочная информация: "Календарь бухгалтера на 2025 год"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Система внутреннего контроля для целей проведения налогового мониторинга
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Система внутреннего контроля для целей проведения налогового мониторинга
Последние изменения: Налоговый мониторинг
(КонсультантПлюс, 2025)Эти Требования содержатся в Приказе ФНС России от 25.05.2021 N ЕД-7-23/518@. Согласно ему вся информация о системах внутреннего контроля участников налогового мониторинга будет приведена к единому стандарту, что позволит обрабатывать ее автоматически.
(КонсультантПлюс, 2025)Эти Требования содержатся в Приказе ФНС России от 25.05.2021 N ЕД-7-23/518@. Согласно ему вся информация о системах внутреннего контроля участников налогового мониторинга будет приведена к единому стандарту, что позволит обрабатывать ее автоматически.
Статья: Особенности методики и организации налогового аудита
(Остаев Г.Я., Козменкова С.В., Алборов Г.Р., Кондратьев Д.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 4)Внутренний налоговый аудит - это процесс проверки и анализа налоговой отчетности хозяйствующего субъекта в целях обеспечения соответствия налоговому законодательству, выявления ошибок и минимизации налоговых рисков. Внутренний аудит сосредоточен на оценке эффективности и результативности системы внутреннего контроля, включая налоговые процессы.
(Остаев Г.Я., Козменкова С.В., Алборов Г.Р., Кондратьев Д.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 4)Внутренний налоговый аудит - это процесс проверки и анализа налоговой отчетности хозяйствующего субъекта в целях обеспечения соответствия налоговому законодательству, выявления ошибок и минимизации налоговых рисков. Внутренний аудит сосредоточен на оценке эффективности и результативности системы внутреннего контроля, включая налоговые процессы.
Статья: Вопросы применения медианного значения рыночного интервала в регулировании трансфертных цен
(Князева А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Само по себе введение медианного значения в регулирование трансфертного ценообразования в России соответствует международным тенденциям и развитию национального законодательства зарубежных стран. Однако Рекомендации ОЭСР и судебная практика единообразны в применении медианного значения только при условии дефекта сопоставимости сделок. Так, Руководство ОЭСР не предполагает механического применения медианного значения налоговым органом, но устанавливает условие по его применению в виде дефекта сопоставимости рыночного интервала. В свою очередь, в зарубежных странах медианное значение преимущественно используется как крайняя мера, а налогоплательщику предоставляется возможность доказать рыночность другого показателя в пределах рыночного интервала, а оговорка о дефекте сопоставимости встречается нечасто. Положения Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) не используют понятие "дефекты сопоставимости", а при определении сопоставимости предполагают либо корректировку различий между условиями анализируемой и сопоставляемых сделок, либо признание различий не оказывающими существенного влияния <22>. Тогда если положения Кодекса исходят из того, что выборка не содержит дефектов, то корректировку следует проводить только до минимального (или максимального) значения интерквартильного интервала, поскольку само применение интерквартильного ограничения уже устраняет статистическую погрешность, и все показатели интерквартильного интервала считаются рыночными, а корректировка до медианного значения противоречит рекомендациям Руководства ОЭСР, роль которого в российской судебной практике рассмотрена ранее. Таким образом, действующие положения Кодекса сами по себе создают основание для налогового спора, который будет длительным (в зарубежной практике от 3 до 10 лет) и затратным для всех сторон. Налогоплательщикам необходимо включить риск возникновения спора <23> в систему внутреннего контроля налоговых рисков.
(Князева А.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 2)Само по себе введение медианного значения в регулирование трансфертного ценообразования в России соответствует международным тенденциям и развитию национального законодательства зарубежных стран. Однако Рекомендации ОЭСР и судебная практика единообразны в применении медианного значения только при условии дефекта сопоставимости сделок. Так, Руководство ОЭСР не предполагает механического применения медианного значения налоговым органом, но устанавливает условие по его применению в виде дефекта сопоставимости рыночного интервала. В свою очередь, в зарубежных странах медианное значение преимущественно используется как крайняя мера, а налогоплательщику предоставляется возможность доказать рыночность другого показателя в пределах рыночного интервала, а оговорка о дефекте сопоставимости встречается нечасто. Положения Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) не используют понятие "дефекты сопоставимости", а при определении сопоставимости предполагают либо корректировку различий между условиями анализируемой и сопоставляемых сделок, либо признание различий не оказывающими существенного влияния <22>. Тогда если положения Кодекса исходят из того, что выборка не содержит дефектов, то корректировку следует проводить только до минимального (или максимального) значения интерквартильного интервала, поскольку само применение интерквартильного ограничения уже устраняет статистическую погрешность, и все показатели интерквартильного интервала считаются рыночными, а корректировка до медианного значения противоречит рекомендациям Руководства ОЭСР, роль которого в российской судебной практике рассмотрена ранее. Таким образом, действующие положения Кодекса сами по себе создают основание для налогового спора, который будет длительным (в зарубежной практике от 3 до 10 лет) и затратным для всех сторон. Налогоплательщикам необходимо включить риск возникновения спора <23> в систему внутреннего контроля налоговых рисков.
Статья: Международная кооперация налоговых администраций при налогообложении цифровых бизнес-моделей: миф или реальность?
(Милоголов Н.С., Пономарева К.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)Несмотря на достаточно высокую степень детализации механизмов предотвращения и разрешения споров, предлагаемых ОЭСР в рамках Pillar 1, остаются нерешенными вопросы относительно того, как такой механизм будет работать на практике. Ключевой источник налоговых рисков для налогоплательщиков и потенциальных налоговых споров между странами связан с невозможностью изолировать Сумму А от прочих налоговых обязательств МГК (связанных с применением правил трансфертного ценообразования (ТЦО), наличием постоянных представительств, определением Суммы Б и проч.). Потребуется беспрецедентный уровень международной кооперации и скорости принятия решений от налоговых органов разных стран для того, чтобы механизм формульного распределения глобальной прибыли МГК работал на практике. Необходимы и существенные усилия самих МГК, направленные на предоставление и подготовку документации, для поддержания системы внутреннего налогового контроля и оценки налоговых рисков и проч.
(Милоголов Н.С., Пономарева К.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)Несмотря на достаточно высокую степень детализации механизмов предотвращения и разрешения споров, предлагаемых ОЭСР в рамках Pillar 1, остаются нерешенными вопросы относительно того, как такой механизм будет работать на практике. Ключевой источник налоговых рисков для налогоплательщиков и потенциальных налоговых споров между странами связан с невозможностью изолировать Сумму А от прочих налоговых обязательств МГК (связанных с применением правил трансфертного ценообразования (ТЦО), наличием постоянных представительств, определением Суммы Б и проч.). Потребуется беспрецедентный уровень международной кооперации и скорости принятия решений от налоговых органов разных стран для того, чтобы механизм формульного распределения глобальной прибыли МГК работал на практике. Необходимы и существенные усилия самих МГК, направленные на предоставление и подготовку документации, для поддержания системы внутреннего налогового контроля и оценки налоговых рисков и проч.
Статья: Как выстроить систему внутреннего контроля, чтобы обеспечить полноту и достоверность учета и отчетности
(Харитончик И.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 4)Таким образом, трансформация правил и требований в автоматизированные алгоритмы и настройки позволяет сформировать значимый компонент эффективной системы внутреннего контроля бухгалтерского и налогового учета и исключить ошибки при совершении операций, проведении расчетов и отражении сделок.
(Харитончик И.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2024, N 4)Таким образом, трансформация правил и требований в автоматизированные алгоритмы и настройки позволяет сформировать значимый компонент эффективной системы внутреннего контроля бухгалтерского и налогового учета и исключить ошибки при совершении операций, проведении расчетов и отражении сделок.
Готовое решение: Налоговый мониторинг
(КонсультантПлюс, 2025)Объем раскрываемой информации вы определяете в Регламенте информационного взаимодействия, который согласуете с налоговым органом. Объем информации зависит от оценки вашей системы внутреннего контроля. На первом (начальном) уровне вы должны предоставлять инспекции до 50% документов, на пятом (совершенствуемом) уровне - не более 5% (п. 6 ст. 105.26 НК РФ, Приложение N 13 к Требованиям к организации системы внутреннего контроля);
(КонсультантПлюс, 2025)Объем раскрываемой информации вы определяете в Регламенте информационного взаимодействия, который согласуете с налоговым органом. Объем информации зависит от оценки вашей системы внутреннего контроля. На первом (начальном) уровне вы должны предоставлять инспекции до 50% документов, на пятом (совершенствуемом) уровне - не более 5% (п. 6 ст. 105.26 НК РФ, Приложение N 13 к Требованиям к организации системы внутреннего контроля);
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В регламенте информационного взаимодействия указываются порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов, объектов налогообложения и налоговой базы, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля данной организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В регламенте информационного взаимодействия указываются порядок отражения организацией в регистрах бухгалтерского и налогового учета доходов и расходов, объектов налогообложения и налоговой базы, сведения о регистрах бухгалтерского учета, об аналитических регистрах налогового учета, а также информация о системе внутреннего контроля данной организации за совершаемыми фактами хозяйственной жизни и правильностью исчисления (удержания), полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов.
Статья: Характеристика и правовое регулирование Цифрового налогового кодекса
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 1)<52> Высказано утверждение о том, что проверка налоговой базы не является задачей налогового мониторинга, гораздо важнее оценка эффективности системы внутреннего контроля налогоплательщика. См. подробнее: Налоговый мониторинг: стратегические цели и перспективы развития // Налоговая политика и практика. 2017. N 9 (177). С. 4.
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2025, N 1)<52> Высказано утверждение о том, что проверка налоговой базы не является задачей налогового мониторинга, гораздо важнее оценка эффективности системы внутреннего контроля налогоплательщика. См. подробнее: Налоговый мониторинг: стратегические цели и перспективы развития // Налоговая политика и практика. 2017. N 9 (177). С. 4.
Статья: Внутренний налоговый контроль: поэтапное внедрение на основе риск-ориентированного подхода
(Орлова М.Ю., Паршина С.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 4)<2> Чухнина Г.Я., Владимирова К.В. Методика организации системы внутреннего налогового контроля // Финансы и кредит. 2016. N 21. С. 24 - 38.
(Орлова М.Ю., Паршина С.С.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 4)<2> Чухнина Г.Я., Владимирова К.В. Методика организации системы внутреннего налогового контроля // Финансы и кредит. 2016. N 21. С. 24 - 38.