Система внутреннего контроля в банке
Подборка наиболее важных документов по запросу Система внутреннего контроля в банке (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ключевые направления внутреннего аудита в рамках реализации ПВР
(Драганюк Е.)
("Риск-менеджмент в кредитной организации", 2025, N 3)В системе управления рисками банка СВА является "третьей линией защиты" <6>, которая осуществляет независимую оценку эффективности системы внутреннего контроля банка (в частности, проверку осуществления контроля за функционированием системы управления банковскими рисками и оценки банковских рисков) и выражает мнение о приемлемости рисков, эффективности мероприятий и процедур по управлению ими (в частности, контролю и мониторингу).
(Драганюк Е.)
("Риск-менеджмент в кредитной организации", 2025, N 3)В системе управления рисками банка СВА является "третьей линией защиты" <6>, которая осуществляет независимую оценку эффективности системы внутреннего контроля банка (в частности, проверку осуществления контроля за функционированием системы управления банковскими рисками и оценки банковских рисков) и выражает мнение о приемлемости рисков, эффективности мероприятий и процедур по управлению ими (в частности, контролю и мониторингу).
Статья: Модель и регламентация аналитических процедур контроля ресурсообеспеченности коммерческого банка
(Китаева Ж.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 7)<3> Богуш В.В., Иодо Д.С. Состояние и перспективы развития системы внутреннего контроля в банках / Научный потенциал молодежи - будущему Беларуси: Материалы X Международной молодежной научно-практической конференции в 2 ч., Полесский государственный университет, г. Пинск, 15 апреля 2016 г. Ч. 2. Пинск: ПолесГУ, 2016. С. 187 - 188. URL: https://rep.polessu.by/handle/123456789/10860?mode=full. EDN: SCHLQE.
(Китаева Ж.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 7)<3> Богуш В.В., Иодо Д.С. Состояние и перспективы развития системы внутреннего контроля в банках / Научный потенциал молодежи - будущему Беларуси: Материалы X Международной молодежной научно-практической конференции в 2 ч., Полесский государственный университет, г. Пинск, 15 апреля 2016 г. Ч. 2. Пинск: ПолесГУ, 2016. С. 187 - 188. URL: https://rep.polessu.by/handle/123456789/10860?mode=full. EDN: SCHLQE.
Нормативные акты
Указание Банка России от 17.09.2015 N 3801-У
(ред. от 27.04.2020)
"О признании финансового положения банка соответствующим критериям для уплаты повышенной дополнительной ставки страховых взносов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.10.2015 N 39271)Глава 2. Оценка собственных средств (капитала), активов, ликвидности, системы управления рисками, состояния внутреннего контроля банка
(ред. от 27.04.2020)
"О признании финансового положения банка соответствующим критериям для уплаты повышенной дополнительной ставки страховых взносов"
(Зарегистрировано в Минюсте России 09.10.2015 N 39271)Глава 2. Оценка собственных средств (капитала), активов, ликвидности, системы управления рисками, состояния внутреннего контроля банка
"Концепция организации системы внутреннего контроля для некредитных финансовых организаций"
(утв. Банком России)ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(утв. Банком России)ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Подходы к построению системы обеспечения непрерывности деятельности: кооперация регуляторных норм
(Савицкая М.)
("Риск-менеджмент в кредитной организации", 2024, N 2)Таким образом, существование Плана ОНиВД изолированно от СУОР - подход "вчерашнего" дня, не соответствующий сегодняшним и будущим вызовам системы риск-менеджмента и задачам системы внутреннего контроля банка.
(Савицкая М.)
("Риск-менеджмент в кредитной организации", 2024, N 2)Таким образом, существование Плана ОНиВД изолированно от СУОР - подход "вчерашнего" дня, не соответствующий сегодняшним и будущим вызовам системы риск-менеджмента и задачам системы внутреннего контроля банка.
Статья: Внутренний контроль эффективности использования ресурсов коммерческим банком
(Серебрякова Т.Ю., Китаева Ж.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 11)При этом методики анализа должны быть встроены в систему внутреннего контроля банка, одной из задач которой является минимизация рисков неэффективности [11], контролируемых регулятором.
(Серебрякова Т.Ю., Китаева Ж.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 11)При этом методики анализа должны быть встроены в систему внутреннего контроля банка, одной из задач которой является минимизация рисков неэффективности [11], контролируемых регулятором.
Статья: Генезис комплаенс-контроля в финансовой сфере
(Баракина Е.Ю.)
("Финансовое право", 2022, N 11)<2> Кириллов Р.А. Теоретические основы управления регуляторным риском в системе внутреннего контроля банка // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2014. N 4. Т. 14. С. 628 - 633.
(Баракина Е.Ю.)
("Финансовое право", 2022, N 11)<2> Кириллов Р.А. Теоретические основы управления регуляторным риском в системе внутреннего контроля банка // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2014. N 4. Т. 14. С. 628 - 633.
Статья: Элементы правового и регуляторного рисков, подлежащих учету при осуществлении в кредитной организации деятельности по ПОД/ФТ
(Алексеева Д.Г.)
("Банковское право", 2022, N 2)<14> См.: Кириллов Р.А. Теоретические основы управления регуляторным риском в системе внутреннего контроля банка. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-upravleniya-regulyatornym-riskom-v-sisteme-vnutrennego-kontrolya-banka#ixzz3jfbklU9m.
(Алексеева Д.Г.)
("Банковское право", 2022, N 2)<14> См.: Кириллов Р.А. Теоретические основы управления регуляторным риском в системе внутреннего контроля банка. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-upravleniya-regulyatornym-riskom-v-sisteme-vnutrennego-kontrolya-banka#ixzz3jfbklU9m.
"Правовое регулирование новых видов предпринимательской деятельности: практическое пособие"
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)- Положение ЦБ РФ об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах от 16 декабря 2003 г. N 242-П, составленное на основе рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору (БКБН) "Система внутреннего контроля в банках: основы организации" (сентябрь 1998 г., БКБН 40) и "Внутренний аудит в банках и взаимоотношения надзорных органов и аудиторов" (август 2001 г., БКБН 84);
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)- Положение ЦБ РФ об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах от 16 декабря 2003 г. N 242-П, составленное на основе рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору (БКБН) "Система внутреннего контроля в банках: основы организации" (сентябрь 1998 г., БКБН 40) и "Внутренний аудит в банках и взаимоотношения надзорных органов и аудиторов" (август 2001 г., БКБН 84);
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)б) неоднократного в течение трех лет, непосредственно предшествовавших дате подачи аудиторской организацией заявления о включении сведений о ней в указанный реестр, выражения аудиторской организацией мнения о том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность кредитной организации, головной кредитной организации банковской группы отражает достоверно во всех существенных аспектах финансовое положение (дает правдивое и достоверное представление о финансовом положении) кредитной организации, головной кредитной организации банковской группы, и (или) мнения о выполнении обязательных нормативов, установленных Банком России, соответствии внутреннего контроля и организации систем управления рисками требованиям, установленным Банком России, при признании Банком России учета и отчетности недостоверными, невыполнения обязательных нормативов, установленных Банком России, несоответствия внутреннего контроля и организации систем управления рисками требованиям, предъявляемым Банком России к таким системам, в том числе в случаях, если указанные факты повлекли за собой возникновение у Банка России оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации, в том числе входящей в состав банковской группы, а также оснований для отзыва у кредитной организации, в том числе являющейся головной кредитной организацией банковской группы, лицензии на осуществление банковских операций или приостановления деятельности иных поднадзорных Банку России организаций, и установления Банком России фактов нарушения аудиторской организацией требований комментируемого Закона, предусмотренных до дня вступления в силу Закона 2021 г. N 359-ФЗ (то есть до 1 января 2022 г.), комментируемого Закона (в ред. Закона 2021 г. N 359-ФЗ), других федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов и нормативных актов Банка России, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов при подготовке аудиторского заключения, содержащего соответствующее мнение.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)б) неоднократного в течение трех лет, непосредственно предшествовавших дате подачи аудиторской организацией заявления о включении сведений о ней в указанный реестр, выражения аудиторской организацией мнения о том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность кредитной организации, головной кредитной организации банковской группы отражает достоверно во всех существенных аспектах финансовое положение (дает правдивое и достоверное представление о финансовом положении) кредитной организации, головной кредитной организации банковской группы, и (или) мнения о выполнении обязательных нормативов, установленных Банком России, соответствии внутреннего контроля и организации систем управления рисками требованиям, установленным Банком России, при признании Банком России учета и отчетности недостоверными, невыполнения обязательных нормативов, установленных Банком России, несоответствия внутреннего контроля и организации систем управления рисками требованиям, предъявляемым Банком России к таким системам, в том числе в случаях, если указанные факты повлекли за собой возникновение у Банка России оснований для осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитной организации, в том числе входящей в состав банковской группы, а также оснований для отзыва у кредитной организации, в том числе являющейся головной кредитной организацией банковской группы, лицензии на осуществление банковских операций или приостановления деятельности иных поднадзорных Банку России организаций, и установления Банком России фактов нарушения аудиторской организацией требований комментируемого Закона, предусмотренных до дня вступления в силу Закона 2021 г. N 359-ФЗ (то есть до 1 января 2022 г.), комментируемого Закона (в ред. Закона 2021 г. N 359-ФЗ), других федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов и нормативных актов Банка России, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов при подготовке аудиторского заключения, содержащего соответствующее мнение.
Статья: Подозрительные и необычные операции в российской банковской практике: новшества в регулировании
(Котов Н.А.)
("Цивилист", 2022, N 2)Лицам, осуществляющим операции с использованием денежных средств, в рамках построения систем собственного внутреннего контроля следует руководствоваться требованиями Банка России и Росфинмониторинга, включая описание признаков необычной операции в программе выявления операций и организацию внутренних и внешних (с клиентами) систем работы по выявленным случаям.
(Котов Н.А.)
("Цивилист", 2022, N 2)Лицам, осуществляющим операции с использованием денежных средств, в рамках построения систем собственного внутреннего контроля следует руководствоваться требованиями Банка России и Росфинмониторинга, включая описание признаков необычной операции в программе выявления операций и организацию внутренних и внешних (с клиентами) систем работы по выявленным случаям.
Статья: Цифровой профиль как объект публичного цифрового финансового контроля
(Антропцева И.О.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Рассмотрим, какие данные в настоящее время оцифрованы различными органами публичного финансового контроля. Налоговые органы имеют в своем распоряжении сведения о регистрации юридических и физических лиц, органах управления, видах деятельности, исполнении обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет, результатах камеральных и выездных налоговых проверок, привлечении к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах и ряд иных сведений. Федеральное казначейство владеет информацией об объемах получаемых субъектами бюджетного процесса, юридическими лицами денежных средств из бюджета, целевом либо нецелевом использовании полученных средств, участии в государственных закупках и иных в рамках исполнения бюджета и осуществления внутреннего финансового контроля, что отражается в автоматизированной системе, внедренной органом внутреннего финансового контроля. Банк России аккумулирует информацию о специальных субъектах, регулирование, контроль и надзор за деятельностью которых на него возложены, например информацию о регистрации, лицензиях, нарушениях законодательства РФ, применении мер ответственности со стороны Банка России. Вся собранная в автоматизированных системах информация направлена на организацию управления, принятие на ее основе решений, а соответственно, осуществление контроля за деятельностью отдельных лиц, являющихся подконтрольными объектами, предупреждение финансовых отношений. Каждый орган формирует своего рода базу данных, досье на каждое лицо, которое является участником финансовых отношений, но при этом данные носят фрагментарный характер в силу ограниченности полномочиями соответствующего органа и обмен возможен исключительно в рамках межведомственного взаимодействия.
(Антропцева И.О.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Рассмотрим, какие данные в настоящее время оцифрованы различными органами публичного финансового контроля. Налоговые органы имеют в своем распоряжении сведения о регистрации юридических и физических лиц, органах управления, видах деятельности, исполнении обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет, результатах камеральных и выездных налоговых проверок, привлечении к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах и ряд иных сведений. Федеральное казначейство владеет информацией об объемах получаемых субъектами бюджетного процесса, юридическими лицами денежных средств из бюджета, целевом либо нецелевом использовании полученных средств, участии в государственных закупках и иных в рамках исполнения бюджета и осуществления внутреннего финансового контроля, что отражается в автоматизированной системе, внедренной органом внутреннего финансового контроля. Банк России аккумулирует информацию о специальных субъектах, регулирование, контроль и надзор за деятельностью которых на него возложены, например информацию о регистрации, лицензиях, нарушениях законодательства РФ, применении мер ответственности со стороны Банка России. Вся собранная в автоматизированных системах информация направлена на организацию управления, принятие на ее основе решений, а соответственно, осуществление контроля за деятельностью отдельных лиц, являющихся подконтрольными объектами, предупреждение финансовых отношений. Каждый орган формирует своего рода базу данных, досье на каждое лицо, которое является участником финансовых отношений, но при этом данные носят фрагментарный характер в силу ограниченности полномочиями соответствующего органа и обмен возможен исключительно в рамках межведомственного взаимодействия.