Система управления рисками и внутреннего контроля
Подборка наиболее важных документов по запросу Система управления рисками и внутреннего контроля (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Корпоративное право: Утверждение аудитора. Внутренний аудит в АО
(КонсультантПлюс, 2025)...невыполнение обществом требований законодательства в части утверждения условий трудового договора с лицом, ответственным за организацию и осуществление внутреннего аудита общества, создает угрозу для обеспечения эффективного функционирования системы управления рисками и внутреннего контроля общества.
(КонсультантПлюс, 2025)...невыполнение обществом требований законодательства в части утверждения условий трудового договора с лицом, ответственным за организацию и осуществление внутреннего аудита общества, создает угрозу для обеспечения эффективного функционирования системы управления рисками и внутреннего контроля общества.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Девять рекомендаций по созданию работающей системы управления рисками и внутреннего контроля
(Цих А.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 2)"Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 2
(Цих А.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 2)"Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 2
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 57.1. Банк России устанавливает требования к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитных организаций, в банковских группах, а также квалификационные требования к руководителю службы управления рисками, руководителю службы внутреннего аудита, руководителю службы внутреннего контроля кредитных организаций, специальному должностному лицу, ответственному за реализацию правил внутреннего контроля в кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения), головной кредитной организации банковской группы.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 57.1. Банк России устанавливает требования к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитных организаций, в банковских группах, а также квалификационные требования к руководителю службы управления рисками, руководителю службы внутреннего аудита, руководителю службы внутреннего контроля кредитных организаций, специальному должностному лицу, ответственному за реализацию правил внутреннего контроля в кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения), головной кредитной организации банковской группы.
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
(ред. от 31.07.2025)
"О банках и банковской деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)Статья 11.1-2. Требования к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитной организации
(ред. от 31.07.2025)
"О банках и банковской деятельности"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.11.2025)Статья 11.1-2. Требования к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитной организации
Готовое решение: Как составить годовой отчет АО
(КонсультантПлюс, 2025)описание системы управления рисками и внутреннего контроля АО;
(КонсультантПлюс, 2025)описание системы управления рисками и внутреннего контроля АО;
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- определение принципов и подходов к организации системы управления рисками и внутреннего контроля в обществе;
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)- определение принципов и подходов к организации системы управления рисками и внутреннего контроля в обществе;
Статья: Теоретические обоснования внутреннего корпоративного контроля
(Серебрякова Т.Ю., Алексеев Ю.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 3)Помимо этого, у совета директоров есть компетенции, связанные с подготовительной работой для внесения предложений в русле стратегических задач организации, которые собственники на собрании должны утвердить или отклонить. Например, в части предложений стратегических направлений развития бизнеса, использования капитала, одобрения крупных сделок, листинга акций, выбора аудитора общества и ревизионной комиссии, определения размера дивидендов. В отношении контрольных функций общества совет директоров определяет принципы и подходы к организации в экономическом субъекте системы управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита.
(Серебрякова Т.Ю., Алексеев Ю.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 3)Помимо этого, у совета директоров есть компетенции, связанные с подготовительной работой для внесения предложений в русле стратегических задач организации, которые собственники на собрании должны утвердить или отклонить. Например, в части предложений стратегических направлений развития бизнеса, использования капитала, одобрения крупных сделок, листинга акций, выбора аудитора общества и ревизионной комиссии, определения размера дивидендов. В отношении контрольных функций общества совет директоров определяет принципы и подходы к организации в экономическом субъекте системы управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита.
Статья: Разбор стандарта НСПК по управлению рисками ИБ субъектов ПС "Мир"
(Беляев Д.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 3)В самом стандарте есть отсылки к другим документам и стандартам НСПК, но при этом кредитные организации находятся в достаточно сложном исторически сложившемся регуляторном окружении по направлению риск-менеджмента, внутреннего контроля и информационной безопасности.
(Беляев Д.)
("Внутренний контроль в кредитной организации", 2025, N 3)В самом стандарте есть отсылки к другим документам и стандартам НСПК, но при этом кредитные организации находятся в достаточно сложном исторически сложившемся регуляторном окружении по направлению риск-менеджмента, внутреннего контроля и информационной безопасности.
Статья: Роль совета директоров публичного акционерного общества в управлении антимонопольными рисками
(Меребашвили Т.А.)
("Закон", 2024, N 7)Таким образом, деятельность ПАО будет соответствовать требованиям закона, если в нем сформированы система управления рисками, система внутреннего контроля и служба внутреннего аудита, а его совет директоров и комитет по аудиту (или риску) разрабатывают и утверждают внутренние документы, регламентирующие действие этих систем и служб, и контролируют их функционирование. Ни Закон об АО, ни Гражданский кодекс не дают определение и не раскрывают нюансы требований к указанным системам и службам, оставляя содержательное наполнение этих понятий предпринимательской практике.
(Меребашвили Т.А.)
("Закон", 2024, N 7)Таким образом, деятельность ПАО будет соответствовать требованиям закона, если в нем сформированы система управления рисками, система внутреннего контроля и служба внутреннего аудита, а его совет директоров и комитет по аудиту (или риску) разрабатывают и утверждают внутренние документы, регламентирующие действие этих систем и служб, и контролируют их функционирование. Ни Закон об АО, ни Гражданский кодекс не дают определение и не раскрывают нюансы требований к указанным системам и службам, оставляя содержательное наполнение этих понятий предпринимательской практике.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2) о несоответствии систем управления рисками и внутреннего контроля аудируемого лица требованиям Банка России;
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)2) о несоответствии систем управления рисками и внутреннего контроля аудируемого лица требованиям Банка России;
Статья: Анализ системы внутреннего контроля ПАО "МТС"
(Маслова Т.С., Питизина Е.Д.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 1)Для систематической независимой оценки надежности и эффективности системы управления рисками и внутреннего контроля, а также практики корпоративного управления в ПАО "МТС" Блок внутреннего аудита (БВА) использует результаты проведенных аудитов. БВА является самостоятельным структурным подразделением, функционально подчиненным Совету директоров, административно - президенту ПАО "МТС".
(Маслова Т.С., Питизина Е.Д.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 1)Для систематической независимой оценки надежности и эффективности системы управления рисками и внутреннего контроля, а также практики корпоративного управления в ПАО "МТС" Блок внутреннего аудита (БВА) использует результаты проведенных аудитов. БВА является самостоятельным структурным подразделением, функционально подчиненным Совету директоров, административно - президенту ПАО "МТС".
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)5) группа показателей качества управления банком, включая показатели, характеризующие систему управления рисками, состояние внутреннего контроля, в том числе в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (указание на противодействие финансированию распространения оружия массового уничтожения включено Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N 394-ФЗ <243> соответственно изменениям в соответствующей законодательной отрасли), а также качество бизнес-планирования концентрации (до внесения Законом 2013 г. N 335-ФЗ изменений в п. 3 ч. 4 данной статьи говорилось о группе показателей оценки качества управления банком, его операциями и рисками, включающей показатели прозрачности структуры собственности, организации системы управления рисками, в том числе контроля за величиной валютной позиции, службы внутреннего контроля, в том числе системы противодействия легализации незаконных доходов и финансированию терроризма);
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)5) группа показателей качества управления банком, включая показатели, характеризующие систему управления рисками, состояние внутреннего контроля, в том числе в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (указание на противодействие финансированию распространения оружия массового уничтожения включено Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N 394-ФЗ <243> соответственно изменениям в соответствующей законодательной отрасли), а также качество бизнес-планирования концентрации (до внесения Законом 2013 г. N 335-ФЗ изменений в п. 3 ч. 4 данной статьи говорилось о группе показателей оценки качества управления банком, его операциями и рисками, включающей показатели прозрачности структуры собственности, организации системы управления рисками, в том числе контроля за величиной валютной позиции, службы внутреннего контроля, в том числе системы противодействия легализации незаконных доходов и финансированию терроризма);
"Комментарий к Федеральному закону от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности"
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 11.1-2. Требования к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитной организации
(постатейный)
(Алексеева Д.Г., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Демьянец М.В., Пушкин А.В., Решетина Е.Н., Рябова Е.В., Холкина М.Г., Чернусь Н.Ю., Шпинев Ю.С., Котухов С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 11.1-2. Требования к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитной организации
Статья: Корпоративный комплаенс: как много в этом слове...
(Макарова О.А.)
("Предпринимательское право", 2021, N 1)Одной из важнейших составляющих эффективного корпоративного управления в публичных акционерных обществах является система управления рисками и внутреннего контроля. Если ранее функция управления рисками во многих корпорациях сводилось лишь к консультативной, то в настоящее время она становится все в большей степени контрольной, когда не только устанавливаются стандарты работы, но и осуществляется надзор за надлежащим исполнением корпоративных процедур и действий. Обязанность по организации системы управления рисками и внутреннего контроля закреплена на законодательном уровне с 1 сентября 2018 г. (п. 1 ст. 87.1 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"). Для оценки надежности и эффективности управления рисками и внутреннего контроля в публичном обществе должен осуществляться внутренний аудит, обязательность которого также закреплена законом (п. 2 ст. 87.1 Федерального закона "Об акционерных обществах").
(Макарова О.А.)
("Предпринимательское право", 2021, N 1)Одной из важнейших составляющих эффективного корпоративного управления в публичных акционерных обществах является система управления рисками и внутреннего контроля. Если ранее функция управления рисками во многих корпорациях сводилось лишь к консультативной, то в настоящее время она становится все в большей степени контрольной, когда не только устанавливаются стандарты работы, но и осуществляется надзор за надлежащим исполнением корпоративных процедур и действий. Обязанность по организации системы управления рисками и внутреннего контроля закреплена на законодательном уровне с 1 сентября 2018 г. (п. 1 ст. 87.1 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"). Для оценки надежности и эффективности управления рисками и внутреннего контроля в публичном обществе должен осуществляться внутренний аудит, обязательность которого также закреплена законом (п. 2 ст. 87.1 Федерального закона "Об акционерных обществах").