Штраф за нарушение режима повышенной готовности
Подборка наиболее важных документов по запросу Штраф за нарушение режима повышенной готовности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Московского городского суда от 13.04.2023 по делу N 7-7185/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Решение: Производство по делу прекращено.Признавая ООО "Алькор и КО" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и подвергая административному наказанию в виде административного штрафа, судья районного суда исходила из того, что в 15.23 час. 17 ноября 2021 года в ходе проведения должностными лицами сектора торговли и услуг Управы адрес проверочных мероприятий выявлено, что в магазине "ЛЭтуаль" по адресу: адрес, в котором свою предпринимательскую деятельность осуществляет ООО "Алькор и КО", которое в нарушение требований пункта 5 и п. 2.2 Приложения N 6 Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", не выполнило требования правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, допустило нахождение работников и покупателей без индивидуальных средств защиты органов дыхания (маски, респираторы).
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Решение: Производство по делу прекращено.Признавая ООО "Алькор и КО" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и подвергая административному наказанию в виде административного штрафа, судья районного суда исходила из того, что в 15.23 час. 17 ноября 2021 года в ходе проведения должностными лицами сектора торговли и услуг Управы адрес проверочных мероприятий выявлено, что в магазине "ЛЭтуаль" по адресу: адрес, в котором свою предпринимательскую деятельность осуществляет ООО "Алькор и КО", которое в нарушение требований пункта 5 и п. 2.2 Приложения N 6 Указа Мэра Москвы от 05 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", не выполнило требования правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, допустило нахождение работников и покупателей без индивидуальных средств защиты органов дыхания (маски, респираторы).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы правовой регламентации порядка привлечения к административной ответственности за нарушение режима повышенной готовности в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
(Никулин М.И., Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Обстоятельное изучение положений п. 4 ч. 1 ст. 1.3 и п. 2 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ и подп. 39 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" дает основания утверждать, что субъекты РФ "не вправе вторгаться в те сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации" <3>, в том числе устанавливать упрощенный порядок наложения штрафных санкций на граждан за нарушение режима повышенной готовности.
(Никулин М.И., Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2020, N 12)Обстоятельное изучение положений п. 4 ч. 1 ст. 1.3 и п. 2 ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ и подп. 39 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" дает основания утверждать, что субъекты РФ "не вправе вторгаться в те сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации" <3>, в том числе устанавливать упрощенный порядок наложения штрафных санкций на граждан за нарушение режима повышенной готовности.
Вопрос: Как отразить в бухгалтерском учете начисление и уплату штрафов?
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)К прочим расходам относятся также штрафы за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (п. 2 Информации Минфина России N ПЗ-14/2020).
(Консультация эксперта, Минфин России, 2025)К прочим расходам относятся также штрафы за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (п. 2 Информации Минфина России N ПЗ-14/2020).
Нормативные акты
Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ
(ред. от 06.04.2024)
"Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"5.1. В случае приобретения субъектом малого или среднего предпринимательства арендуемого имущества в рассрочку продавец обязан в течение тридцати дней со дня обращения субъекта малого или среднего предпринимательства заключить дополнительное соглашение к договору купли-продажи недвижимого имущества, заключенному до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органом местного самоуправления в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования. Такое дополнительное соглашение должно предусматривать отсрочку уплаты платежей, предусмотренных в 2020 году, на срок от шести до двенадцати месяцев (далее - отсрочка). Проценты, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, на сумму денежных средств, по уплате которой предоставляется отсрочка, в период предоставления отсрочки не начисляются. Штрафы, неустойки или иные меры ответственности в связи с несоблюдением субъектом малого или среднего предпринимательства изначально установленных договором купли-продажи недвижимого имущества порядка и сроков внесения платы за приобретаемое в рассрочку арендуемое имущество, в том числе в случаях, если такие меры предусмотрены договором, в период предоставления отсрочки не применяются. Установление дополнительных платежей, подлежащих уплате субъектом малого или среднего предпринимательства в связи с предоставлением отсрочки, в том числе за заключение дополнительного соглашения, указанного в настоящей части, не допускается.
(ред. от 06.04.2024)
"Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"5.1. В случае приобретения субъектом малого или среднего предпринимательства арендуемого имущества в рассрочку продавец обязан в течение тридцати дней со дня обращения субъекта малого или среднего предпринимательства заключить дополнительное соглашение к договору купли-продажи недвижимого имущества, заключенному до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации и (или) органом местного самоуправления в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования. Такое дополнительное соглашение должно предусматривать отсрочку уплаты платежей, предусмотренных в 2020 году, на срок от шести до двенадцати месяцев (далее - отсрочка). Проценты, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, на сумму денежных средств, по уплате которой предоставляется отсрочка, в период предоставления отсрочки не начисляются. Штрафы, неустойки или иные меры ответственности в связи с несоблюдением субъектом малого или среднего предпринимательства изначально установленных договором купли-продажи недвижимого имущества порядка и сроков внесения платы за приобретаемое в рассрочку арендуемое имущество, в том числе в случаях, если такие меры предусмотрены договором, в период предоставления отсрочки не применяются. Установление дополнительных платежей, подлежащих уплате субъектом малого или среднего предпринимательства в связи с предоставлением отсрочки, в том числе за заключение дополнительного соглашения, указанного в настоящей части, не допускается.
Статья: Проблемы определения субъектов административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях, структурированных в КоАП РФ и Кодексе города Москвы об административных правонарушениях в период пандемии коронавируса
(Куракин А.В., Карпухин Д.В.)
("Современное право", 2020, N 12)Структуры новых составов КоАП города Москвы, устанавливающих ответственность за нарушение режима повышенной готовности, отличаются бланкетным характером, так как отсылают к нормативным правовым актам, устанавливающим правила поведения граждан и юридических лиц в условиях введенного режима повышенной готовности. Кроме того, КоАП города Москвы оперирует категорией "режим самоизоляции", зафиксированной в Указе Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ (далее - Указ N 12-УМ), содержащем жесткий перечень ограничительных мер в условиях пандемии коронавируса.
(Куракин А.В., Карпухин Д.В.)
("Современное право", 2020, N 12)Структуры новых составов КоАП города Москвы, устанавливающих ответственность за нарушение режима повышенной готовности, отличаются бланкетным характером, так как отсылают к нормативным правовым актам, устанавливающим правила поведения граждан и юридических лиц в условиях введенного режима повышенной готовности. Кроме того, КоАП города Москвы оперирует категорией "режим самоизоляции", зафиксированной в Указе Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ (далее - Указ N 12-УМ), содержащем жесткий перечень ограничительных мер в условиях пандемии коронавируса.
Готовое решение: Как действовать арендодателю имущества в частной собственности в условиях распространения коронавируса COVID-19 (до 31 мая 2023 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2023)половина от каждого ежемесячного платежа за период после снятия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации и до 1 октября 2020 г.;
(КонсультантПлюс, 2023)половина от каждого ежемесячного платежа за период после снятия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации и до 1 октября 2020 г.;
Готовое решение: Как организации учесть расходы, возникающие в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)штрафы и выплаты по искам за нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС.
(КонсультантПлюс, 2025)штрафы и выплаты по искам за нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения ЧС.
Статья: О превентивных правовых мерах против распространения COVID-19 в России
(Тихонов Я.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)Наиболее распространенными превентивными правовыми мерами всегда являлись меры установления, уточнения и ужесточения юридической ответственности. Внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, касающиеся уголовной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236). Внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), касающиеся административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3). Статья 20.6.1 КоАП РФ устанавливает ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности <3>. На практике с введением режима "повышенная готовность" на определенной территории ст. 20.6.1 КоАП РФ "оживает" в условиях принятия правил и применения положений данной статьи в законно установленных случаях. Исходя из санкции статьи, первичное нарушение правил может не повлечь наложение штрафа, поскольку предусмотрено предупреждение.
(Тихонов Я.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)Наиболее распространенными превентивными правовыми мерами всегда являлись меры установления, уточнения и ужесточения юридической ответственности. Внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, касающиеся уголовной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236). Внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), касающиеся административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ст. 6.3). Статья 20.6.1 КоАП РФ устанавливает ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности <3>. На практике с введением режима "повышенная готовность" на определенной территории ст. 20.6.1 КоАП РФ "оживает" в условиях принятия правил и применения положений данной статьи в законно установленных случаях. Исходя из санкции статьи, первичное нарушение правил может не повлечь наложение штрафа, поскольку предусмотрено предупреждение.
Статья: Актуальные проблемы привлечения к административной ответственности за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения
(Канунникова Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)2. Создание и функционирование на постоянной основе групп правонарушителей, проводящих публичные и массовые акции с целью нарушения требований режима повышенной готовности. Помимо индивидуальных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, в настоящее время активно распространяются массовые мероприятия, цель проведения которых состоит не только в демонстрации обществу собственного игнорирования принятых правил, но и в провокациях сотрудников уполномоченных органов в части отсутствия у них компетенций на пресечение указанной противоправной деятельности. Важно отметить, что в сложившейся эпидемиологической ситуации и психологической напряженности населения в целом подобные мероприятия не только создают угрозу общественному порядку и безопасности, но и существенно дискредитируют деятельность органов государственной власти и их решения. В данном контексте возникает острая необходимость введения отдельного состава правонарушения в рамках ст. 20.6.1 КоАП РФ и закрепления за организацию и проведение публичных мероприятий с целью невыполнения правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения либо пропаганды данного противоправного поведения наказания для граждан в виде административного штрафа размером от 15 до 50 тысяч рублей; для должностных лиц - от 30 до 70 тысяч рублей; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 50 до 100 тысяч рублей; для юридических лиц - от 250 до 500 тысяч рублей.
(Канунникова Н.Г.)
("Административное право и процесс", 2021, N 4)2. Создание и функционирование на постоянной основе групп правонарушителей, проводящих публичные и массовые акции с целью нарушения требований режима повышенной готовности. Помимо индивидуальных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, в настоящее время активно распространяются массовые мероприятия, цель проведения которых состоит не только в демонстрации обществу собственного игнорирования принятых правил, но и в провокациях сотрудников уполномоченных органов в части отсутствия у них компетенций на пресечение указанной противоправной деятельности. Важно отметить, что в сложившейся эпидемиологической ситуации и психологической напряженности населения в целом подобные мероприятия не только создают угрозу общественному порядку и безопасности, но и существенно дискредитируют деятельность органов государственной власти и их решения. В данном контексте возникает острая необходимость введения отдельного состава правонарушения в рамках ст. 20.6.1 КоАП РФ и закрепления за организацию и проведение публичных мероприятий с целью невыполнения правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения либо пропаганды данного противоправного поведения наказания для граждан в виде административного штрафа размером от 15 до 50 тысяч рублей; для должностных лиц - от 30 до 70 тысяч рублей; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 50 до 100 тысяч рублей; для юридических лиц - от 250 до 500 тысяч рублей.
Готовое решение: Как действовать арендодателю государственного и муниципального имущества в условиях распространения коронавируса COVID-19 (актуально до 31 декабря 2022 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)половина от каждого ежемесячного платежа за период после снятия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации и до 1 октября 2020 г.;
(КонсультантПлюс, 2022)половина от каждого ежемесячного платежа за период после снятия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации и до 1 октября 2020 г.;
Статья: Меры административного принуждения, применяемые для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
(Попова Н.Ф.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)Указанные меры были введены нормативно-правовыми актами (НПА) Президента РФ и глав регионов. Например, Указами Президента РФ от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" и другими НПА.
(Попова Н.Ф.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)Указанные меры были введены нормативно-правовыми актами (НПА) Президента РФ и глав регионов. Например, Указами Президента РФ от 2 апреля 2020 г. N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" и мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" и другими НПА.
Статья: "Скажите спасибо, что не дали срок": почему бизнес все чаще попадает под административные статьи
(Васанов А., Гусев А., Князев А., Николаенко Е., Олевинский Э.)
("Административное право", 2021, N 3)Сегодня, когда появляется статья в сфере предпринимательской деятельности, штраф уже сразу большой: например, за нарушения в сфере использования контрольно-кассовой техники (от 30 000 рублей), нарушения санитарных правил в период пандемии (от 200 000 рублей до 1 млн рублей), нарушения правил в режиме повышенной готовности (100 000 - 1 млн рублей).
(Васанов А., Гусев А., Князев А., Николаенко Е., Олевинский Э.)
("Административное право", 2021, N 3)Сегодня, когда появляется статья в сфере предпринимательской деятельности, штраф уже сразу большой: например, за нарушения в сфере использования контрольно-кассовой техники (от 30 000 рублей), нарушения санитарных правил в период пандемии (от 200 000 рублей до 1 млн рублей), нарушения правил в режиме повышенной готовности (100 000 - 1 млн рублей).