Шахрай конституционное право
Подборка наиболее важных документов по запросу Шахрай конституционное право (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)"При рассмотрении в Конституционном Суде России "сложнейшего" дела о проверке конституционности закона Удмуртии о системе органов государственной власти победила Конституция России". Так прокомментировал <...> принятое по запросу президента Бориса Ельцина решение Конституционного Суда РФ <...> полномочный представитель главы государства в КС Сергей Шахрай. Как отметил С. Шахрай, "Конституционный Суд, подтвердив право субъекта РФ самостоятельно устанавливать систему органов государственной власти в соответствии с административно-территориальным делением республики, одновременно указал на недопустимость нарушения основ конституционного строя страны, в частности права населения на местное самоуправление".
("Официальный сайт КС РФ", 2022)"При рассмотрении в Конституционном Суде России "сложнейшего" дела о проверке конституционности закона Удмуртии о системе органов государственной власти победила Конституция России". Так прокомментировал <...> принятое по запросу президента Бориса Ельцина решение Конституционного Суда РФ <...> полномочный представитель главы государства в КС Сергей Шахрай. Как отметил С. Шахрай, "Конституционный Суд, подтвердив право субъекта РФ самостоятельно устанавливать систему органов государственной власти в соответствии с административно-территориальным делением республики, одновременно указал на недопустимость нарушения основ конституционного строя страны, в частности права населения на местное самоуправление".
Статья: Гарантии конституционных прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов
(Харитонов С.И.)
("Юрист", 2020, N 12)<9> Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебн. для академ. бакалавр. и магистр. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. 622 с.
(Харитонов С.И.)
("Юрист", 2020, N 12)<9> Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебн. для академ. бакалавр. и магистр. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. 622 с.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.07.1995 N 10-П
"По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 2137 "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики", Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 2166 "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино - ингушского конфликта", Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа", Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. N 1833 "Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации"Отсутствие в перечисленных статьях Конституции конкретных полномочий Президента использовать Вооруженные Силы для разрешения внутренних конфликтов объясняется не тем, что глава государства (кроме двух случаев, как настаивал на процессе С.М. Шахрай) вправе делать это по собственному усмотрению. Причина до банальности проста - создатели новой Конституции не могли открыто допустить, что в демократическом правовом государстве Президенту придется восстанавливать конституционный строй в каком-либо из субъектов Федерации с помощью армии. Да и с настроением региональных лидеров нельзя было не считаться. А теперь эту оплошность или наивность пытаются компенсировать скрытыми полномочиями Президента. Нет таких полномочий и в действующих Федеральных законах "Об обороне", "О безопасности", "О милиции", "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" и других.
"По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 2137 "О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики", Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 2166 "О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино - ингушского конфликта", Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 1360 "Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа", Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. N 1833 "Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации"Отсутствие в перечисленных статьях Конституции конкретных полномочий Президента использовать Вооруженные Силы для разрешения внутренних конфликтов объясняется не тем, что глава государства (кроме двух случаев, как настаивал на процессе С.М. Шахрай) вправе делать это по собственному усмотрению. Причина до банальности проста - создатели новой Конституции не могли открыто допустить, что в демократическом правовом государстве Президенту придется восстанавливать конституционный строй в каком-либо из субъектов Федерации с помощью армии. Да и с настроением региональных лидеров нельзя было не считаться. А теперь эту оплошность или наивность пытаются компенсировать скрытыми полномочиями Президента. Нет таких полномочий и в действующих Федеральных законах "Об обороне", "О безопасности", "О милиции", "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" и других.
Статья: Доктрина "доверие" в современном конституционном праве: возникновение, перспективы ее развития и оценки
(Степкин С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)38. Эбзеев Б.С. Народ, народный суверенитет и представительство: доктринальные основы и конституционная практика // Государство и право. 2016. N 4.
(Степкин С.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)38. Эбзеев Б.С. Народ, народный суверенитет и представительство: доктринальные основы и конституционная практика // Государство и право. 2016. N 4.
Статья: Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации Банком России: отдельные проблемы
(Винокуров В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 9)<7> См., напр.: Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. 624 с.; Пастушенко Е.Н. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (гл. 3) // Банковское право: Учебник / Отв. ред. Е.В. Покачалова, Е.Н. Пастушенко. М.: Директ-Медиа, 2020. С. 56 - 62.
(Винокуров В.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 9)<7> См., напр.: Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. 624 с.; Пастушенко Е.Н. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (гл. 3) // Банковское право: Учебник / Отв. ред. Е.В. Покачалова, Е.Н. Пастушенко. М.: Директ-Медиа, 2020. С. 56 - 62.
Статья: Самоопределение народов в призме национальной безопасности Российской Федерации
(Дегтярева Л.Н., Кистринова О.В., Наквасина Г.А., Олийнык И.Л.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 9)3. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации / С.М. Шахрай, А.А. Клишас. 3-е изд., доп. Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2011. 736 с.
(Дегтярева Л.Н., Кистринова О.В., Наквасина Г.А., Олийнык И.Л.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 9)3. Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации / С.М. Шахрай, А.А. Клишас. 3-е изд., доп. Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2011. 736 с.
Статья: Конституционная реформа - 2020 как решение проблемы "транзита власти" - 2024
(Боброва Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)20. Шахрай С.М. Семивластие: Интервью Андрею Угланову / С.М. Шахрай // Аргументы недели. 2020. 4 - 10 марта.
(Боброва Н.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)20. Шахрай С.М. Семивластие: Интервью Андрею Угланову / С.М. Шахрай // Аргументы недели. 2020. 4 - 10 марта.
Статья: Международная правосубъектность в кривом зеркале позитивизма
(Лихачев М.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)<34> "Не стоит так экономить на правах человека!" - реплика тогда судьи Конституционного Суда России Т.Г. Морщаковой на заседании рабочей комиссии по доработке проекта Конституции РФ 22 октября 1993 г. См.: Конституционное совещание: стенограммы, материалы, документы. 29 апреля - 10 ноября 1993 г. / под общ. ред. С.А. Филатова, В.С. Черномырдина, С.М. Шахрая и др. М.: Юрид. лит., 1996. Т. 19. С. 23. URL: http://rusconstitution.ru/term/69/ (дата обращения: 24.04.2023).
(Лихачев М.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)<34> "Не стоит так экономить на правах человека!" - реплика тогда судьи Конституционного Суда России Т.Г. Морщаковой на заседании рабочей комиссии по доработке проекта Конституции РФ 22 октября 1993 г. См.: Конституционное совещание: стенограммы, материалы, документы. 29 апреля - 10 ноября 1993 г. / под общ. ред. С.А. Филатова, В.С. Черномырдина, С.М. Шахрая и др. М.: Юрид. лит., 1996. Т. 19. С. 23. URL: http://rusconstitution.ru/term/69/ (дата обращения: 24.04.2023).
Статья: Функции Конституции Российской Федерации
(Нарутто С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)<21> Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. С. 28.
(Нарутто С.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)<21> Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. С. 28.
Статья: О соразмерности ограничений социально-экономических прав и свобод граждан
(Уваров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)<7> Попова С.М., Шахрай С.М. Политико-правовые механизмы корректировки решений большинства в конституционной истории современной России // Право и политика. 2019. N 10. С. 67.
(Уваров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)<7> Попова С.М., Шахрай С.М. Политико-правовые механизмы корректировки решений большинства в конституционной истории современной России // Право и политика. 2019. N 10. С. 67.
Статья: Правотворческая парадигма конституционного правосудия (на примере Конституционного Суда Российской Федерации)
(Семченков А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 7)Однако при обращении к имперскому периоду отечественного права обнаруживается, что исторически, начиная с преобразований судебной реформы 1864 г., роль судов в России заключалась не только в охране закона, но и в развитии институтов государственности. Не случайно С.М. Шахрай отмечает: российская специфика заключается в том, что подлинная конституционная монархия в нашей стране начиналась именно с судебной власти, а демократические судебные органы существенным образом опережали в развитии парламентские и законосовещательные институты, создавая социальную и политическую среду для появления представительной власти <4>.
(Семченков А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 7)Однако при обращении к имперскому периоду отечественного права обнаруживается, что исторически, начиная с преобразований судебной реформы 1864 г., роль судов в России заключалась не только в охране закона, но и в развитии институтов государственности. Не случайно С.М. Шахрай отмечает: российская специфика заключается в том, что подлинная конституционная монархия в нашей стране начиналась именно с судебной власти, а демократические судебные органы существенным образом опережали в развитии парламентские и законосовещательные институты, создавая социальную и политическую среду для появления представительной власти <4>.
Статья: Адаптивность как принцип публичного управления в современном государстве
(Погодина И.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 5)<1> Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. С. 127.
(Погодина И.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 5)<1> Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. С. 127.
Статья: Косвенный доступ граждан к конституционному правосудию в России
(Дудко И.А., Кряжкова О.Н.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 3)Спустя годы Т.Г. Морщакова стала представлять запросы судов иначе - как способы защиты прав и одновременно - оптимизации работы судебной системы: "...именно выявление в ординарных судах оснований для проверки конституционности применимой нормы предназначено предупреждать нарушение прав граждан, исключая применение неконституционного регулирования и исполнение основанного на нем судебного акта на значительно более раннем этапе процесса по конкретному делу. Это избавляет его участников от оспаривания, а вышестоящие судебные инстанции от излишней проверки судебных актов, что требуется в целях исчерпания возможностей судебной защиты перед обращением с жалобой в КС. Осуществление конституционного судебного нормоконтроля по запросам суда экономит ресурсы судебной системы и обеспечивает более быстрое устранение нормативных препятствий к защите прав" <18>.
(Дудко И.А., Кряжкова О.Н.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 3)Спустя годы Т.Г. Морщакова стала представлять запросы судов иначе - как способы защиты прав и одновременно - оптимизации работы судебной системы: "...именно выявление в ординарных судах оснований для проверки конституционности применимой нормы предназначено предупреждать нарушение прав граждан, исключая применение неконституционного регулирования и исполнение основанного на нем судебного акта на значительно более раннем этапе процесса по конкретному делу. Это избавляет его участников от оспаривания, а вышестоящие судебные инстанции от излишней проверки судебных актов, что требуется в целях исчерпания возможностей судебной защиты перед обращением с жалобой в КС. Осуществление конституционного судебного нормоконтроля по запросам суда экономит ресурсы судебной системы и обеспечивает более быстрое устранение нормативных препятствий к защите прав" <18>.