Сервитут на землях сельскохозяйственного назначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Сервитут на землях сельскохозяйственного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 9 "Аренда земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения" Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"Следовательно, Ц., имея полномочия действовать от имени участников долевой собственности без доверенности, мог подписать лишь то соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка кадастровый N, как участка из земель сельскохозяйственного назначения, условия которого соответствовали условиям, определенным решением общего собрания участников долевой собственности. А так как такое решение общим собранием, как было установлено, не принималось, то Ц., заключив с ТСН "Нижняя Учкуевка" спорное соглашение об установлении сервитута от 22 февраля 2023 года на условиях по своему усмотрению, вышел за пределы предоставленных ему полномочий и нарушил прямо установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ ограничения."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 9 "Аренда земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения" Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения""По смыслу положений статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения может быть установлен как публичный сервитут, так и сервитут."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Размещение объектов энергетики на землях и земельных участках без их предоставления и установления сервитута, публичного сервитута: проблемы правового регулирования и правоприменения
(Игнатьева И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 2)Ключевые слова: объект энергетики, солнечная батарея, линии электропередачи, земельный участок, земли, земли сельскохозяйственного назначения, сервитут, публичный сервитут.
(Игнатьева И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 2)Ключевые слова: объект энергетики, солнечная батарея, линии электропередачи, земельный участок, земли, земли сельскохозяйственного назначения, сервитут, публичный сервитут.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Относительно возможных практических проблем конвергенции положений об охранных зонах и публичных сервитутах показательным примером является Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 17 апреля 2018 г. N 306-ЭС17-20590 (далее - Определение СК N 306-ЭС17-20590), в котором указывается на ошибочность позиции судов трех инстанций, отказавших в иске об установлении сервитута, в связи с тем, что нормы об охранной зоне позволяют собственнику линейного объекта использовать земельный участок для эксплуатации данного объекта. Содержание спора заключалось в том, что собственник линии электропередачи (ЛЭП), руководствуясь ст. 274 ГК РФ, обратился в суд с заявлением, в котором просил установить право ограниченного пользования (сервитут) в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения для размещения опор ЛЭП. Отклоняя данный иск, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций руководствовались следующим. По мнению судов, истец четко не обосновал размер обременяемого сервитутом земельного участка, а именно указывал, что для обслуживания и ремонта линейного объекта достаточно охранной зоны, однако согласно уточненным требованиям просил установить сервитут в пределах проекции опор ЛЭП. Суды трех инстанций со ссылкой на правовую позицию, приведенную в Определении Верховного Суда РФ от 10.02.2017 N 309-ЭС16-20922, указали, что площадь земельного участка, которая необходима для эксплуатации ЛЭП, не тождественна площади охранной зоны, а требование истца о размере сервитута в рамках проекции опор линии электропередачи не соответствует предусмотренной исковым заявлением цели сервитута и не позволит проводить мероприятия по обслуживанию ЛЭП, в том числе регулярному обходу и осмотру линейного объекта.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Относительно возможных практических проблем конвергенции положений об охранных зонах и публичных сервитутах показательным примером является Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 17 апреля 2018 г. N 306-ЭС17-20590 (далее - Определение СК N 306-ЭС17-20590), в котором указывается на ошибочность позиции судов трех инстанций, отказавших в иске об установлении сервитута, в связи с тем, что нормы об охранной зоне позволяют собственнику линейного объекта использовать земельный участок для эксплуатации данного объекта. Содержание спора заключалось в том, что собственник линии электропередачи (ЛЭП), руководствуясь ст. 274 ГК РФ, обратился в суд с заявлением, в котором просил установить право ограниченного пользования (сервитут) в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения для размещения опор ЛЭП. Отклоняя данный иск, суды первой, апелляционной и кассационной инстанций руководствовались следующим. По мнению судов, истец четко не обосновал размер обременяемого сервитутом земельного участка, а именно указывал, что для обслуживания и ремонта линейного объекта достаточно охранной зоны, однако согласно уточненным требованиям просил установить сервитут в пределах проекции опор ЛЭП. Суды трех инстанций со ссылкой на правовую позицию, приведенную в Определении Верховного Суда РФ от 10.02.2017 N 309-ЭС16-20922, указали, что площадь земельного участка, которая необходима для эксплуатации ЛЭП, не тождественна площади охранной зоны, а требование истца о размере сервитута в рамках проекции опор линии электропередачи не соответствует предусмотренной исковым заявлением цели сервитута и не позволит проводить мероприятия по обслуживанию ЛЭП, в том числе регулярному обходу и осмотру линейного объекта.
Нормативные акты
"Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер"
(утв. Минэкономразвития России)Об использовании земельных участков сельскохозяйственного назначения без предоставления и установления сервитута
(утв. Минэкономразвития России)Об использовании земельных участков сельскохозяйственного назначения без предоставления и установления сервитута
Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"2. Договор аренды находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка могут быть подписаны лицом, уполномоченным решением общего собрания участников долевой собственности совершать без доверенности сделки с таким земельным участком, если условия указанных договора и соглашения соответствуют условиям, определенным решением общего собрания участников долевой собственности.
(ред. от 26.12.2024)
"Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"2. Договор аренды находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка могут быть подписаны лицом, уполномоченным решением общего собрания участников долевой собственности совершать без доверенности сделки с таким земельным участком, если условия указанных договора и соглашения соответствуют условиям, определенным решением общего собрания участников долевой собственности.
Статья: Определение убытков, причиненных занятием сельскохозяйственных угодий при установлении публичного сервитута для строительства линейного объекта
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Внесение указанных изменений позволило существенно упростить процедуру оформления и согласования строительства линейных объектов, а также сократить общие сроки строительства. До принятия Закона N 341-ФЗ сервитут устанавливался только для ремонта линейных объектов, в связи с чем оформить участок для нового или реконструируемого объекта инфраструктуры в сложившемся землепользовании было затруднительно. Также Законом N 341-ФЗ предусмотрена возможность установления сервитута, публичного сервитута на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения без предварительного перевода в другую категорию земель (с учетом требований об обеспечении рационального использования земель).
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Внесение указанных изменений позволило существенно упростить процедуру оформления и согласования строительства линейных объектов, а также сократить общие сроки строительства. До принятия Закона N 341-ФЗ сервитут устанавливался только для ремонта линейных объектов, в связи с чем оформить участок для нового или реконструируемого объекта инфраструктуры в сложившемся землепользовании было затруднительно. Также Законом N 341-ФЗ предусмотрена возможность установления сервитута, публичного сервитута на земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения без предварительного перевода в другую категорию земель (с учетом требований об обеспечении рационального использования земель).
Статья: Перевод земель сельскохозяйственного назначения для целей недропользования: правоприменительная практика
(Салиева Р.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 9)К землям сельскохозяйственного назначения относятся земли, которые предоставлены для нужд сельского хозяйства или предназначены для таких целей. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения определяется нормами Земельного кодекса РФ (гл. XIV "Земли сельскохозяйственного назначения", ст. 77 - 81) и нормами специальных законов <1>. В Земельном кодексе РФ установлены общие правила использования земель сельскохозяйственного назначения. В отдельных случаях возможно использование таких земель без перевода в земли иных категорий. Так, использование сельскохозяйственных земель на основе публичного сервитута осуществляется в отдельных случаях, в том числе и в сфере недропользования, при которых не требуется получение разрешения на строительство. Например, в Постановлении Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. N 1816 <2> к случаям, при которых не требуется получение разрешения на строительство, отнесены строительство и реконструкция линейных объектов, размещаемых пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населенных пунктов. В указанном Постановлении также содержится перечень случаев, при которых для создания горных выработок в ходе ведения горных работ не требуется получать разрешение на строительство, в частности, к таким случаям отнесены создание поисковых и разведочных горных выработок, предусмотренных проектной документацией на осуществление регионального геологического изучения недр, геологического изучения недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки месторождений полезных ископаемых. В целом по правилам специального Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель) перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в частности, с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (п. 8 ч. 1 ст. 7 Закона о переводе земель).
(Салиева Р.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 9)К землям сельскохозяйственного назначения относятся земли, которые предоставлены для нужд сельского хозяйства или предназначены для таких целей. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения определяется нормами Земельного кодекса РФ (гл. XIV "Земли сельскохозяйственного назначения", ст. 77 - 81) и нормами специальных законов <1>. В Земельном кодексе РФ установлены общие правила использования земель сельскохозяйственного назначения. В отдельных случаях возможно использование таких земель без перевода в земли иных категорий. Так, использование сельскохозяйственных земель на основе публичного сервитута осуществляется в отдельных случаях, в том числе и в сфере недропользования, при которых не требуется получение разрешения на строительство. Например, в Постановлении Правительства РФ от 12 ноября 2020 г. N 1816 <2> к случаям, при которых не требуется получение разрешения на строительство, отнесены строительство и реконструкция линейных объектов, размещаемых пользователем недр в целях проведения работ по геологическому изучению недр и (или) разведки и добычи полезных ископаемых в границах участков недр, при условии, что такие объекты не являются особо опасными, технически сложными и уникальными объектами и одновременно строительство, реконструкция таких объектов осуществляются за пределами границ населенных пунктов. В указанном Постановлении также содержится перечень случаев, при которых для создания горных выработок в ходе ведения горных работ не требуется получать разрешение на строительство, в частности, к таким случаям отнесены создание поисковых и разведочных горных выработок, предусмотренных проектной документацией на осуществление регионального геологического изучения недр, геологического изучения недр, включая поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, разведки месторождений полезных ископаемых. В целом по правилам специального Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель) перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в частности, с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (п. 8 ч. 1 ст. 7 Закона о переводе земель).