Сервитут на неразграниченные земли

Подборка наиболее важных документов по запросу Сервитут на неразграниченные земли (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 72 "Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости""Отклоняя доводы предпринимателя о том, что у департамента отсутствовало право распоряжения земельным участком путем его продажи, поскольку государственная собственность на участок не разграничена, имеется спор относительно границ земельного участка, участок не поставлен на кадастровый учет, доступ к участку требует установления сервитута, земельный участок не прошел государственный кадастровый учет, поскольку внесенные в ЕГРН сведения о нем имеют характер "временные", суд апелляционной инстанции верно исходил из того, что в соответствии с ранее действовавшими положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", положениями части 7 статьи 72 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" статус "временные" присваивался сведениям в отношении земельного участка, прошедшего кадастровый учет при его образовании в период с 01.03.2008 по 01.01.2017, но права на который не были зарегистрированы. Данный статус сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 01.03.2022. При этом апелляционный суд отметил, что все необходимые сведения о спорном земельном участке внесены в ЕГРН, участку присвоен кадастровый номер; сведения о спорном земельном участке учтены как временные, поскольку участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена."
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2022 N 04АП-2648/2021 по делу N А58-796/2021
Требование: О возложении обязанности освободить земельный участок, путем вывоза контрольно-пропускного пункта и демонтажа ограждения.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Судом первой инстанции установлено, что ответчик использует спорный земельный участок под ограждающие устройства на основании надлежащим образом оформленного разрешения от 22.02.2022 N 66-8/ДИиЗО на использование земель или земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, или государственная собственность на который не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута, выданного Департаментом имущественных и земельный отношений Окружной администрации города Якутска.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Проблемы государственного управления земельным фондом и регистрации прав на объекты земельных отношений
(Мельников Н.Н.)
("Закон", 2023, N 2)
Установление публичного сервитута приводит к формированию специфического объекта земельных отношений, поскольку в границы сервитута включаются земельные участки, их части, а также части неразграниченных земель. Отсутствие у обременяемых земельных участков кадастровых номеров не является препятствием для принятия решения об установлении сервитута (ст. 39.43 ЗК РФ).
Статья: Размещение объектов энергетики на землях и земельных участках без их предоставления и установления сервитута, публичного сервитута: проблемы правового регулирования и правоприменения
(Игнатьева И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 2)
Согласно п. 13 Порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, утвержденных Постановлением правительства Московской области от 8 апреля 2015 г. N 229/13 <13>, размещение объектов на территории Московской области без разрешения не допускается. В то же время, как установлено п. 14 того же акта, действие разрешения на размещение объекта прекращается в случае принятия уполномоченным на распоряжение земельными участками органом государственной власти либо органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка гражданину или юридическому лицу в порядке, установленном земельным законодательством РФ. Порядок действий по оформлению права на занятые стационарными объектами, предусмотренными Перечнем, земельные участки остался без дальнейшего определения (следует, в частности, принять во внимание, что такой порядок в любом случае не одномоментный и, следовательно, предполагает как минимум предварительное уведомление организации, владеющей соответствующим объектом).

Нормативные акты

Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
Статья 16. Особенности использования земель или земельных участков, которые находятся в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута для размещения линейных объектов инженерной инфраструктуры и иных технологически связанных с ними объектов капитального строительства, особенности принятия решений об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решений об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, особенности образования земельных участков в целях реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, устанавливаются таким федеральным законом.
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 25.12.2023, с изм. от 25.01.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024)
плата за публичный сервитут, предусмотренная решением уполномоченного органа об установлении публичного сервитута в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, которые расположены в границах городских поселений и не предоставлены гражданам или юридическим лицам (за исключением органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления (муниципальных органов), органов управления государственными внебюджетными фондами и казенных учреждений), - по нормативу 50 процентов;