Самозанятые и работодатель
Подборка наиболее важных документов по запросу Самозанятые и работодатель (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Особенности применения специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"
(КонсультантПлюс, 2026)Применяя НПД, самозанятый может работать и по трудовому договору (Письмо Минфина России от 21.06.2022 N 03-11-11/58750). Зарплата и другие доходы, полученные по нему, облагаются НДФЛ в общем порядке (ст. 209 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2026)Применяя НПД, самозанятый может работать и по трудовому договору (Письмо Минфина России от 21.06.2022 N 03-11-11/58750). Зарплата и другие доходы, полученные по нему, облагаются НДФЛ в общем порядке (ст. 209 НК РФ).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Прием на работу самозанятых и пенсионеров
(КонсультантПлюс, 2026)2. Трудовые отношения с самозанятым
(КонсультантПлюс, 2026)2. Трудовые отношения с самозанятым
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 226 "Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд, исследовав материалы дела, с доводами ИФНС не согласился, указав, что периодичность и длительность выполнения перевозок самозанятыми лицами, а также порядок их оплаты определялся не самим обществом, а заказчиками транспортных услуг, с которыми у общества имелись контракты. Оказывая услуги перевозки по заявкам заказчиков, исполнители придерживались графика, установленного ими. Договоры не предусматривали места работы самозанятого лица, продолжительности рабочего дня, осуществления обществом контроля, присущего работодателю, и предоставления исполнителям гарантий, установленных ТК РФ. Размер вознаграждения не был фиксированным, оно выплачивалось нерегулярно, нормы продолжительности рабочего времени не соблюдались.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд, исследовав материалы дела, с доводами ИФНС не согласился, указав, что периодичность и длительность выполнения перевозок самозанятыми лицами, а также порядок их оплаты определялся не самим обществом, а заказчиками транспортных услуг, с которыми у общества имелись контракты. Оказывая услуги перевозки по заявкам заказчиков, исполнители придерживались графика, установленного ими. Договоры не предусматривали места работы самозанятого лица, продолжительности рабочего дня, осуществления обществом контроля, присущего работодателю, и предоставления исполнителям гарантий, установленных ТК РФ. Размер вознаграждения не был фиксированным, оно выплачивалось нерегулярно, нормы продолжительности рабочего времени не соблюдались.
Нормативные акты
Обзор: "Налоги, взносы, прослеживаемость товаров и другое в октябре 2026 года: основные изменения"
(КонсультантПлюс, 2026)Ограничение работы самозанятых через посреднические цифровые платформы
(КонсультантПлюс, 2026)Ограничение работы самозанятых через посреднические цифровые платформы
Статья: Четыре налоговых спора, дошедших до высших судебных инстанций
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 10)Данная обязанность наступает и в случае, когда налоговым органом установлено получение необоснованной налоговой выгоды в виде прикрытия трудовых отношений сделками с самозанятыми. В данном случае все выплаченные самозанятым суммы переквалифицируются в заработную плату с соответствующим пересчетом налоговых обязательств работодателя (при выплате самозанятым работодатель не исчисляет НДФЛ и не исчисляет суммы соответствующих взносов, просто перечисляя денежные средства физическому лицо как обычному коммерческому подрядчику).
(Шишкин Р.)
("Юридический справочник руководителя", 2025, N 10)Данная обязанность наступает и в случае, когда налоговым органом установлено получение необоснованной налоговой выгоды в виде прикрытия трудовых отношений сделками с самозанятыми. В данном случае все выплаченные самозанятым суммы переквалифицируются в заработную плату с соответствующим пересчетом налоговых обязательств работодателя (при выплате самозанятым работодатель не исчисляет НДФЛ и не исчисляет суммы соответствующих взносов, просто перечисляя денежные средства физическому лицо как обычному коммерческому подрядчику).
Интервью: Документы и правильное их оформление в медицинских клиниках - серьезный вопрос
("Трудовое право", 2026, N 8)Также ФНС весьма интересуют чеки, которые должны выдавать самозанятые работодателю. Если работодатель не позаботился о получении или хранении таких чеков, то ФНС может либо отказать во включении расходов на самозанятых в графу "Расходы", либо приравнять такие "неподтвержденные" договоры к договорам с лицами без статуса самозанятости, доначислив на них налоги.
("Трудовое право", 2026, N 8)Также ФНС весьма интересуют чеки, которые должны выдавать самозанятые работодателю. Если работодатель не позаботился о получении или хранении таких чеков, то ФНС может либо отказать во включении расходов на самозанятых в графу "Расходы", либо приравнять такие "неподтвержденные" договоры к договорам с лицами без статуса самозанятости, доначислив на них налоги.
Вопрос: Самозанятый, имеющий статус ИП, заключил договор ГПХ с бывшим работодателем, с которым были трудовые отношения менее 2 лет назад. Кто должен уплачивать НДФЛ?
(Консультация эксперта, 2026)Вопрос: Самозанятый, имеющий статус ИП, заключил договор ГПХ с бывшим работодателем, с которым были трудовые отношения менее 2 лет назад. Кто должен уплачивать НДФЛ?
(Консультация эксперта, 2026)Вопрос: Самозанятый, имеющий статус ИП, заключил договор ГПХ с бывшим работодателем, с которым были трудовые отношения менее 2 лет назад. Кто должен уплачивать НДФЛ?
Статья: К вопросу об участии самозанятых в качестве третьих лиц в арбитражных спорах, связанных с переквалификацией гражданско-правовых договоров в трудовые договоры
(Казакова М.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2026, N 5)Работа посвящена вопросам привлечения лиц, зарегистрированных в качестве плательщика налога на профессиональный доход, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, к участию в делах, связанных с "переквалификацией" гражданско-правовых договоров в трудовые договоры, рассматриваемых арбитражными судами. Установлено, что судами данная задача решается неоднозначно, что не способствует правовой определенности в правоотношениях "самозанятый" - "работодатель" - "налоговая инспекция". Результатом проведенного исследования стал вывод о том, что разрешение исследуемой ситуации с положительным исходом необходимо в целях наиболее полной защиты прав субъектов фактических трудовых правоотношений, а также оптимизации судопроизводства и возможно в рамках действующего правового регулирования.
(Казакова М.В.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2026, N 5)Работа посвящена вопросам привлечения лиц, зарегистрированных в качестве плательщика налога на профессиональный доход, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, к участию в делах, связанных с "переквалификацией" гражданско-правовых договоров в трудовые договоры, рассматриваемых арбитражными судами. Установлено, что судами данная задача решается неоднозначно, что не способствует правовой определенности в правоотношениях "самозанятый" - "работодатель" - "налоговая инспекция". Результатом проведенного исследования стал вывод о том, что разрешение исследуемой ситуации с положительным исходом необходимо в целях наиболее полной защиты прав субъектов фактических трудовых правоотношений, а также оптимизации судопроизводства и возможно в рамках действующего правового регулирования.
Ситуация: Как самозанятым гражданам легализовать свою деятельность?
("Электронный журнал "Азбука права", 2026)Самозанятые лица без регистрации в качестве ИП могут применять НПД при соблюдении установленных условий и ограничений, в частности при ведении деятельности они не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а их доходы, облагаемые налогом на профессиональный доход, в течение календарного года не должны превышать 2,4 млн руб. (пп. 6 п. 2 ст. 18 НК РФ; ч. 1, 6, 7 ст. 2, п. 8 ч. 2 ст. 4 Закона N 422-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2026)Самозанятые лица без регистрации в качестве ИП могут применять НПД при соблюдении установленных условий и ограничений, в частности при ведении деятельности они не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а их доходы, облагаемые налогом на профессиональный доход, в течение календарного года не должны превышать 2,4 млн руб. (пп. 6 п. 2 ст. 18 НК РФ; ч. 1, 6, 7 ст. 2, п. 8 ч. 2 ст. 4 Закона N 422-ФЗ).
Статья: Споры ИФНС и работодателей об отношениях с самозанятыми
(Новикова Т.)
("Трудовое право", 2024, N 2)"Трудовое право", 2024, N 2
(Новикова Т.)
("Трудовое право", 2024, N 2)"Трудовое право", 2024, N 2
Статья: Как правильно сотрудничать с самозанятыми: рекомендации налоговиков
("Главная книга", 2025, N 11)Региональное УФНС напомнило: подмена трудовых договоров ГПД с самозанятыми чревата серьезными рисками для работодателя <1>.
("Главная книга", 2025, N 11)Региональное УФНС напомнило: подмена трудовых договоров ГПД с самозанятыми чревата серьезными рисками для работодателя <1>.