Риск-Ориентированный подход в контрольно-Надзорной деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Риск-Ориентированный подход в контрольно-Надзорной деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 13.10.2018 N 585
"Об утверждении Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу"осуществление лицензионных и надзорных процедур, пропорциональных потенциальной опасности объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, устройств, генерирующих ионизирующее излучение, а также видов деятельности в области использования атомной энергии путем применения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности и сертификации системы менеджмента качества;
"Об утверждении Основ государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и дальнейшую перспективу"осуществление лицензионных и надзорных процедур, пропорциональных потенциальной опасности объектов использования атомной энергии в мирных и оборонных целях, устройств, генерирующих ионизирующее излучение, а также видов деятельности в области использования атомной энергии путем применения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности и сертификации системы менеджмента качества;
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Вслед за этими изменениями последовало внедрение в практику организации контрольно-надзорной деятельности риск-ориентированного подхода. Соответствующие положения начали действовать в июле 2015 г. <1>. Исследователи отмечают, что эта идея не поддерживается контрольно-надзорными органами. К наивысшей категории опасности относятся не нефтеперерабатывающие заводы и атомные электростанции, а школы и детские сады <2>.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Вслед за этими изменениями последовало внедрение в практику организации контрольно-надзорной деятельности риск-ориентированного подхода. Соответствующие положения начали действовать в июле 2015 г. <1>. Исследователи отмечают, что эта идея не поддерживается контрольно-надзорными органами. К наивысшей категории опасности относятся не нефтеперерабатывающие заводы и атомные электростанции, а школы и детские сады <2>.
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Одним из ярких примеров учета индивидуальных экономических характеристик (показателей) является применение риск-ориентированного подхода при проведении контрольно-надзорной деятельности. Согласно ч. 2 ст. 8.1 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля под риск-ориентированным подходом понимается такой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором "выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности" <1>. Таким образом, дифференциация контрольно-надзорных мероприятий по показателям, которые характеризуют деятельность участников экономического оборота, способна стимулировать их к соблюдению определенных значений, не обременяя излишней административной нагрузкой тех лиц, которым не свойственны определенные показатели.
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Одним из ярких примеров учета индивидуальных экономических характеристик (показателей) является применение риск-ориентированного подхода при проведении контрольно-надзорной деятельности. Согласно ч. 2 ст. 8.1 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля под риск-ориентированным подходом понимается такой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором "выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности" <1>. Таким образом, дифференциация контрольно-надзорных мероприятий по показателям, которые характеризуют деятельность участников экономического оборота, способна стимулировать их к соблюдению определенных значений, не обременяя излишней административной нагрузкой тех лиц, которым не свойственны определенные показатели.
Статья: Как понизить категорию риска работодателя?
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 4)Для того чтобы узнать, к какой категории риска отнесен работодатель, необходимо зайти на официальный сайт Роструда, во вкладке "О Роструде" открыть раздел "Деятельность", далее раздел "Реформа контрольной и надзорной деятельности" и подраздел "Внедрение риск-ориентированного подхода" https://rostrud.gov.ru/rostrud/deyatelnost/?CAT_ID=10283.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 4)Для того чтобы узнать, к какой категории риска отнесен работодатель, необходимо зайти на официальный сайт Роструда, во вкладке "О Роструде" открыть раздел "Деятельность", далее раздел "Реформа контрольной и надзорной деятельности" и подраздел "Внедрение риск-ориентированного подхода" https://rostrud.gov.ru/rostrud/deyatelnost/?CAT_ID=10283.
Статья: Развитие контроля в государственном устройстве Российской Федерации
(Фатхуллин Э.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)9. Евмененко Е.В. Особенности реализации риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности в России // Вестник науки. 2025. Т. 4. N 5. С. 883 - 893. EDN: VSAQJS.
(Фатхуллин Э.Р.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 9)9. Евмененко Е.В. Особенности реализации риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольной (надзорной) деятельности в России // Вестник науки. 2025. Т. 4. N 5. С. 883 - 893. EDN: VSAQJS.
Статья: Показатели результативности и эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов
(Григорьева Н.В.)
("Современное право", 2025, N 6)1. Агамагомедова С.А. Риск-ориентированный подход при осуществлении контрольно-надзорной деятельности: теоретическое обоснование и проблемы применения / С.А. Агамагомедова // Сибирское юридическое обозрение. 2021. Т. 18. N 4. С. 460 - 470.
(Григорьева Н.В.)
("Современное право", 2025, N 6)1. Агамагомедова С.А. Риск-ориентированный подход при осуществлении контрольно-надзорной деятельности: теоретическое обоснование и проблемы применения / С.А. Агамагомедова // Сибирское юридическое обозрение. 2021. Т. 18. N 4. С. 460 - 470.
Статья: О некоторых проблемах оптимизации контрольной (надзорной) деятельности в сфере миграции
(Марченко Е.И.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)Применение риск-ориентированного подхода к контрольно-надзорной деятельности уже доказало свою эффективность. В новых исторических условиях данный подход позволяет сделать ее более гибкой, относя к разным категориям риска нарушение обязательных правил, таким образом, снижая бюрократическое давление на объекты контроля в целом и на предпринимательскую сферу в частности, создавая дополнительные стимулы развития экономики страны. Очевидно, что соответствующие подзаконные акты сделают данные инструменты более действенными и эффективными, решая задачу оптимизации государственной контрольно-надзорной деятельности.
(Марченко Е.И.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)Применение риск-ориентированного подхода к контрольно-надзорной деятельности уже доказало свою эффективность. В новых исторических условиях данный подход позволяет сделать ее более гибкой, относя к разным категориям риска нарушение обязательных правил, таким образом, снижая бюрократическое давление на объекты контроля в целом и на предпринимательскую сферу в частности, создавая дополнительные стимулы развития экономики страны. Очевидно, что соответствующие подзаконные акты сделают данные инструменты более действенными и эффективными, решая задачу оптимизации государственной контрольно-надзорной деятельности.
Статья: Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 10.03.2023 N 372 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу отдельного положения акта Правительства Российской Федерации"
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 7)Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" устанавливает риск-ориентированный подход к контрольно-надзорной деятельности. Выделяют шесть категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 7)Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" устанавливает риск-ориентированный подход к контрольно-надзорной деятельности. Выделяют шесть категорий риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям:
Статья: Проблемы формирования современной модели финансово-правового регулирования в условиях структурных преобразований экономики
(Васянина Е.Л.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Во-первых, в условиях структурных преобразований экономики формирование современной модели механизма финансово-правового регулирования целесообразно осуществлять по пути расширения сферы применения обязательственного метода регулирования финансовых отношений, направленного на смещение инициативы по формированию публичных денежных фондов с государства на бизнес. В частности, конструкция фискального обязательства должна быть нацелена на превращение участников гражданского оборота в лиц, заинтересованных в добросовестном исполнении налоговой обязанности, а в отдельных случаях и в получении права доступа на рынок соответствующих услуг. Это является ключевым условием упрощения фискального администрирования и создания эффективной модели взаимодействия контролирующих и подконтрольных субъектов. А использование обязательственного метода регулирования отношений в сфере применения мер имущественной ответственности позволит создать иной механизм наложения экономических санкций, корреспондирующий риск-ориентированному подходу осуществления контрольно-надзорной деятельности.
(Васянина Е.Л.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Во-первых, в условиях структурных преобразований экономики формирование современной модели механизма финансово-правового регулирования целесообразно осуществлять по пути расширения сферы применения обязательственного метода регулирования финансовых отношений, направленного на смещение инициативы по формированию публичных денежных фондов с государства на бизнес. В частности, конструкция фискального обязательства должна быть нацелена на превращение участников гражданского оборота в лиц, заинтересованных в добросовестном исполнении налоговой обязанности, а в отдельных случаях и в получении права доступа на рынок соответствующих услуг. Это является ключевым условием упрощения фискального администрирования и создания эффективной модели взаимодействия контролирующих и подконтрольных субъектов. А использование обязательственного метода регулирования отношений в сфере применения мер имущественной ответственности позволит создать иной механизм наложения экономических санкций, корреспондирующий риск-ориентированному подходу осуществления контрольно-надзорной деятельности.
Статья: Видовая и правовая характеристики мониторинга в бюджетной сфере и его реализация в информационном пространстве
(Петрова И.В.)
("Финансовое право", 2023, N 2)Стандартизация и необходимость внедрения риск-ориентированного подхода контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственных закупок, проведения конкурсных процедур обусловили разработку и введение в техническую эксплуатацию Единой информационной системы закупок (ЕАС).
(Петрова И.В.)
("Финансовое право", 2023, N 2)Стандартизация и необходимость внедрения риск-ориентированного подхода контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственных закупок, проведения конкурсных процедур обусловили разработку и введение в техническую эксплуатацию Единой информационной системы закупок (ЕАС).
Статья: Направления совершенствования миграционного контроля в Российской Федерации
(Советов Д.И.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Следует уделять должное внимание и показавшему эффективность в правоприменительной деятельности правовому мониторингу для оценки миграционных процессов. Ведение регулярных исследований и аналитики по миграционным потокам позволит оперативно реагировать на изменения ситуации. Подобный миграционный мониторинг должен основываться на принципах применения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности.
(Советов Д.И.)
("Миграционное право", 2025, N 1)Следует уделять должное внимание и показавшему эффективность в правоприменительной деятельности правовому мониторингу для оценки миграционных процессов. Ведение регулярных исследований и аналитики по миграционным потокам позволит оперативно реагировать на изменения ситуации. Подобный миграционный мониторинг должен основываться на принципах применения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности.