Решение об изменении вида разрешенного использования
Подборка наиболее важных документов по запросу Решение об изменении вида разрешенного использования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 36 "Градостроительный регламент" Градостроительного кодекса РФТаким образом, при наличии оснований для применения к спорным отношениям положений пункта 1 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса, органом, обладающим правом на принятие решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка, будет не комитет, а Комитет по охране объектов культурного наследия Ростовской области. Следовательно, суды первой и апелляционной инстанций без привлечения к участию в деле органа власти субъекта Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия преждевременно возложили на комитет (как на уполномоченный орган) обязанность по рассмотрению заявления предпринимателей об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 61:58:0001095:53."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 5-ФКЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"2) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи) принимается главой местной администрации в порядке, установленном нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, принимаемыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере;
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"2) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи) принимается главой местной администрации в порядке, установленном нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, принимаемыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере;
Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 8-ФКЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области"2) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи) принимается главой местной администрации в порядке, установленном нормативными правовыми актами Херсонской области, принимаемыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере;
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Херсонской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Херсонской области"2) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи) принимается главой местной администрации в порядке, установленном нормативными правовыми актами Херсонской области, принимаемыми по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере;
Статья: Правовые проблемы установления вида разрешенного использования первично образуемых земельных участков, расположенных в сфере градостроительного зонирования
(Нарышева Н.Г.)
("Закон", 2025, N 3)Согласно п. 4.2.7 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы <7> Департамент принимает решения о выборе (установлении, изменении) вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, либо земельного участка, расположенного на территории города Москвы, государственная собственность на который не разграничена, в том числе при образовании земельных участков в территориальной зоне сохраняемого землепользования (зона Ф) по согласованию с Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы.
(Нарышева Н.Г.)
("Закон", 2025, N 3)Согласно п. 4.2.7 Положения о Департаменте городского имущества города Москвы <7> Департамент принимает решения о выборе (установлении, изменении) вида разрешенного использования земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, либо земельного участка, расположенного на территории города Москвы, государственная собственность на который не разграничена, в том числе при образовании земельных участков в территориальной зоне сохраняемого землепользования (зона Ф) по согласованию с Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы.
Статья: Право землепользователя на изменение вида разрешенного использования земельного участка
(Андреева Е.М.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)В одних делах юрисдикционные органы апеллируют к договору и оставляют исключительно за собственником земельного участка право решать вопросы изменения вида разрешенного использования <5>, в других делах суды, напрямую обращаясь к закону, встают на сторону арендатора (иного землепользователя), наделяя его комментируемым правомочием <6>. Первые указывают, что даже при наличии градостроительного регламента арендатор должен ориентироваться на положения договора, регулирующие пределы разрешенного использования земельного участка <7>. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка. В связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора <8>. Другие, акцентируя внимание на названном выше Обзоре Верховного Суда РФ 2018 г., говорят о том, что самостоятельное изменение арендатором ВРИ не допускается только в одном случае - когда участок предоставлялся в аренду для определенного вида использования <9>.
(Андреева Е.М.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)В одних делах юрисдикционные органы апеллируют к договору и оставляют исключительно за собственником земельного участка право решать вопросы изменения вида разрешенного использования <5>, в других делах суды, напрямую обращаясь к закону, встают на сторону арендатора (иного землепользователя), наделяя его комментируемым правомочием <6>. Первые указывают, что даже при наличии градостроительного регламента арендатор должен ориентироваться на положения договора, регулирующие пределы разрешенного использования земельного участка <7>. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка. В связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка предполагает изменение соответствующего договора и невозможно без изменения такого договора <8>. Другие, акцентируя внимание на названном выше Обзоре Верховного Суда РФ 2018 г., говорят о том, что самостоятельное изменение арендатором ВРИ не допускается только в одном случае - когда участок предоставлялся в аренду для определенного вида использования <9>.
Статья: О внесении платы за выбор (изменение) вида разрешенного использования земельного участка: обзор судебной практики
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) принятие уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ Москвы (Московской области) решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка на основании заявления собственника участка;
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) принятие уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ Москвы (Московской области) решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка на основании заявления собственника участка;
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Вправе ли арендодатель в одностороннем порядке изменять вид разрешенного использования земельного участка по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)"...Арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества (пункт 1 статьи 615 ГК РФ). Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 25.06.2013 N 1756/13 выработал следующие правовые подходы. Основным механизмом реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка в аренду. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению. В связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка предполагает изменение соответствующего договора. Воля арендатора как обладателя обязательственного права, направленная на использование земельного участка иным образом, нежели установлено в договоре, в том числе и посредством изменения вида разрешенного использования земельного участка, не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка. Иное толкование положений Земельного кодекса противоречило бы фундаментальным положениям гражданского законодательства о правах собственника и необоснованно ограничивало бы его права. Арендодатель не имеет права в одностороннем порядке изменять вид разрешенного использования земельного участка, переданного в аренду, в рамках действующего договора аренды. При решении вопроса о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка по договору арендодатель связан установленным порядком предоставления земельных участков для тех или иных целей использования. Удовлетворение требования об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой, по существу направленного на обход предусмотренных земельным законодательством публичных процедур, недопустимо.
Вправе ли арендодатель в одностороннем порядке изменять вид разрешенного использования земельного участка по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)"...Арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора, а если они не определены - в соответствии с назначением имущества (пункт 1 статьи 615 ГК РФ). Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 25.06.2013 N 1756/13 выработал следующие правовые подходы. Основным механизмом реализации права на использование земельного участка арендатором является предоставление ему участка в аренду. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению. В связи с наличием договорных отношений с собственником земли изменение использования земельного участка предполагает изменение соответствующего договора. Воля арендатора как обладателя обязательственного права, направленная на использование земельного участка иным образом, нежели установлено в договоре, в том числе и посредством изменения вида разрешенного использования земельного участка, не является абсолютной и не может ущемлять права собственника земельного участка. Иное толкование положений Земельного кодекса противоречило бы фундаментальным положениям гражданского законодательства о правах собственника и необоснованно ограничивало бы его права. Арендодатель не имеет права в одностороннем порядке изменять вид разрешенного использования земельного участка, переданного в аренду, в рамках действующего договора аренды. При решении вопроса о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка по договору арендодатель связан установленным порядком предоставления земельных участков для тех или иных целей использования. Удовлетворение требования об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой, по существу направленного на обход предусмотренных земельным законодательством публичных процедур, недопустимо.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Вправе ли арендатор в одностороннем порядке изменять или обязать арендодателя изменить вид разрешенного использования земельного участка по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)В то же время арендодатель при решении вопроса о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка по договору связан установленным порядком предоставления земельных участков для тех или иных целей использования.
Вправе ли арендатор в одностороннем порядке изменять или обязать арендодателя изменить вид разрешенного использования земельного участка по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)В то же время арендодатель при решении вопроса о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка по договору связан установленным порядком предоставления земельных участков для тех или иных целей использования.
Статья: Правовая проблема изменения видов разрешенного использования на землях лесного фонда и сельскохозяйственного назначения в целях развития внутреннего туризма
(Владимиров И.А., Гиззатуллин Р.Х., Иксанов Р.А.)
("Право и экономика", 2025, N 10)Исходя из смысла п. 7 ст. 36 ГрК РФ органы региональной власти вправе самостоятельно разрабатывать градостроительные регламенты. Считаем, что данное право поспособствует решению многих проблем оперативного изменения видов разрешенного использования по запросам бизнеса.
(Владимиров И.А., Гиззатуллин Р.Х., Иксанов Р.А.)
("Право и экономика", 2025, N 10)Исходя из смысла п. 7 ст. 36 ГрК РФ органы региональной власти вправе самостоятельно разрабатывать градостроительные регламенты. Считаем, что данное право поспособствует решению многих проблем оперативного изменения видов разрешенного использования по запросам бизнеса.
Статья: Регуляторные изъятия (regulatory takings) в России и за рубежом
(Маркелова А.А., Карачун А.В.)
("Закон", 2021, NN 11, 12)Реакцией на такую практику являются попытки оспорить решения об изменении вида разрешенного использования <29>, что позволит, с одной стороны, в случае отмены спорного решения осуществлять дальнейшую деятельность без учета изменений, а с другой стороны, возместить убытки на основании ст. 1069 ГК, а не ст. 57 ЗК РФ. Такой подход близок к существующим в США и Германии концепциям защиты законных ожиданий собственников.
(Маркелова А.А., Карачун А.В.)
("Закон", 2021, NN 11, 12)Реакцией на такую практику являются попытки оспорить решения об изменении вида разрешенного использования <29>, что позволит, с одной стороны, в случае отмены спорного решения осуществлять дальнейшую деятельность без учета изменений, а с другой стороны, возместить убытки на основании ст. 1069 ГК, а не ст. 57 ЗК РФ. Такой подход близок к существующим в США и Германии концепциям защиты законных ожиданий собственников.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018), было отмечено, что проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, направлено на обеспечение комплексного учета интересов населения, соблюдение права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018), было отмечено, что проведение общественных обсуждений или публичных слушаний по вопросам выработки градостроительных решений, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка, направлено на обеспечение комплексного учета интересов населения, соблюдение права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Ситуация: Каков порядок предоставления гражданам дальневосточного и арктического гектаров?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Разрешенное использование земельного участка, установленное до даты его предоставления гражданину в безвозмездное пользование, не является препятствием для выбора таким гражданином иного вида (видов) разрешенного использования (с учетом, в частности, градостроительного регламента (при его наличии) или ограничений, установленных для использования лесных земельных участков), без принятия уполномоченным органом решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка (ч. 3 - 5, 6, 6.1 ст. 8 Закона N 119-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Разрешенное использование земельного участка, установленное до даты его предоставления гражданину в безвозмездное пользование, не является препятствием для выбора таким гражданином иного вида (видов) разрешенного использования (с учетом, в частности, градостроительного регламента (при его наличии) или ограничений, установленных для использования лесных земельных участков), без принятия уполномоченным органом решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка (ч. 3 - 5, 6, 6.1 ст. 8 Закона N 119-ФЗ).