Решение о признании безнадежной к взысканию задолженности
Подборка наиболее важных документов по запросу Решение о признании безнадежной к взысканию задолженности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 59 "Признание задолженности безнадежной к взысканию и ее списание" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган оспорил решение о признании безнадежной к взысканию задолженности налогоплательщика. Суд отметил, что по спорной задолженности в отношении налогоплательщика возбудили исполнительные производства, которые окончены из-за отсутствия имущества для взыскания. Исполнительные документы возвращены налоговому органу. Срок их повторного предъявления истек. На основе этого нижестоящие суды признали задолженность безнадежной к взысканию в силу подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ. Суд отклонил довод налоговой инспекции о том, что спорная задолженность не может быть признана безнадежной к взысканию, так как налоговый орган обратился в суд с заявлением о банкротстве должника. Суд пояснил, что сам по себе факт такого обращения не означает, что все требования налогового органа автоматически включат в реестр требований кредиторов, - если срок принудительного взыскания задолженности истек, суд откажет во включении задолженности в реестр. Также суд отклонил доводы налогового органа о том, что по отдельным требованиям срок обращения в суд не пропущен, сделав вывод о пропуске совокупного предельного срока принудительного взыскания налога. Суд пришел к выводу, что задолженность налогоплательщика является безнадежной.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган оспорил решение о признании безнадежной к взысканию задолженности налогоплательщика. Суд отметил, что по спорной задолженности в отношении налогоплательщика возбудили исполнительные производства, которые окончены из-за отсутствия имущества для взыскания. Исполнительные документы возвращены налоговому органу. Срок их повторного предъявления истек. На основе этого нижестоящие суды признали задолженность безнадежной к взысканию в силу подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ. Суд отклонил довод налоговой инспекции о том, что спорная задолженность не может быть признана безнадежной к взысканию, так как налоговый орган обратился в суд с заявлением о банкротстве должника. Суд пояснил, что сам по себе факт такого обращения не означает, что все требования налогового органа автоматически включат в реестр требований кредиторов, - если срок принудительного взыскания задолженности истек, суд откажет во включении задолженности в реестр. Также суд отклонил доводы налогового органа о том, что по отдельным требованиям срок обращения в суд не пропущен, сделав вывод о пропуске совокупного предельного срока принудительного взыскания налога. Суд пришел к выводу, что задолженность налогоплательщика является безнадежной.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 59 "Признание задолженности безнадежной к взысканию и ее списание" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")К моменту вынесения оспариваемого решения истек предельный двухлетний срок на обращение налогового органа в суд, что влечет признание этого решения недействительным, а задолженности безнадежной к взысканию.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")К моменту вынесения оспариваемого решения истек предельный двухлетний срок на обращение налогового органа в суд, что влечет признание этого решения недействительным, а задолженности безнадежной к взысканию.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Взыскание задолженности (недоимки) по налогам, страховым взносам, пеням и штрафам
(КонсультантПлюс, 2025)Решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании налоговый орган должен принять в течение пяти рабочих дней со дня получения указанных документов (п. 2 Приложения N 1 к Приказу ФНС России от 30.11.2022 N ЕД-7-8/1131@). Копию решения он обязан выдать по запросу организации (пп. 9 п. 1 ст. 21, пп. 12 п. 1 ст. 32 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании налоговый орган должен принять в течение пяти рабочих дней со дня получения указанных документов (п. 2 Приложения N 1 к Приказу ФНС России от 30.11.2022 N ЕД-7-8/1131@). Копию решения он обязан выдать по запросу организации (пп. 9 п. 1 ст. 21, пп. 12 п. 1 ст. 32 НК РФ).
Статья: Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)обоснованности и своевременности принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет, а также решений о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ (за исключением платежей, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, законодательством РФ о таможенном регулировании);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)обоснованности и своевременности принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет, а также решений о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ (за исключением платежей, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, законодательством РФ о таможенном регулировании);
Нормативные акты
Приказ ФФОМС от 30.03.2018 N 60
"Об утверждении Порядка принятия Федеральным фондом обязательного медицинского страхования решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2018 N 50871)Зарегистрировано в Минюсте России 23 апреля 2018 г. N 50871
"Об утверждении Порядка принятия Федеральным фондом обязательного медицинского страхования решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2018 N 50871)Зарегистрировано в Минюсте России 23 апреля 2018 г. N 50871
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- принимает решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- принимает решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет;
Готовое решение: Как с организации могут взыскать недоимку по страховым взносам, которые уплачиваются в налоговый орган до 31.12.2022 (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании налоговый орган должен принять в течение шести рабочих дней со дня получения указанных документов (п. п. 3, 5 Приложения N 1 к Приказу ФНС России от 02.04.2019 N ММВ-7-8/164@). Копию решения налоговый орган обязан выдать по запросу организации (пп. 9 п. 1 ст. 21, пп. 12 п. 1 ст. 32 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2022)Решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании налоговый орган должен принять в течение шести рабочих дней со дня получения указанных документов (п. п. 3, 5 Приложения N 1 к Приказу ФНС России от 02.04.2019 N ММВ-7-8/164@). Копию решения налоговый орган обязан выдать по запросу организации (пп. 9 п. 1 ст. 21, пп. 12 п. 1 ст. 32 НК РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)10) признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет в порядке, установленном законодательством РФ. Данный пункт (как и следующий) введен с 7 марта 2018 г. Федеральным законом от 7 марта 2018 г. N 48-ФЗ <248>. Принятие решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и о ее списании (восстановлении) регламентировано статьей 47.2 БК РФ, согласно п. 4 которой (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 406-ФЗ <249>) порядок принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет определяется главным администратором доходов бюджета в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством РФ. Соответствующим актом является Постановление Правительства РФ от 6 мая 2016 г. N 393 "Об общих требованиях к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации" <250>;
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)10) признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет в порядке, установленном законодательством РФ. Данный пункт (как и следующий) введен с 7 марта 2018 г. Федеральным законом от 7 марта 2018 г. N 48-ФЗ <248>. Принятие решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и о ее списании (восстановлении) регламентировано статьей 47.2 БК РФ, согласно п. 4 которой (в ред. Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 406-ФЗ <249>) порядок принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет определяется главным администратором доходов бюджета в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством РФ. Соответствующим актом является Постановление Правительства РФ от 6 мая 2016 г. N 393 "Об общих требованиях к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации" <250>;
Статья: Некоторые особенности реализации компетенции местного самоуправления в условиях достаточного финансирования
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)Не случайно летом 2024 года был принят Федеральный закон о списании штрафов и исполнительского сбора - Федеральный закон от 13 июля 2024 г. N 177-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". В статье 12 Закона, в частности, говорится, что в 2024 году признается безнадежной ко взысканию и подлежит списанию задолженность органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, по административным штрафам, наложенным по результатам осуществления государственного контроля (надзора), и по исполнительскому сбору, образовавшаяся по состоянию на 1 июля 2022 года и учитываемая на дату принятия администратором доходов бюджета в соответствии с настоящей статьей решения о признании безнадежной ко взысканию задолженности. Решение о признании безнадежной ко взысканию задолженности принимается администратором доходов бюджета в порядке, установленном пунктом 4 статьи 47.2 Бюджетного кодекса РФ.
(Шугрина Е.С.)
("Местное право", 2025, N 2)Не случайно летом 2024 года был принят Федеральный закон о списании штрафов и исполнительского сбора - Федеральный закон от 13 июля 2024 г. N 177-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". В статье 12 Закона, в частности, говорится, что в 2024 году признается безнадежной ко взысканию и подлежит списанию задолженность органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, по административным штрафам, наложенным по результатам осуществления государственного контроля (надзора), и по исполнительскому сбору, образовавшаяся по состоянию на 1 июля 2022 года и учитываемая на дату принятия администратором доходов бюджета в соответствии с настоящей статьей решения о признании безнадежной ко взысканию задолженности. Решение о признании безнадежной ко взысканию задолженности принимается администратором доходов бюджета в порядке, установленном пунктом 4 статьи 47.2 Бюджетного кодекса РФ.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета раскрываются в ст. 160.1 БК РФ. Так, среди прочих главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета, представляет для включения в перечень источников доходов Российской Федерации и реестр источников доходов бюджета сведения о закрепленных за ним источниках доходов, утверждает методику прогнозирования поступлений доходов в бюджет в соответствии с общими требованиями к такой методике, установленными Правительством Российской Федерации, и др. Администратор доходов бюджета среди прочих обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов, принимает решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и др.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета раскрываются в ст. 160.1 БК РФ. Так, среди прочих главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета, представляет для включения в перечень источников доходов Российской Федерации и реестр источников доходов бюджета сведения о закрепленных за ним источниках доходов, утверждает методику прогнозирования поступлений доходов в бюджет в соответствии с общими требованиями к такой методике, установленными Правительством Российской Федерации, и др. Администратор доходов бюджета среди прочих обладает следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов, принимает решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и др.
Статья: Списание безнадежной задолженности налоговым органом
(Спицына Т.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 4)Налоговым органом в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, подтверждающих наличие оснований, предусмотренных п. 1, 4 ст. 59 НК РФ, принимается решение о признании безнадежной к взысканию задолженности, погашение и (или) взыскание которой оказались невозможными, и ее списании по форме, приведенной в приложении к Порядку.
(Спицына Т.В.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 4)Налоговым органом в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, подтверждающих наличие оснований, предусмотренных п. 1, 4 ст. 59 НК РФ, принимается решение о признании безнадежной к взысканию задолженности, погашение и (или) взыскание которой оказались невозможными, и ее списании по форме, приведенной в приложении к Порядку.
Ситуация: Может ли задолженность физического лица по налогам быть списана налоговым органом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимает налоговый орган, за исключением задолженности по налогам, пеням, штрафам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза. В последнем случае это решение принимает уполномоченный таможенный орган (п. 2 ст. 59 НК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Решение о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании принимает налоговый орган, за исключением задолженности по налогам, пеням, штрафам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза. В последнем случае это решение принимает уполномоченный таможенный орган (п. 2 ст. 59 НК РФ).