Реорганизация государственного органа
Подборка наиболее важных документов по запросу Реорганизация государственного органа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Уведомление о приеме на работу госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)При реорганизации, упразднении госоргана, в котором работал служащий, уведомление о заключении с ним трудового договора направляется в один из госорганов, которому переданы функции реорганизованного (упраздненного) органа
(КонсультантПлюс, 2025)При реорганизации, упразднении госоргана, в котором работал служащий, уведомление о заключении с ним трудового договора направляется в один из госорганов, которому переданы функции реорганизованного (упраздненного) органа
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Продление и изменение разрешений и лицензий в сфере обращения лекарственных средств в 2023 году
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)К сведению. При наличии в органе государственной власти, предоставившем разрешение, информации о переименовании географического объекта, улицы, площади или иной территории, об изменении нумерации объектов адресации, в том числе почтового индекса, об изменении наименования юридического лица, о реорганизации юридического лица орган государственной власти вправе самостоятельно внести соответствующие изменения в реестр разрешений без заявления лица, которому было предоставлено разрешение, с последующим направлением такому лицу уведомления о внесении изменений в реестр разрешений.
(Казаков Е.С.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 3)К сведению. При наличии в органе государственной власти, предоставившем разрешение, информации о переименовании географического объекта, улицы, площади или иной территории, об изменении нумерации объектов адресации, в том числе почтового индекса, об изменении наименования юридического лица, о реорганизации юридического лица орган государственной власти вправе самостоятельно внести соответствующие изменения в реестр разрешений без заявления лица, которому было предоставлено разрешение, с последующим направлением такому лицу уведомления о внесении изменений в реестр разрешений.
Статья: Правовая природа прекращения юридического лица
(Груздев В.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)Решение о принудительной реорганизации принимается уполномоченным государственным органом и представляет собой правоприменительный (административный) акт.
(Груздев В.В.)
("Хозяйство и право", 2022, N 11)Решение о принудительной реорганизации принимается уполномоченным государственным органом и представляет собой правоприменительный (административный) акт.
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)12. В случае, если упразднение (ликвидация), реорганизация органа государственной власти, иного органа или уполномоченной организации, уполномоченных на установление обязательных требований, другие организационные изменения, предусматривающие утрату указанными органами или организацией полномочий по установлению обязательных требований, произведены без определения правопреемства в отношении полномочий по изменению (отмене) обязательных требований, установленных этими органами или организацией, изменение (отмена) таких обязательных требований осуществляется органом государственной власти, иным органом или уполномоченной организацией, уполномоченными на установление обязательных требований в той же сфере нормативно-правового регулирования, в какой были установлены соответствующие обязательные требования, либо вышестоящим органом государственной власти.
(ред. от 28.02.2025)
"Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2025)12. В случае, если упразднение (ликвидация), реорганизация органа государственной власти, иного органа или уполномоченной организации, уполномоченных на установление обязательных требований, другие организационные изменения, предусматривающие утрату указанными органами или организацией полномочий по установлению обязательных требований, произведены без определения правопреемства в отношении полномочий по изменению (отмене) обязательных требований, установленных этими органами или организацией, изменение (отмена) таких обязательных требований осуществляется органом государственной власти, иным органом или уполномоченной организацией, уполномоченными на установление обязательных требований в той же сфере нормативно-правового регулирования, в какой были установлены соответствующие обязательные требования, либо вышестоящим органом государственной власти.
Федеральный закон от 22.10.2004 N 125-ФЗ
(ред. от 13.12.2024)
"Об архивном деле в Российской Федерации"4. При реорганизации государственных органов архивные документы в упорядоченном состоянии передаются правопреемникам реорганизуемых государственных органов.
(ред. от 13.12.2024)
"Об архивном деле в Российской Федерации"4. При реорганизации государственных органов архивные документы в упорядоченном состоянии передаются правопреемникам реорганизуемых государственных органов.
"Российские процессуалисты о праве, законе и судебной практике: к 20-летию Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: монография"
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)Процедура создания, упразднения и реорганизации государственных органов существенно отличается от аналогичных процедур, установленных гражданским законодательством (как видно, даже используемые термины приходится расшифровывать привычными цивилистическими). Схематично она может быть описана следующим образом для федеральных органов исполнительной власти. Указом Президента РФ о структуре органов исполнительной власти создаются или упраздняются органы исполнительной власти одновременно с передачей им/их функций, в ряде случаев отдельно объявляется правопреемник по обязательствам <1>. Далее указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ утверждается положение о соответствующем органе или вносятся изменения в существующее, в котором предметно описываются его полномочия. Затем, если орган зарегистрирован/должен быть зарегистрирован в качестве юридического лица, о создании/ликвидации/реорганизации (реорганизация практически никогда не осуществляется) сообщается в налоговый орган, который осуществляет соответствующие регистрационные действия. Аналогичная по содержанию процедура имеет место на региональном и местном уровне.
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)Процедура создания, упразднения и реорганизации государственных органов существенно отличается от аналогичных процедур, установленных гражданским законодательством (как видно, даже используемые термины приходится расшифровывать привычными цивилистическими). Схематично она может быть описана следующим образом для федеральных органов исполнительной власти. Указом Президента РФ о структуре органов исполнительной власти создаются или упраздняются органы исполнительной власти одновременно с передачей им/их функций, в ряде случаев отдельно объявляется правопреемник по обязательствам <1>. Далее указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ утверждается положение о соответствующем органе или вносятся изменения в существующее, в котором предметно описываются его полномочия. Затем, если орган зарегистрирован/должен быть зарегистрирован в качестве юридического лица, о создании/ликвидации/реорганизации (реорганизация практически никогда не осуществляется) сообщается в налоговый орган, который осуществляет соответствующие регистрационные действия. Аналогичная по содержанию процедура имеет место на региональном и местном уровне.
Готовое решение: Каков порядок уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)Направьте сообщение в госорган, который осуществляет функции реорганизованного (упраздненного). Если его функции распределены между несколькими органами, то направьте сообщение в любой из них (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46). Минтруд России рекомендовал в подобных случаях направлять сведения в тот госорган, которому переданы функции, на реализацию которых было направлено исполнение служебных обязанностей госслужащего по ранее замещаемой им должности (Письмо от 01.07.2016 N 18-2/В-421).
(КонсультантПлюс, 2025)Направьте сообщение в госорган, который осуществляет функции реорганизованного (упраздненного). Если его функции распределены между несколькими органами, то направьте сообщение в любой из них (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46). Минтруд России рекомендовал в подобных случаях направлять сведения в тот госорган, которому переданы функции, на реализацию которых было направлено исполнение служебных обязанностей госслужащего по ранее замещаемой им должности (Письмо от 01.07.2016 N 18-2/В-421).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Могут быть случаи, когда организационные изменения - упразднение, ликвидация, реорганизация и т.д. - органа государственной власти, иного органа или уполномоченной организации, уполномоченных на установление обязательных требований, связанные с утратой ими полномочий по установлению обязательных требований, произведены без определения правопреемства в отношении полномочий по изменению (отмене) обязательных требований, установленных этими органами или организациями. Каков правовой режим обязательных требований в этих случаях?
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Могут быть случаи, когда организационные изменения - упразднение, ликвидация, реорганизация и т.д. - органа государственной власти, иного органа или уполномоченной организации, уполномоченных на установление обязательных требований, связанные с утратой ими полномочий по установлению обязательных требований, произведены без определения правопреемства в отношении полномочий по изменению (отмене) обязательных требований, установленных этими органами или организациями. Каков правовой режим обязательных требований в этих случаях?
"Корпоративное право в таблицах и схемах: учебно-методическое пособие"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)<*> При реорганизации в форме преобразования правила, установленные ст. 60 ГК РФ и обеспечивающие гарантии прав кредиторов, не применяются (п. 5 ст. 58 ГК РФ). Исключением является обязанность уведомить уполномоченный государственный орган о начале процедуры реорганизации (п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. N 25).
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Шиткина И.С.)
("Юстицинформ", 2025)<*> При реорганизации в форме преобразования правила, установленные ст. 60 ГК РФ и обеспечивающие гарантии прав кредиторов, не применяются (п. 5 ст. 58 ГК РФ). Исключением является обязанность уведомить уполномоченный государственный орган о начале процедуры реорганизации (п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. N 25).
Статья: Обязательные требования как новационный институт административного права: идеи, содержание, принципы и уровни правового регулирования
(Ноздрачев А.Ф.)
("Административное право и процесс", 2022, NN 3, 5)Отсутствие правопреемства. Могут быть случаи, когда организационные изменения - упразднения, ликвидация, реорганизация и т.д. - органа государственной власти, иного органа или уполномоченной организации, уполномоченных на установление обязательных требований, связанные с утратой ими полномочий по установлению обязательных требований, произведены без определения правопреемства в отношении полномочий по изменению (отмене) обязательных требований, установленных этими органами или организациями. Каков правовой режим обязательных требований в этих случаях?
(Ноздрачев А.Ф.)
("Административное право и процесс", 2022, NN 3, 5)Отсутствие правопреемства. Могут быть случаи, когда организационные изменения - упразднения, ликвидация, реорганизация и т.д. - органа государственной власти, иного органа или уполномоченной организации, уполномоченных на установление обязательных требований, связанные с утратой ими полномочий по установлению обязательных требований, произведены без определения правопреемства в отношении полномочий по изменению (отмене) обязательных требований, установленных этими органами или организациями. Каков правовой режим обязательных требований в этих случаях?
Статья: Нарушение требований законодательства о политических партиях в части извещения уполномоченного органа о проведении партийного мероприятия, связанного с выдвижением кандидата на выборах, как основание для отказа в регистрации кандидата
(Попова Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 4)<8> В соответствии с подп. "б" п. 1 ст. 27 Федерального закона N 95-ФЗ (ред. от 14.03.2022) политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать соответствующий уполномоченный орган о проведении открытых мероприятий (в том числе съездов, конференций или общих собраний по принятию устава и программы политической партии, внесению в них изменений и дополнений, избранию руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии и ее региональных отделений, выдвижению кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, органах публичной власти федеральных территорий и органах местного самоуправления, реорганизации и ликвидации политической партии и ее региональных отделений) не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположен уполномоченный орган, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами соответствующего населенного пункта и допускать представителей уполномоченных органов на указанные мероприятия, проводимые политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями.
(Попова Е.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 4)<8> В соответствии с подп. "б" п. 1 ст. 27 Федерального закона N 95-ФЗ (ред. от 14.03.2022) политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения обязаны извещать соответствующий уполномоченный орган о проведении открытых мероприятий (в том числе съездов, конференций или общих собраний по принятию устава и программы политической партии, внесению в них изменений и дополнений, избранию руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии и ее региональных отделений, выдвижению кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, органах публичной власти федеральных территорий и органах местного самоуправления, реорганизации и ликвидации политической партии и ее региональных отделений) не позднее чем за один день до дня проведения мероприятия при его проведении в пределах населенного пункта, в котором расположен уполномоченный орган, и не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия при его проведении за пределами соответствующего населенного пункта и допускать представителей уполномоченных органов на указанные мероприятия, проводимые политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями.