Госпошлина в конституционный суд

Подборка наиболее важных документов по запросу Госпошлина в конституционный суд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 3 "Основные начала законодательства о налогах и сборах" НК РФВ силу данной нормы все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что положения, регулирующие уплату государственной пошлины, как и положения, регламентирующие порядок уплаты любого налога, сбора, должны отвечать критерию формальной определенности налоговых норм, который предполагает достаточную точность, обеспечивающую их правильное понимание и применение (определение от 15.01.2008 N 294-О-П).
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 333.16 "Государственная пошлина" главы 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ"Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает, что государственная пошлина взимается в связи с обращением лиц за совершением в их отношении юридически значимых действий в уполномоченные на то органы публичной власти и к должностным лицам, а основанием взимания является совершение предусмотренных законом юридически значимых действий (пункт 2 статьи 8, пункт 1 статьи 333.16); при этом государственная пошлина, по общему правилу, уплачивается при обращении в уполномоченный орган, т.е. предварительно (пункт 1 статьи 333.18) (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23 мая 2013 года N 11-П)."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Судебные расходы в конституционном судопроизводстве: проблемы правового регулирования
(Зайков Д.Е.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)
<7> Из ст. 39 Закона о КС РФ с 2020 г. исключены все положения, регламентирующие вопросы по уплате (освобождению от уплаты, возврату) государственной пошлины при обращении в Конституционный Суд РФ, с установлением отсылки на налоговое законодательство (Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2020 г. N 5-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", далее - Закон N 5-ФКЗ).
Статья: Проблемы реализации прав инвалидов боевых действий, установленных действующим законодательством
(Сковородко А.В.)
("Право в Вооруженных Силах", 2019, N 11)
Однако даже Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации при решении вопроса об уплате государственной пошлины за обращение в Конституционный Суд Российской Федерации порой считает, что "Удостоверение инвалида о праве на льготы" официальным документом, подтверждающим наличие у заявителя (инвалида боевых действий) соответствующего статуса, не является, так как, по мнению Секретариата, согласно указанному документу заявитель имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны, только в сфере социальной защиты <7>. Вывод спорный, поскольку исходя из дословного содержания указанного удостоверения заявитель имел право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны, без каких-либо ограничений; ссылок на ограничение прав только сферой социальной защиты удостоверение не содержит. Кроме того, в соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации, освобождаются физические лица - инвалиды Великой Отечественной войны. Но, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, положения гл. 25.3 названного Кодекса освобождают от уплаты государственной пошлины участников и инвалидов Великой Отечественной войны. Иным категориям инвалидов (как представляется, в том числе и инвалидам боевых действий. - Прим. авт.) этими положениями такая льгота не предоставлена, что, однако, не может рассматриваться как нарушение их конституционных прав, поскольку - как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации - льготы всегда носят адресный характер и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя; именно законодатель вправе определять (сужать или расширять) круг лиц, на которых распространяются налоговые льготы (Определения от 5 июня 2003 г. N 275-О, от 7 февраля 2008 г. N 226-О-О и от 16 июля 2009 г. N 936-О-О) <8>.

Нормативные акты

"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 19.01.2024)
Статья 333.23. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Конституционным Судом Российской Федерации
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ
(ред. от 31.07.2023)
"О Конституционном Суде Российской Федерации"
Вопросы, связанные с уплатой государственной пошлины при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.