Разрешение на капитальный ремонт объекта культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Разрешение на капитальный ремонт объекта культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность управляющей организации за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия
(КонсультантПлюс, 2025)Работы... в вестибюле парадной лестницы... Объекта в месте, где располагалась деревянная дверь, проведены ООО "УК..." в отсутствие согласованной... проектной документации, письменного разрешения КГИОП на производство работ..."
(КонсультантПлюс, 2025)Работы... в вестибюле парадной лестницы... Объекта в месте, где располагалась деревянная дверь, проведены ООО "УК..." в отсутствие согласованной... проектной документации, письменного разрешения КГИОП на производство работ..."
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, связанные с проведением капитального ремонта в многоквартирном доме: Собственник (Наниматель) или лицо, действующее в его интересах, хочет обязать организацию, ответственную за проведение капитального ремонта, или Наймодателя (в т.ч. бывшего) провести капитальный ремонт
(КонсультантПлюс, 2025)Исковые требования удовлетворены в отношении проведения ряда работ по капитальному ремонту при их финансировании за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета и иных не запрещенных законом средств
(КонсультантПлюс, 2025)Исковые требования удовлетворены в отношении проведения ряда работ по капитальному ремонту при их финансировании за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета и иных не запрещенных законом средств
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Градостроительное законодательство в обеспечении обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия
(Болтанова Е.С.)
("Закон", 2025, N 3)С сентября 2023 года отдельно были выделены и разрешены работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия либо и не являющихся ими, но расположенных на их территориях: отныне такие работы допускаются при условии, что они не изменяют облика, объемно-планировочных и конструктивных решений и структур, интерьера этого многоквартирного дома (ст. 47.3 Закона об объектах культурного наследия). Внесение соответствующих поправок было обусловлено тем, что в целом по России к памятникам истории и культуры отнесены достаточно много многоквартирных домов (709 - федерального значения, 6 209 - регионального значения, 441 - местного (муниципального) значения, 5 463 - выявленные объекты культурного наследия). Это особая группа объектов культурного наследия, наличие у которых множества владельцев определило особенности их государственной охраны, установленные в специальной ст. 56.1 Закона.
(Болтанова Е.С.)
("Закон", 2025, N 3)С сентября 2023 года отдельно были выделены и разрешены работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия либо и не являющихся ими, но расположенных на их территориях: отныне такие работы допускаются при условии, что они не изменяют облика, объемно-планировочных и конструктивных решений и структур, интерьера этого многоквартирного дома (ст. 47.3 Закона об объектах культурного наследия). Внесение соответствующих поправок было обусловлено тем, что в целом по России к памятникам истории и культуры отнесены достаточно много многоквартирных домов (709 - федерального значения, 6 209 - регионального значения, 441 - местного (муниципального) значения, 5 463 - выявленные объекты культурного наследия). Это особая группа объектов культурного наследия, наличие у которых множества владельцев определило особенности их государственной охраны, установленные в специальной ст. 56.1 Закона.
Статья: Существуют ли легальные основы реконструкции зданий, являющихся объектами культурного наследия?
(Мельникова Е.Н.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)<8> Например, в п. 3.2 Приказа Минкультуры России от 23 декабря 2015 г. N 3206 "Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Ферапонтова монастыря, конец XV - XVII век, конец XVIII века, XIX век, начало XX века", включенного в Список всемирного наследия, а также режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон" говорится, что в зонах строгого регулирования застройки и хозяйственной деятельности (участки ЗСРЗ-1, ЗСРЗ-2, ЗСРЗ-3, ЗСРЗ-4) разрешается капитальный ремонт исторически и архитектурно ценных градоформирующих объектов без изменения их объемно-пространственных параметров и характеристик, реконструкция и ремонт исторически и архитектурно ценных объектов, а также объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на основе историко-архивных исследований. Но и здесь термин "реконструкция" "висит в воздухе", поскольку непонятно, в рамках какой меры по сохранению ОКН такая реконструкция может осуществляться: этот вопрос становится актуальным в ходе подготовки проектной документации.
(Мельникова Е.Н.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 4)<8> Например, в п. 3.2 Приказа Минкультуры России от 23 декабря 2015 г. N 3206 "Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия федерального значения "Ансамбль Ферапонтова монастыря, конец XV - XVII век, конец XVIII века, XIX век, начало XX века", включенного в Список всемирного наследия, а также режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон" говорится, что в зонах строгого регулирования застройки и хозяйственной деятельности (участки ЗСРЗ-1, ЗСРЗ-2, ЗСРЗ-3, ЗСРЗ-4) разрешается капитальный ремонт исторически и архитектурно ценных градоформирующих объектов без изменения их объемно-пространственных параметров и характеристик, реконструкция и ремонт исторически и архитектурно ценных объектов, а также объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, на основе историко-архивных исследований. Но и здесь термин "реконструкция" "висит в воздухе", поскольку непонятно, в рамках какой меры по сохранению ОКН такая реконструкция может осуществляться: этот вопрос становится актуальным в ходе подготовки проектной документации.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Программа проверок формируется федеральным органом охраны объектов культурного наследия, региональными органами охраны объектов культурного наследия на основании разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, выданного данным органом, на основании истечения срока (завершения периода) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, установленного охранным обязательством собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, а также на основании уведомления о начале работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являющемся объектом культурного наследия, предусмотренного статьей 56.1 настоящего Федерального закона.
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Программа проверок формируется федеральным органом охраны объектов культурного наследия, региональными органами охраны объектов культурного наследия на основании разрешения на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, выданного данным органом, на основании истечения срока (завершения периода) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, установленного охранным обязательством собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, а также на основании уведомления о начале работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, являющемся объектом культурного наследия, предусмотренного статьей 56.1 настоящего Федерального закона.
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 09.12.2010 N 143
<Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации>В силу статьи 2 ГрК РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранением объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
<Обзор судебной практики по некоторым вопросам применения арбитражными судами статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации>В силу статьи 2 ГрК РФ градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранением объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Готовое решение: Как изменить договор, заключенный по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Если в 2025 г. вы планируете изменить существенные условия договоров на строительство, реконструкцию, капремонт, снос объекта капстроительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, рекомендуется учитывать положения Постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 (п. 5 данного Постановления). При изменении такого договора из-за увеличения цен на строительные ресурсы, необходимые для его исполнения, рекомендовано придерживаться правил, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315 (п. 4 указанного Постановления).
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Если в 2025 г. вы планируете изменить существенные условия договоров на строительство, реконструкцию, капремонт, снос объекта капстроительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, рекомендуется учитывать положения Постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 (п. 5 данного Постановления). При изменении такого договора из-за увеличения цен на строительные ресурсы, необходимые для его исполнения, рекомендовано придерживаться правил, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 09.08.2021 N 1315 (п. 4 указанного Постановления).
Статья: Создание нового объекта недвижимости: публичное и гражданское законодательство
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2022, N 4)Но в декабре 2020 года в ГрК РФ внесли изменения <20>, и ч. 10 ст. 52 ГрК РФ была изложена в новой редакции, в результате чего для магистральных трубопроводов было введено понятие капитального ремонта, отличающегося от общего понятия, которое содержится в п. 14.3 ГрК РФ. Теперь при осуществлении капитального ремонта линейных объектов, являющихся магистральными газопроводами, нефтепроводами, нефтепродуктопроводами, допускается повышение их категории, в том числе влекущее изменение охранных зон, установленных в связи с их размещением. Понятно, что данные изменения были пролоббированы владельцами таких трубопроводов, чтобы на законном основании без получения разрешительных документов проводить как капитальный ремонт такие работы, которые по общему правилу считаются реконструкцией.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2022, N 4)Но в декабре 2020 года в ГрК РФ внесли изменения <20>, и ч. 10 ст. 52 ГрК РФ была изложена в новой редакции, в результате чего для магистральных трубопроводов было введено понятие капитального ремонта, отличающегося от общего понятия, которое содержится в п. 14.3 ГрК РФ. Теперь при осуществлении капитального ремонта линейных объектов, являющихся магистральными газопроводами, нефтепроводами, нефтепродуктопроводами, допускается повышение их категории, в том числе влекущее изменение охранных зон, установленных в связи с их размещением. Понятно, что данные изменения были пролоббированы владельцами таких трубопроводов, чтобы на законном основании без получения разрешительных документов проводить как капитальный ремонт такие работы, которые по общему правилу считаются реконструкцией.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 7.14. Организация или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 7.14. Организация или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия.
Последние изменения: Закупка строительных работ по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Скорректированы Правила оценки заявок на участие в закупках, по итогам которых заключается контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства (в том числе линейного объекта), сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также контракт, указанный в ч. 16 (если он предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капремонт объекта капстроительства), 16.1 ст. 34, ч. 56 ст. 112 Закона N 44-ФЗ. В частности, из нестоимостных критериев оценки разрешено устанавливать исключительно критерий квалификации участников, а к нему - один или несколько специальных показателей (п. 11 Правил).
(КонсультантПлюс, 2025)Скорректированы Правила оценки заявок на участие в закупках, по итогам которых заключается контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства (в том числе линейного объекта), сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также контракт, указанный в ч. 16 (если он предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капремонт объекта капстроительства), 16.1 ст. 34, ч. 56 ст. 112 Закона N 44-ФЗ. В частности, из нестоимостных критериев оценки разрешено устанавливать исключительно критерий квалификации участников, а к нему - один или несколько специальных показателей (п. 11 Правил).
Вопрос: О санкционировании целевых расходов, связанных с поставкой товаров по ценам, превышающим стоимость в проектной документации к государственному (муниципальному) контракту.
(Письмо Минфина России от 15.05.2025 N 02-12-12/47621)<2> Приказ Минстроя России от 4 августа 2020 г. N 421/пр "Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации".
(Письмо Минфина России от 15.05.2025 N 02-12-12/47621)<2> Приказ Минстроя России от 4 августа 2020 г. N 421/пр "Об утверждении Методики определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Российской Федерации".
Последние изменения: Критерии и порядок оценки заявок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Речь идет о закупках, по итогам которых заключается контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства (в том числе линейного объекта), сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также контракт, указанный в ч. 16 (если он предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капремонт объекта капстроительства), 16.1 ст. 34, ч. 56 ст. 112 Закона N 44-ФЗ. В частности, из нестоимостных критериев оценки разрешено устанавливать исключительно критерий квалификации участников, а к нему - один или несколько специальных показателей (п. 11 Правил).
(КонсультантПлюс, 2025)Речь идет о закупках, по итогам которых заключается контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства (в том числе линейного объекта), сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, а также контракт, указанный в ч. 16 (если он предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капремонт объекта капстроительства), 16.1 ст. 34, ч. 56 ст. 112 Закона N 44-ФЗ. В частности, из нестоимостных критериев оценки разрешено устанавливать исключительно критерий квалификации участников, а к нему - один или несколько специальных показателей (п. 11 Правил).
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Особенности выполнения работ в отношении объектов
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Особенности выполнения работ в отношении объектов
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями ГрК РФ), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями ГрК РФ), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством РФ, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Статья: Ремонт объектов культурного наследия в 2023 году - учет у заказчика работ
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 9-10)В соответствии с нормами Закона N 73-ФЗ на объекте культурного наследия капитальный ремонт не предусмотрен.
(Артемова И.В.)
("Советник бухгалтера бюджетной сферы", 2023, N 9-10)В соответствии с нормами Закона N 73-ФЗ на объекте культурного наследия капитальный ремонт не предусмотрен.
Статья: Объекты культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия, работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, включенными в Реестр, или выявленными объектами культурного наследия, работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территориях объектов культурного наследия и не являющихся объектами культурного наследия;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)1) на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия, работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия, включенными в Реестр, или выявленными объектами культурного наследия, работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территориях объектов культурного наследия и не являющихся объектами культурного наследия;