Разрешение на использование земель собственность на которые не разграничена
Подборка наиболее важных документов по запросу Разрешение на использование земель собственность на которые не разграничена (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 07.06.2024 по делу N 66а-642/2024 (УИД 14OS0000-01-2023-000191-89)
Об отмене решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 08.02.2024 в части и прекращении производства по делу о признании недействующим нормативного правового акта Якутской городской Думы от 20.11.2013 N 157-НПА "Об утверждении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Якутск".Данное обстоятельство в силу положений части 1 статьи 214, части 1 статьи 194, части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для прекращения производства по настоящему административному делу в части базовых ставок, установленных пунктом 4_4 раздела "Базовые ставки арендной платы, соответствующие классификатору видов разрешенного использования, за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа "Город Якутск" приложения N 2 Нормативного правового акта N 157-НПА, для земель сельскохозяйственного назначения, а также для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и др. В противном случае из отказа в удовлетворении административных исковых требований в этой части будет следовать вывод о законности данных базовых ставок, хотя решением суда проверка их соответствия законодательству, имеющему большую юридическую силу, не осуществлялась.
Об отмене решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 08.02.2024 в части и прекращении производства по делу о признании недействующим нормативного правового акта Якутской городской Думы от 20.11.2013 N 157-НПА "Об утверждении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Якутск".Данное обстоятельство в силу положений части 1 статьи 214, части 1 статьи 194, части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для прекращения производства по настоящему административному делу в части базовых ставок, установленных пунктом 4_4 раздела "Базовые ставки арендной платы, соответствующие классификатору видов разрешенного использования, за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа "Город Якутск" приложения N 2 Нормативного правового акта N 157-НПА, для земель сельскохозяйственного назначения, а также для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и др. В противном случае из отказа в удовлетворении административных исковых требований в этой части будет следовать вывод о законности данных базовых ставок, хотя решением суда проверка их соответствия законодательству, имеющему большую юридическую силу, не осуществлялась.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 8 "Право собственности на водные объекты" Водного кодекса РФ от 03.06.2006 N 74-ФЗ"Приняв новые доказательства, руководствуясь положениями статей 167, 168, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 27, 102, 129 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 1, 6, 8, 21, 85 Водного кодекса Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", с учетом исследованных доказательств, установив, что на момент формирования земельных участков, постановки их на кадастровый учет (29.02.2008 и 08.07.2008 соответственно), на момент заключения договоров аренды (31.08.2008 и 06.08.2008), а также на момент заключения оспариваемых договоров купли-продажи (08.12.2017) на данных участках располагались водные объекты - пруды, при этом из договоров аренды и купли-продажи прямо следует, что видом разрешенного использования участков является рыборазведение, а для Б. договорами устанавливался прямой запрет на спуск воды из водоемов; пруды образованы в 1962 г. путем строительства плотины, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение землями, государственная собственность на которые не разграничена, предоставил в аренду или в собственность хозяйствующему субъекту земельный участок из земель водного фонда, покрытый поверхностными водами пруда, находящийся в федеральной собственности, в нарушение прямого запрета на формирование земельного участка под водным объектом в пределах его береговой линии, что свидетельствует о недействительности (ничтожности) сделок в силу п. 2 ст. 168 ГК РФ, поскольку противоречили требованиям ст. ст. 1, 5, 8 Водного кодекса РФ, ст. 102 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Вправе ли арендодатель в одностороннем порядке изменять вид разрешенного использования земельного участка по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Равным образом арендодатель как публичный собственник, действующий в рамках специальных процедур распоряжения земельными участками, собственность на которые не разграничена, не имеет права в одностороннем порядке изменять вид разрешенного использования земельного участка, переданного в аренду для определенных целей, в рамках действующего договора аренды.
Вправе ли арендодатель в одностороннем порядке изменять вид разрешенного использования земельного участка по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Равным образом арендодатель как публичный собственник, действующий в рамках специальных процедур распоряжения земельными участками, собственность на которые не разграничена, не имеет права в одностороннем порядке изменять вид разрешенного использования земельного участка, переданного в аренду для определенных целей, в рамках действующего договора аренды.
Статья: Правовые проблемы установления вида разрешенного использования первично образуемых земельных участков, расположенных в сфере градостроительного зонирования
(Нарышева Н.Г.)
("Закон", 2025, N 3)Согласно п. 2 ст. 2 Закона Московской области от 10 декабря 2020 года N 270/2020-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений" органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по принятию решения о выборе основного и вспомогательного вида разрешенного использования земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, из предусмотренных документами градостроительного зонирования.
(Нарышева Н.Г.)
("Закон", 2025, N 3)Согласно п. 2 ст. 2 Закона Московской области от 10 декабря 2020 года N 270/2020-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений" органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по принятию решения о выборе основного и вспомогательного вида разрешенного использования земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, из предусмотренных документами градостроительного зонирования.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"4. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"4. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)В соответствии с пунктом 4 указанной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)В соответствии с пунктом 4 указанной статьи исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, также являются органами, уполномоченными на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
"Комментарий к главе V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ"
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- обязательство исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления после выполнения лицом, заключившим договор, предоставить указанному лицу в соответствии с земельным законодательством в аренду без проведения торгов земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не обременены правами третьих лиц, в целях строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, иных объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, а также в соответствующих случаях обязательство выдать разрешения на использование земель и земельных участков, градостроительные планы земельных участков и разрешения на строительство, сроки выполнения указанных обязательств.
(Воробьев Н.И., Воробьева Л.В., Майборода В.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- обязательство исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления после выполнения лицом, заключившим договор, предоставить указанному лицу в соответствии с земельным законодательством в аренду без проведения торгов земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не обременены правами третьих лиц, в целях строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, иных объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, а также в соответствующих случаях обязательство выдать разрешения на использование земель и земельных участков, градостроительные планы земельных участков и разрешения на строительство, сроки выполнения указанных обязательств.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В частности, в соответствии с пп. 10 п. 4 ст. 68 ГрК РФ в договор включается обязательство исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления предоставить лицу, заключившему договор, в аренду без проведения торгов земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не обременены правами третьих лиц, в целях строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, а также в соответствующих случаях обязательство выдать разрешения на использование земель и земельных участков. Предоставление участков в аренду без торгов в данном случае предусмотрено также пп. 13 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В частности, в соответствии с пп. 10 п. 4 ст. 68 ГрК РФ в договор включается обязательство исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления предоставить лицу, заключившему договор, в аренду без проведения торгов земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не обременены правами третьих лиц, в целях строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, а также в соответствующих случаях обязательство выдать разрешения на использование земель и земельных участков. Предоставление участков в аренду без торгов в данном случае предусмотрено также пп. 13 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ.
Статья: Административная ответственность за правонарушения в сфере разрешительной деятельности
(Субанова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Например, Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях от 23 июня 2011 г. N 413-з предусматривает ответственность должностных лиц за противоправные действия, повлекшие самовольное занятие земель, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан (муниципальной собственности, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена), выразившиеся в даче письменного разрешения на занятие или использование земельного участка при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования, распоряжения или аренды (ст. 4.6); за нарушение порядка распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях (ст. 5.7).
(Субанова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)Например, Кодекс Республики Башкортостан об административных правонарушениях от 23 июня 2011 г. N 413-з предусматривает ответственность должностных лиц за противоправные действия, повлекшие самовольное занятие земель, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан (муниципальной собственности, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена), выразившиеся в даче письменного разрешения на занятие или использование земельного участка при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования, распоряжения или аренды (ст. 4.6); за нарушение порядка распределения разрешений на добычу охотничьих ресурсов между физическими лицами, осуществляющими охоту в общедоступных охотничьих угодьях (ст. 5.7).
Статья: Получение земельного участка физическими лицами: мошенничество или добросовестное приобретение?
(Волков А.С., Митрошин С.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 11)Получив земельный участок в собственность (при этом выкупная цена за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, составляет всего 3% от кадастровой стоимости), гражданин получает право распоряжаться этим земельным участком по своему усмотрению, в том числе изменить вид разрешенного использования, например, с огородничества на индивидуальное жилищное строительство.
(Волков А.С., Митрошин С.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 11)Получив земельный участок в собственность (при этом выкупная цена за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, составляет всего 3% от кадастровой стоимости), гражданин получает право распоряжаться этим земельным участком по своему усмотрению, в том числе изменить вид разрешенного использования, например, с огородничества на индивидуальное жилищное строительство.
Статья: Некоторые вопросы рассмотрения судами споров о выкупе (приватизации) арендуемых земельных участков из государственных и муниципальных земель
(Ефимов А.Ф., Николаев М.Н.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)2) по смыслу ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право выкупа земельных участков не является безусловным, оно может быть ограничено в случаях, установленных ЗК РФ и другими федеральными законами. В частности, исходя из положений п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ не имеется оснований для предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования возведенного на этом участке здания или сооружения;
(Ефимов А.Ф., Николаев М.Н.)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)2) по смыслу ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право выкупа земельных участков не является безусловным, оно может быть ограничено в случаях, установленных ЗК РФ и другими федеральными законами. В частности, исходя из положений п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ не имеется оснований для предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования возведенного на этом участке здания или сооружения;
Статья: Проблемы взаимодействия органов муниципального и государственного контроля (надзора) на примере контроля за землями, государственная собственность на которые не разграничена
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)Пунктом 4 ст. 3.3 этого же Закона установлено, что орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, является органом, уполномоченным на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом РФ.
(Шугрина Е.С.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)Пунктом 4 ст. 3.3 этого же Закона установлено, что орган местного самоуправления, уполномоченный на предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, является органом, уполномоченным на заключение в отношении таких земельных участков договора мены, соглашения об установлении сервитута, соглашения о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на принятие решений о перераспределении земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и на выдачу разрешения на использование земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с Земельным кодексом РФ.
Статья: Разъяснения Минфина по применению бюджетной классификации
(Зарипова М.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 3)Какие коды бюджетной классификации применяются для учета доходов бюджетов, возникающих при выдаче разрешений на использование земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена? Пунктом 1 ст. 39.33 ЗК РФ предусмотрены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
(Зарипова М.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 3)Какие коды бюджетной классификации применяются для учета доходов бюджетов, возникающих при выдаче разрешений на использование земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена? Пунктом 1 ст. 39.33 ЗК РФ предусмотрены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута.
Статья: Иски о понуждении к исполнению предписаний контрольных (надзорных) органов
(Карпеева Е.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 2)В подп. "е" п. 7 Положения о земельном контроле указывается, что территориальные управления Россельхознадзора осуществляют государственный земельный надзор за исполнением предписаний об устранении нарушений обязательных требований в отношении земель сельскохозяйственного назначения в пределах своей компетенции. В подп. "г" п. 59 Положения о земельном контроле закреплена обязанность органа контроля (надзора) принять меры по обеспечению исполнения предписания в случае, если оно не исполнено в установленные сроки. Но перечень мер не приводится. При этом следующим же пунктом конкретизируется, что орган контроля (надзора) обязан уведомить единый институт развития в жилищной сфере о выявленных фактах неустранения нарушений обязательных требований, указанных в предписании, связанных с неиспользованием по целевому назначению или использованием не в соответствии с установленным целевым назначением и (или) видом разрешенного использования, совершенных в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и земельных участков, собственность на которые не разграничена. Указание на эту обязанность является развитием положений ст. 71 Земельного кодекса РФ. Таким образом, Положение о земельном контроле не содержит полномочия органа контроля (надзора) на подачу иска о понуждении к исполнению предписания.
(Карпеева Е.В.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 2)В подп. "е" п. 7 Положения о земельном контроле указывается, что территориальные управления Россельхознадзора осуществляют государственный земельный надзор за исполнением предписаний об устранении нарушений обязательных требований в отношении земель сельскохозяйственного назначения в пределах своей компетенции. В подп. "г" п. 59 Положения о земельном контроле закреплена обязанность органа контроля (надзора) принять меры по обеспечению исполнения предписания в случае, если оно не исполнено в установленные сроки. Но перечень мер не приводится. При этом следующим же пунктом конкретизируется, что орган контроля (надзора) обязан уведомить единый институт развития в жилищной сфере о выявленных фактах неустранения нарушений обязательных требований, указанных в предписании, связанных с неиспользованием по целевому назначению или использованием не в соответствии с установленным целевым назначением и (или) видом разрешенного использования, совершенных в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и земельных участков, собственность на которые не разграничена. Указание на эту обязанность является развитием положений ст. 71 Земельного кодекса РФ. Таким образом, Положение о земельном контроле не содержит полномочия органа контроля (надзора) на подачу иска о понуждении к исполнению предписания.
Статья: О взыскании неосновательного обогащения в связи с использованием земельных участков, находящихся в публичной собственности, в отсутствие правовых оснований
(Чистяков Д.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Анализ судебной практики показывает, что Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга как уполномоченный орган государственной власти Санкт-Петербурга по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Санкт-Петербурга, и земельными участками, расположенными в Санкт-Петербурге, право государственной собственности на которые не разграничено, при обращении в суд с исковым заявлением о взыскании неосновательного обогащения за самовольное фактическое пользование указанными выше земельными участками всегда осуществляет расчет неосновательного обогащения с учетом кода функционального использования территории Кн 18.0, предполагающего использование земельного участка под любые разрешенные виды функционального использования, а также предусматривающего взыскание неосновательного обогащения в максимально возможном размере, поскольку он исключает применение понижающих коэффициентов.
(Чистяков Д.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Анализ судебной практики показывает, что Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга как уполномоченный орган государственной власти Санкт-Петербурга по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Санкт-Петербурга, и земельными участками, расположенными в Санкт-Петербурге, право государственной собственности на которые не разграничено, при обращении в суд с исковым заявлением о взыскании неосновательного обогащения за самовольное фактическое пользование указанными выше земельными участками всегда осуществляет расчет неосновательного обогащения с учетом кода функционального использования территории Кн 18.0, предполагающего использование земельного участка под любые разрешенные виды функционального использования, а также предусматривающего взыскание неосновательного обогащения в максимально возможном размере, поскольку он исключает применение понижающих коэффициентов.
Статья: О заключении договора комплексного развития территории
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5) предоставить застройщику в соответствии с земельным законодательством в аренду без проведения торгов земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не обременены правами третьих лиц, в целях строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, иных объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, а также в соответствующих случаях обязательство выдать разрешения на использование земель и земельных участков, градостроительные планы земельных участков и разрешения на строительство, сроки выполнения указанных обязательств <45>.
(Шарапов В.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5) предоставить застройщику в соответствии с земельным законодательством в аренду без проведения торгов земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена и которые не обременены правами третьих лиц, в целях строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, иных объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, а также в соответствующих случаях обязательство выдать разрешения на использование земель и земельных участков, градостроительные планы земельных участков и разрешения на строительство, сроки выполнения указанных обязательств <45>.