Размещение объектов без предоставления земельных участков
Подборка наиболее важных документов по запросу Размещение объектов без предоставления земельных участков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 30 ЗК РФ "Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности"2.1.1. Фактическое исключение субъектом РФ возможности проводить процедуру предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов (без проведения торгов) неправомерно (позиция ВС РФ) >>>
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 60 "Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения" ЗК РФ"Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 301, 450, 610, 621, 622, 655, 664 Гражданского кодекса РФ, статей 60, 76 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Самарской области от 02.08.2016 N 426 "О реализации отдельных полномочий в области государственного регулирования торговой деятельности", разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 N 35 "О последствиях расторжения договора", установив, что на момент подачи искового заявления договор земельного участка N 243 от 22.09.1998 считается прекращенным, в связи с чем, заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта без проведения аукциона в соответствии с Порядком заключения договоров на размещение нестационарного торгового объекта в целях использования земель или земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов без предоставления данных земельных участков и установления в отношении них сервитута, невозможно, в связи с чем первоначальные исковые требования удовлетворил, в удовлетворении встречных исковых требований отказал."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Размещение объектов энергетики на землях и земельных участках без их предоставления и установления сервитута, публичного сервитута: проблемы правового регулирования и правоприменения
(Игнатьева И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 2)"Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 2
(Игнатьева И.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 2)"Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 2
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с предоставлением и использованием публичных земельных участков для целей строительства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.11.2025)Однако общество с заявлением о выдаче разрешения на размещение объектов связи без предоставления земельных участков и установления сервитутов к органу местного самоуправления не обращалось.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.11.2025)Однако общество с заявлением о выдаче разрешения на размещение объектов связи без предоставления земельных участков и установления сервитутов к органу местного самоуправления не обращалось.
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"Статья 16. Особенности использования земель или земельных участков, которые находятся в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута для размещения линейных объектов инженерной инфраструктуры и иных технологически связанных с ними объектов капитального строительства, особенности принятия решений об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решений об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, особенности образования земельных участков в целях реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, устанавливаются таким федеральным законом.
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"Статья 16. Особенности использования земель или земельных участков, которые находятся в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута для размещения линейных объектов инженерной инфраструктуры и иных технологически связанных с ними объектов капитального строительства, особенности принятия решений об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решений об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, особенности образования земельных участков в целях реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, устанавливаются таким федеральным законом.
Статья: Платность использования земель, находящихся в публичной собственности, без их предоставления юридическим или физическим лицам и установления сервитутов
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 3)В информационном письме содержится ссылка на пункт 1 статьи 65 ЗК РФ, согласно которому формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Верховным Судом Российской Федерации неоднократно высказывалась иная позиция относительно применения указанного законоположения к рассматриваемым отношениям - их регулирование в части платности должно осуществляться в соответствии с указанной статьей. Такой вывод основан на том, что размещение на публичных землях соответствующих объектов и аренда земельного участка имеют схожую природу, поскольку оба связаны с отношениями по использованию земли. Одной из форм платы за использование земли является арендная плата; размещение объектов, перечисленных в статье 39.33 ЗК РФ, являясь одним из способов использования земель, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации. Использование земли под размещение объекта без предоставления земельного участка не может иметь в вопросе платы иное регулирование, чем это предусмотрено статьей 65 ЗК РФ; иное ставило бы в неравное положение участников таких отношений.
(Андреечев И.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 3)В информационном письме содержится ссылка на пункт 1 статьи 65 ЗК РФ, согласно которому формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Верховным Судом Российской Федерации неоднократно высказывалась иная позиция относительно применения указанного законоположения к рассматриваемым отношениям - их регулирование в части платности должно осуществляться в соответствии с указанной статьей. Такой вывод основан на том, что размещение на публичных землях соответствующих объектов и аренда земельного участка имеют схожую природу, поскольку оба связаны с отношениями по использованию земли. Одной из форм платы за использование земли является арендная плата; размещение объектов, перечисленных в статье 39.33 ЗК РФ, являясь одним из способов использования земель, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации. Использование земли под размещение объекта без предоставления земельного участка не может иметь в вопросе платы иное регулирование, чем это предусмотрено статьей 65 ЗК РФ; иное ставило бы в неравное положение участников таких отношений.
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Что касается применения налога на добавленную стоимость при предоставлении прав на размещение объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, то согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Что касается применения налога на добавленную стоимость при предоставлении прав на размещение объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, то согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
Ситуация: Каков порядок предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)земельного участка, который был предоставлен гражданину в аренду до 01.03.2015, однократно при соблюдении установленных требований (условий), в частности: участок был предоставлен гражданину не для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации зданий и (или) сооружений, являющихся объектами капитального строительства, цели использования земельного участка по новому договору аренды идентичны ранее заключенному договору, участок испрашивается не для целей размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций или иных объектов, которые могут быть размещены на земельном участке без его предоставления, установления сервитута, а также не для использования в целях, предусмотренных для установления публичного сервитута. Необходимо соблюдение и других установленных требований (условий).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)земельного участка, который был предоставлен гражданину в аренду до 01.03.2015, однократно при соблюдении установленных требований (условий), в частности: участок был предоставлен гражданину не для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации зданий и (или) сооружений, являющихся объектами капитального строительства, цели использования земельного участка по новому договору аренды идентичны ранее заключенному договору, участок испрашивается не для целей размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций или иных объектов, которые могут быть размещены на земельном участке без его предоставления, установления сервитута, а также не для использования в целях, предусмотренных для установления публичного сервитута. Необходимо соблюдение и других установленных требований (условий).
Ситуация: Каков порядок предоставления гражданам дальневосточного и арктического гектаров?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или об окончании строительства параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения указанных объектов на земельном участке, предоставленном в безвозмездное пользование, допускается при отсутствии правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (ст. 51.1, ч. 16 ст. 55 ГрК РФ; ст. 10.19 Закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ; ч. 5.1 - 5.3 ст. 8 Закона N 119-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Направление уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или об окончании строительства параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения указанных объектов на земельном участке, предоставленном в безвозмездное пользование, допускается при отсутствии правил землепользования и застройки и документации по планировке территории (ст. 51.1, ч. 16 ст. 55 ГрК РФ; ст. 10.19 Закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ; ч. 5.1 - 5.3 ст. 8 Закона N 119-ФЗ).
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)К сожалению, несмотря на включение в ЗК РФ гл. V.7, текущее состояние законодательства, регулирующего отношения в сфере размещения линейных объектов, по-прежнему продолжает оставаться противоречивым, в том числе применительно к государственной регистрации прав на данные объекты. Так, в ЗК РФ не решен вопрос о соотношении положений главы V.7 с нормами главы V.6 Кодекса, согласно которой отдельные виды линейных объектов, установленные Правительством РФ, размещаются на землях или земельных участках, относящихся к публичной собственности, без предоставления участков и установления сервитута (в том числе публичного сервитута). Из ст. 40 Закона о регистрации недвижимости также следует, что собственник линейного объекта для регистрации своих прав может представить документ, подтверждающий возможность размещения объекта в соответствии с ЗК РФ без предоставления земельного участка или установления сервитута. Список таких (линейных) объектов предусмотрен в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление Правительства РФ N 1300), из п. 5 - 11 которого следует, что положения исследуемого Постановления распространяются на широкий ряд линейных объектов и при этом отсутствует указание на то, являются ли данные линейные объекты движимым или недвижимым имуществом. Материалы судебной практики (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 N 10АП-9304/18) свидетельствуют о том, что линейные объекты из перечня, предусмотренного Постановлением Правительства РФ N 1300, размещаются на земельных участках в соответствии с нормами ст. 39.36 ЗК РФ, то есть без установления сервитута.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)К сожалению, несмотря на включение в ЗК РФ гл. V.7, текущее состояние законодательства, регулирующего отношения в сфере размещения линейных объектов, по-прежнему продолжает оставаться противоречивым, в том числе применительно к государственной регистрации прав на данные объекты. Так, в ЗК РФ не решен вопрос о соотношении положений главы V.7 с нормами главы V.6 Кодекса, согласно которой отдельные виды линейных объектов, установленные Правительством РФ, размещаются на землях или земельных участках, относящихся к публичной собственности, без предоставления участков и установления сервитута (в том числе публичного сервитута). Из ст. 40 Закона о регистрации недвижимости также следует, что собственник линейного объекта для регистрации своих прав может представить документ, подтверждающий возможность размещения объекта в соответствии с ЗК РФ без предоставления земельного участка или установления сервитута. Список таких (линейных) объектов предусмотрен в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление Правительства РФ N 1300), из п. 5 - 11 которого следует, что положения исследуемого Постановления распространяются на широкий ряд линейных объектов и при этом отсутствует указание на то, являются ли данные линейные объекты движимым или недвижимым имуществом. Материалы судебной практики (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 N 10АП-9304/18) свидетельствуют о том, что линейные объекты из перечня, предусмотренного Постановлением Правительства РФ N 1300, размещаются на земельных участках в соответствии с нормами ст. 39.36 ЗК РФ, то есть без установления сервитута.
Статья: Законность предоставления земельных участков для размещения объектов коммунальной инфраструктуры
(Федорченко М.С., Дмитриев И.Г.)
("Законность", 2025, N 6)Прокуратура Красноярского края занимает активную позицию по пресечению практики предоставления без публичных процедур земельных участков для размещения объектов жилищно-коммунального хозяйства юридическим лицам, не относящимся к ресурсоснабжающим или сетевым организациям.
(Федорченко М.С., Дмитриев И.Г.)
("Законность", 2025, N 6)Прокуратура Красноярского края занимает активную позицию по пресечению практики предоставления без публичных процедур земельных участков для размещения объектов жилищно-коммунального хозяйства юридическим лицам, не относящимся к ресурсоснабжающим или сетевым организациям.
Статья: Использование публичных земель или земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Принципиально иную позицию по данному вопросу занял ВС РФ, обоснованно указав следующее: "Договор на размещение на государственных или муниципальных землях соответствующего объекта и договор аренды земельного участка имеют схожую правовую природу, поскольку оба связаны с отношениями по использованию земель. Следовательно, использование земли по договору на размещение объекта без предоставления земельного участка не может иметь в вопросе платы иное правовое регулирование, чем это предусмотрено статьей 65 ЗК РФ, в соответствии с которой одной из форм платы за использование земли является арендная плата. Иное ставило бы в неравное положение участников данных правоотношений. При этом размещение нестационарных торговых объектов, являясь одним из способов использования земельных участков, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено ни федеральным законом, ни законом субъекта Российской Федерации" <26>.
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)Принципиально иную позицию по данному вопросу занял ВС РФ, обоснованно указав следующее: "Договор на размещение на государственных или муниципальных землях соответствующего объекта и договор аренды земельного участка имеют схожую правовую природу, поскольку оба связаны с отношениями по использованию земель. Следовательно, использование земли по договору на размещение объекта без предоставления земельного участка не может иметь в вопросе платы иное правовое регулирование, чем это предусмотрено статьей 65 ЗК РФ, в соответствии с которой одной из форм платы за использование земли является арендная плата. Иное ставило бы в неравное положение участников данных правоотношений. При этом размещение нестационарных торговых объектов, являясь одним из способов использования земельных участков, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено ни федеральным законом, ни законом субъекта Российской Федерации" <26>.
Статья: Порядок установки и содержания детских площадок
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Возможность установки детских игровых и спортивных площадок за счет внебюджетных средств предусмотрена в ряде нормативных документов, в том числе в п. 5.1 Порядка размещения и установки на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов, утв. Постановлением Правительства Москвы от 13.11.2012 N 636-ПП.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Возможность установки детских игровых и спортивных площадок за счет внебюджетных средств предусмотрена в ряде нормативных документов, в том числе в п. 5.1 Порядка размещения и установки на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичных сервитутов, утв. Постановлением Правительства Москвы от 13.11.2012 N 636-ПП.
Статья: Особенности действия норм об использовании земли (земельных участков) без предоставления
(Корнеев А.Л.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)При рассмотрении спора в окружном арбитражном суде Управление заявило, что нарушение выразилось в том, что администрация неправомерно установила плату за выдачу разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов для размещения объектов, перечень которых определен постановлением Правительства РФ. Окружной арбитражный суд признал ошибочным сам подход, позволяющий считать, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях, предусмотренных ст. 39.33 ЗК РФ, должно осуществляться бесплатно. И далее суд по существу сформулировал правовую позицию для решения подобных вопросов. "Договор на размещение на государственных или муниципальных землях соответствующего объекта, в том числе в форме разрешения, и договор аренды земельного участка имеют схожую правовую природу, поскольку оба связаны с отношениями по использованию земель. Следовательно, использование земли при размещении объекта без предоставления земельного участка не может иметь в вопросе платы иное правовое регулирование, чем это предусмотрено статьей 65 Земельного кодекса, в соответствии с которой одной из форм платы за использование земли является арендная плата. Иное ставило бы в неравное положение участников данных правоотношений. Таким образом, размещение объектов, перечисленных в статье 39.33 Земельного кодекса, являясь одним из способов использования земель, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено ни федеральным законом, ни законом субъекта Российской Федерации" <19>.
(Корнеев А.Л.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2022, N 2)При рассмотрении спора в окружном арбитражном суде Управление заявило, что нарушение выразилось в том, что администрация неправомерно установила плату за выдачу разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов для размещения объектов, перечень которых определен постановлением Правительства РФ. Окружной арбитражный суд признал ошибочным сам подход, позволяющий считать, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях, предусмотренных ст. 39.33 ЗК РФ, должно осуществляться бесплатно. И далее суд по существу сформулировал правовую позицию для решения подобных вопросов. "Договор на размещение на государственных или муниципальных землях соответствующего объекта, в том числе в форме разрешения, и договор аренды земельного участка имеют схожую правовую природу, поскольку оба связаны с отношениями по использованию земель. Следовательно, использование земли при размещении объекта без предоставления земельного участка не может иметь в вопросе платы иное правовое регулирование, чем это предусмотрено статьей 65 Земельного кодекса, в соответствии с которой одной из форм платы за использование земли является арендная плата. Иное ставило бы в неравное положение участников данных правоотношений. Таким образом, размещение объектов, перечисленных в статье 39.33 Земельного кодекса, являясь одним из способов использования земель, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено ни федеральным законом, ни законом субъекта Российской Федерации" <19>.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Постановление Правительства Москвы от 13.11.2012 N 636-ПП "О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов".
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<2> Постановление Правительства Москвы от 13.11.2012 N 636-ПП "О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и объектов, размещение которых осуществляется без предоставления земельных участков и установления сервитутов".