Раздел земельного участка собственность на который не разграничена
Подборка наиболее важных документов по запросу Раздел земельного участка собственность на который не разграничена (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2024 N 10АП-19763/2024 по делу N А41-52126/2023
Категория: Возникновение, реализация, защита прав на землю.
Требования: 1) Об установлении границ земельного участка; 2) Об исключении сведений, включении сведений в ЕГРН; 3) О признании права собственности отсутствующим.
Обстоятельства: Ответчиком не представлено доказательств нахождения линейных объектов на спорном участке и ссылок на правовые нормы, запрещающие образование земельных участков в пределах границ территории общего пользования.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.Приняв во внимание, что истец обращался к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги "Утверждение схемы раздела или объединения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", однако решением Администрации от 15.02.2023 в предоставлении услуги отказано, суд признал избранный истцом способ защиты права надлежащим, поскольку направлен на окончательное разрешение имеющегося между сторонами правового спора.
Категория: Возникновение, реализация, защита прав на землю.
Требования: 1) Об установлении границ земельного участка; 2) Об исключении сведений, включении сведений в ЕГРН; 3) О признании права собственности отсутствующим.
Обстоятельства: Ответчиком не представлено доказательств нахождения линейных объектов на спорном участке и ссылок на правовые нормы, запрещающие образование земельных участков в пределах границ территории общего пользования.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.Приняв во внимание, что истец обращался к ответчику с заявлением о предоставлении государственной услуги "Утверждение схемы раздела или объединения земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена", однако решением Администрации от 15.02.2023 в предоставлении услуги отказано, суд признал избранный истцом способ защиты права надлежащим, поскольку направлен на окончательное разрешение имеющегося между сторонами правового спора.
Апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 07.06.2024 по делу N 66а-642/2024 (УИД 14OS0000-01-2023-000191-89)
Об отмене решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 08.02.2024 в части и прекращении производства по делу о признании недействующим нормативного правового акта Якутской городской Думы от 20.11.2013 N 157-НПА "Об утверждении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Якутск".Данное обстоятельство в силу положений части 1 статьи 214, части 1 статьи 194, части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для прекращения производства по настоящему административному делу в части базовых ставок, установленных пунктом 4_4 раздела "Базовые ставки арендной платы, соответствующие классификатору видов разрешенного использования, за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа "Город Якутск" приложения N 2 Нормативного правового акта N 157-НПА, для земель сельскохозяйственного назначения, а также для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и др. В противном случае из отказа в удовлетворении административных исковых требований в этой части будет следовать вывод о законности данных базовых ставок, хотя решением суда проверка их соответствия законодательству, имеющему большую юридическую силу, не осуществлялась.
Об отмене решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 08.02.2024 в части и прекращении производства по делу о признании недействующим нормативного правового акта Якутской городской Думы от 20.11.2013 N 157-НПА "Об утверждении базовых ставок, льгот и сроков внесения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе "Город Якутск".Данное обстоятельство в силу положений части 1 статьи 214, части 1 статьи 194, части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для прекращения производства по настоящему административному делу в части базовых ставок, установленных пунктом 4_4 раздела "Базовые ставки арендной платы, соответствующие классификатору видов разрешенного использования, за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа "Город Якутск" приложения N 2 Нормативного правового акта N 157-НПА, для земель сельскохозяйственного назначения, а также для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи и др. В противном случае из отказа в удовлетворении административных исковых требований в этой части будет следовать вывод о законности данных базовых ставок, хотя решением суда проверка их соответствия законодательству, имеющему большую юридическую силу, не осуществлялась.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как распоряжаться земельными участками, госсобственность на которые не разграничена
(КонсультантПлюс, 2025)Как разделить земельный участок, госсобственность на который не разграничена
(КонсультантПлюс, 2025)Как разделить земельный участок, госсобственность на который не разграничена
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)14. По общему правилу ч. 14 комментируемой статьи при разделе земельного участка, государственная собственность на который не разграничена на разделяемый земельный участок, не нужно предварительно регистрировать право собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования (п. 17 ст. 3, п. 1 ст. 3.3 Закона о введении ЗК РФ). В таких случаях органом регистрации прав одновременно с государственным кадастровым учетом осуществляется внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведений об органе, на основании решения которого был образован данный земельный участок.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)14. По общему правилу ч. 14 комментируемой статьи при разделе земельного участка, государственная собственность на который не разграничена на разделяемый земельный участок, не нужно предварительно регистрировать право собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования (п. 17 ст. 3, п. 1 ст. 3.3 Закона о введении ЗК РФ). В таких случаях органом регистрации прав одновременно с государственным кадастровым учетом осуществляется внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости о том, что земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, а также сведений об органе, на основании решения которого был образован данный земельный участок.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"17. Допускается образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при отсутствии государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки.
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"17. Допускается образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при отсутствии государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Выполнение таких подготовительных работ допускается в отношении земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности, либо земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при условии, что такие земли и (или) земельные участки не обременены правами третьих лиц (за исключением сервитута, публичного сервитута). Перечень видов таких работ, порядок их выполнения, экологические требования к их выполнению устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Выполнение таких подготовительных работ допускается в отношении земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности, либо земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при условии, что такие земли и (или) земельные участки не обременены правами третьих лиц (за исключением сервитута, публичного сервитута). Перечень видов таких работ, порядок их выполнения, экологические требования к их выполнению устанавливаются Правительством Российской Федерации.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Как установлено в ч. 7 ст. 72 комментируемого Закона, временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный названной статьей 24 Закона 2007 г. о кадастре (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г.), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 г.; по истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер (за исключением сведений о земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых до 1 января 2017 г. была осуществлена государственная регистрация безвозмездного пользования, исключаются из ЕГРН в порядке, предусмотренном порядком ведения ЕГРН; образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в ЕГРН сведения о котором носят временный характер, не допускается; в течение срока действия временного характера внесенных в ЕГРН сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из ЕГРН по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости; в случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из ЕГРН сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Как установлено в ч. 7 ст. 72 комментируемого Закона, временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный названной статьей 24 Закона 2007 г. о кадастре (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г.), сохраняется до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 г.; по истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер (за исключением сведений о земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых до 1 января 2017 г. была осуществлена государственная регистрация безвозмездного пользования, исключаются из ЕГРН в порядке, предусмотренном порядком ведения ЕГРН; образование новых объектов недвижимости из объекта недвижимости, внесенные в ЕГРН сведения о котором носят временный характер, не допускается; в течение срока действия временного характера внесенных в ЕГРН сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из ЕГРН по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости; в случае, если земельные участки были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из ЕГРН сведений о соответствующих земельных участках осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 28"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)3. Материально-правовые и процессуальные последствия признания нормативного правового акта, устанавливающего порядок определения размера арендной платы за пользование земельным участком, недействующим. Между К. (далее также - Арендатор) и Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее также - Арендодатель) был заключен договор аренды земельного участка. По условиям договора размер годовой арендной платы рассчитывался в соответствии с формулой, установленной п. 2.2 раздела 2 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением администрации Воронежской области от 25 апреля 2008 г. N 34 (далее - Положение).
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2023)3. Материально-правовые и процессуальные последствия признания нормативного правового акта, устанавливающего порядок определения размера арендной платы за пользование земельным участком, недействующим. Между К. (далее также - Арендатор) и Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее также - Арендодатель) был заключен договор аренды земельного участка. По условиям договора размер годовой арендной платы рассчитывался в соответствии с формулой, установленной п. 2.2 раздела 2 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Воронежской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением администрации Воронежской области от 25 апреля 2008 г. N 34 (далее - Положение).
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Согласно п. 2 комментируемой статьи решение об ипотеке таких земельных участков принимается соответственно либо органами местного самоуправления (в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и указанных в п. 1 комментируемой статьи), либо органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые указаны в п. 1 комментируемой статьи) при условии наделения их полномочиями на распоряжение указанными земельными участками в соответствии с законодательством Российской Федерации. В данном случае следует учитывать, что при разделе земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, важным является то, что на разделяемый земельный участок не нужно предварительно регистрировать право собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования (п. 17 ст. 3, п. 1 ст. 3.3 Закона о введении ЗК РФ).
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2. Согласно п. 2 комментируемой статьи решение об ипотеке таких земельных участков принимается соответственно либо органами местного самоуправления (в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и указанных в п. 1 комментируемой статьи), либо органами государственной власти субъектов Российской Федерации (в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые указаны в п. 1 комментируемой статьи) при условии наделения их полномочиями на распоряжение указанными земельными участками в соответствии с законодательством Российской Федерации. В данном случае следует учитывать, что при разделе земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, важным является то, что на разделяемый земельный участок не нужно предварительно регистрировать право собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования (п. 17 ст. 3, п. 1 ст. 3.3 Закона о введении ЗК РФ).
Статья: Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В ст. 41 ФЗ N 218 закреплено правило о том, что отсутствие ГРП на исходный объект недвижимости не является препятствием для осуществления ГРП на образуемые из него объекты. Данное правило применимо только к случаям образования из земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также к ситуациям, когда право на исходный объект возникло независимо от его регистрации в ЕГРН и подтверждено документально. В противном случае это правило противоречило бы нормам о круге заявителей, уполномоченных обращаться в орган регистрации прав (см. раздел IX "Заявители. Документы-основания для ГКУ и ГРП и требования к документам. Сроки ГКУ и ГРП").
(Пожаров И.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В ст. 41 ФЗ N 218 закреплено правило о том, что отсутствие ГРП на исходный объект недвижимости не является препятствием для осуществления ГРП на образуемые из него объекты. Данное правило применимо только к случаям образования из земель и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также к ситуациям, когда право на исходный объект возникло независимо от его регистрации в ЕГРН и подтверждено документально. В противном случае это правило противоречило бы нормам о круге заявителей, уполномоченных обращаться в орган регистрации прав (см. раздел IX "Заявители. Документы-основания для ГКУ и ГРП и требования к документам. Сроки ГКУ и ГРП").