Ратификация международных договоров РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Ратификация международных договоров РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 15 Конституции РФ"При подписании и ратификации Российской Федерацией международного соглашения, его положения имеют приоритет над российским законодательством, в том числе Налоговым Кодексом Российской Федерации. Следовательно, если субъектом правоприменения выступает лицо, являющееся резидентом страны, с которой у Российской Федерации заключено международное соглашение, в соответствии с пунктом 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации и статьей 7 Кодекса применяются правила международного договора."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Международное частное право: Учебник"
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(В.Н. Борисов, Н.В. Власова, Н.Г. Доронина и др.)
(отв. ред. Н.И. Марышева)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2018)Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" (ст. 14) предусматривает, что в соответствии с Конституцией ратификация международных договоров РФ осуществляется в форме федерального закона. В частности, подлежат ратификации международные договоры, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом. В форме федерального закона может осуществляться утверждение, принятие международного договора и присоединение к международному договору.
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(В.Н. Борисов, Н.В. Власова, Н.Г. Доронина и др.)
(отв. ред. Н.И. Марышева)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2018)Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" (ст. 14) предусматривает, что в соответствии с Конституцией ратификация международных договоров РФ осуществляется в форме федерального закона. В частности, подлежат ратификации международные договоры, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом. В форме федерального закона может осуществляться утверждение, принятие международного договора и присоединение к международному договору.
Статья: Соглашения об избежании двойного налогообложения: с какими целями они заключаются?
(Мачехин В.А., Арефьев В.А.)
("Финансовое право", 2023, N 8)<19> Письмо Минфина России от 22 ноября 1999 г. N 01-02-01/04-4937 "О ратификации международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения" // СПС "КонсультантПлюс".
(Мачехин В.А., Арефьев В.А.)
("Финансовое право", 2023, N 8)<19> Письмо Минфина России от 22 ноября 1999 г. N 01-02-01/04-4937 "О ратификации международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения" // СПС "КонсультантПлюс".
Нормативные акты
Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ
(ред. от 08.12.2020)
"О международных договорах Российской Федерации"б) "ратификация", "утверждение", "принятие" и "присоединение" означают в зависимости от случая форму выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора;
(ред. от 08.12.2020)
"О международных договорах Российской Федерации"б) "ратификация", "утверждение", "принятие" и "присоединение" означают в зависимости от случая форму выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора;
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)в) подписывает ратификационные грамоты;
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)в) подписывает ратификационные грамоты;
Статья: Экономический суверенитет России и толкование категории "международный договор Российской Федерации" в контексте Определения Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2020 г. N 2867-О-Р
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 6)Новым шагом в вопросе обеспечения государственного суверенитета является Определение Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2020 г. N 2867-О-Р, в котором Конституционный Суд РФ по запросу Правительства РФ разъяснил свое Постановление от 27 марта 2012 г. N 8-П и указал, что норма п. 1 ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" не допускает временного применения положений не ратифицированного международного договора РФ, предусматривающих разрешение международным арбитражем споров между Российской Федерацией и иностранными инвесторами.
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 6)Новым шагом в вопросе обеспечения государственного суверенитета является Определение Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2020 г. N 2867-О-Р, в котором Конституционный Суд РФ по запросу Правительства РФ разъяснил свое Постановление от 27 марта 2012 г. N 8-П и указал, что норма п. 1 ст. 23 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" не допускает временного применения положений не ратифицированного международного договора РФ, предусматривающих разрешение международным арбитражем споров между Российской Федерацией и иностранными инвесторами.
Готовое решение: Как облагаются НДФЛ доходы от участия в организациях
(КонсультантПлюс, 2025)3 Ставка 15% применяется, если иные ставки не установлены в соглашениях об избежании двойного налогообложения с иностранными государствами (ст. 7, п. 3 ст. 224 НК РФ). Отдельные международные соглашения применяются с учетом Многосторонней конвенции, ратифицированной Федеральным законом от 01.05.2019 N 79-ФЗ (Информационное сообщение Минфина России).
(КонсультантПлюс, 2025)3 Ставка 15% применяется, если иные ставки не установлены в соглашениях об избежании двойного налогообложения с иностранными государствами (ст. 7, п. 3 ст. 224 НК РФ). Отдельные международные соглашения применяются с учетом Многосторонней конвенции, ратифицированной Федеральным законом от 01.05.2019 N 79-ФЗ (Информационное сообщение Минфина России).
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Итак, технический регламент - документ, который принят международным договором РФ, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ, или в соответствии с международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) <2>.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Итак, технический регламент - документ, который принят международным договором РФ, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством РФ, или в соответствии с международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) <2>.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Обязательные требования, следуя Федеральному закону "О техническом регулировании", устанавливают юридическую обязанность изготовителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя, осуществлять действия, направленные на производство продукции, ее хранение, монтаж, эксплуатацию, транспортирование и т.д., таким образом, чтобы минимизировать воздействие опасных и вредных факторов, которые при определенных условиях могут нанести вред здоровью людей, окружающей природной среде или имуществу, а также действия по оценке соответствия производимой, продаваемой, поставляемой продукции обязательным требованиям <1>. Например, п. 34 Технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности аттракционов", утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 г. N 114, установлена обязанность изготовителя при проектировании аттракционов предусмотреть соблюдение обеспечивающих безопасность при их эксплуатации гигиенических параметров (показателей) шума (звука), инфразвука, ультразвука, общей и (или) локальной вибрации, электрических, магнитных, электромагнитных и электростатических полей, а также излучений инфракрасного (теплового), ультрафиолетового и видимого диапазонов, включая лазерное излучение. Как видим, приведенная норма не устанавливает технические параметры шума, вибрации, излучений и т.д., но содержит меру должного поведения изготовителя: запланировать изготовление аттракциона таким образом, чтобы отсутствовал недопустимый риск, связанный с возможностью причинения вреда и (или) нанесения ущерба вследствие перечисленных выше факторов. Обязательные требования в сфере технического регулирования устанавливаются особыми нормативными правовыми актами - техническими регламентами. Технические регламенты принимаются согласно ст. 2 Федерального закона "О техническом регулировании" в форме международного договора Российской Федерации, подлежащего ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ, нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Обязательные требования, следуя Федеральному закону "О техническом регулировании", устанавливают юридическую обязанность изготовителя, продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя, осуществлять действия, направленные на производство продукции, ее хранение, монтаж, эксплуатацию, транспортирование и т.д., таким образом, чтобы минимизировать воздействие опасных и вредных факторов, которые при определенных условиях могут нанести вред здоровью людей, окружающей природной среде или имуществу, а также действия по оценке соответствия производимой, продаваемой, поставляемой продукции обязательным требованиям <1>. Например, п. 34 Технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности аттракционов", утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 г. N 114, установлена обязанность изготовителя при проектировании аттракционов предусмотреть соблюдение обеспечивающих безопасность при их эксплуатации гигиенических параметров (показателей) шума (звука), инфразвука, ультразвука, общей и (или) локальной вибрации, электрических, магнитных, электромагнитных и электростатических полей, а также излучений инфракрасного (теплового), ультрафиолетового и видимого диапазонов, включая лазерное излучение. Как видим, приведенная норма не устанавливает технические параметры шума, вибрации, излучений и т.д., но содержит меру должного поведения изготовителя: запланировать изготовление аттракциона таким образом, чтобы отсутствовал недопустимый риск, связанный с возможностью причинения вреда и (или) нанесения ущерба вследствие перечисленных выше факторов. Обязательные требования в сфере технического регулирования устанавливаются особыми нормативными правовыми актами - техническими регламентами. Технические регламенты принимаются согласно ст. 2 Федерального закона "О техническом регулировании" в форме международного договора Российской Федерации, подлежащего ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, указом Президента РФ, постановлением Правительства РФ, нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.
Статья: Порядок принятия и изменения федерального закона
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом обязательному рассмотрению (без возможности "пассивного" одобрения) в Совете Федерации подлежат федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира (ст. 106 Конституции РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При этом обязательному рассмотрению (без возможности "пассивного" одобрения) в Совете Федерации подлежат федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира (ст. 106 Конституции РФ).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности согласно п. 7 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ является осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов. Согласно ст. 2 Закона о техническом регулировании технический регламент - это документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности согласно п. 7 ст. 2 Градостроительного кодекса РФ является осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов. Согласно ст. 2 Закона о техническом регулировании технический регламент - это документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Статья: Согласие государства на обязательность международного договора: на разломе международного и национального права
(Гальперин М.Л., Булатов Е.В.)
("Международное правосудие", 2022, N 2)<82> Субъекты принимают опосредованное участие в согласовании международных договоров, подлежащих ратификации, поскольку принятые Государственной Думой федеральные законы о ратификации международных договоров Российской Федерации подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации, в который входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации.
(Гальперин М.Л., Булатов Е.В.)
("Международное правосудие", 2022, N 2)<82> Субъекты принимают опосредованное участие в согласовании международных договоров, подлежащих ратификации, поскольку принятые Государственной Думой федеральные законы о ратификации международных договоров Российской Федерации подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации, в который входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации.
Готовое решение: Как применять соглашения об избежании двойного налогообложения
(КонсультантПлюс, 2025)Для применения льгот по международным соглашениям помимо самих соглашений и НК РФ при необходимости нужно учитывать положения Многосторонней конвенции по противодействию размыванию налоговой базы (п. 9 Письма ФНС России от 09.03.2023 N ШЮ-4-13/2691@). Положения Конвенции применяются с учетом позиции двух стран по международному соглашению. В России Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 01.05.2019 N 79-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Для применения льгот по международным соглашениям помимо самих соглашений и НК РФ при необходимости нужно учитывать положения Многосторонней конвенции по противодействию размыванию налоговой базы (п. 9 Письма ФНС России от 09.03.2023 N ШЮ-4-13/2691@). Положения Конвенции применяются с учетом позиции двух стран по международному соглашению. В России Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 01.05.2019 N 79-ФЗ.