Рассмотрение обращений иностранных граждан
Подборка наиболее важных документов по запросу Рассмотрение обращений иностранных граждан (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Вместе с тем принятый в 2006 г. Закон N 59-ФЗ со всеми внесенными в него за эти годы изменениями и дополнениями сегодня является действующим и регулирующим порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. Регионам России предоставлено право устанавливать в своих нормативных правовых актах лишь положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать дополнительные гарантии права граждан на обращение, не меняя при этом установленный на уровне Федерации порядок.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Вместе с тем принятый в 2006 г. Закон N 59-ФЗ со всеми внесенными в него за эти годы изменениями и дополнениями сегодня является действующим и регулирующим порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. Регионам России предоставлено право устанавливать в своих нормативных правовых актах лишь положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать дополнительные гарантии права граждан на обращение, не меняя при этом установленный на уровне Федерации порядок.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- установленный данным Законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором России или федеральным законом (ч. 3);
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)- установленный данным Законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства, за исключением случаев, установленных международным договором России или федеральным законом (ч. 3);
Нормативные акты
Приказ МИД РФ от 26.10.2010 N 19275
"Об утверждении форм протоколов заседания комиссии дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации по рассмотрению заявлений граждан Российской Федерации, оказавшихся на территории иностранного государства без средств к существованию, о предоставлении им помощи в возвращении в Российскую Федерацию и акта о фактическом предоставлении помощи"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.11.2010 N 19057)Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 ноября 2010 г. N 19057
"Об утверждении форм протоколов заседания комиссии дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации по рассмотрению заявлений граждан Российской Федерации, оказавшихся на территории иностранного государства без средств к существованию, о предоставлении им помощи в возвращении в Российскую Федерацию и акта о фактическом предоставлении помощи"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.11.2010 N 19057)Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 ноября 2010 г. N 19057
Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при рассмотрении заявления иностранного гражданина о выдаче разрешения на временное проживание направляет запросы в органы безопасности, службу судебных приставов, органы социального обеспечения, органы здравоохранения и другие заинтересованные органы, которые в двухмесячный срок со дня поступления запроса представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание. Направление запросов и получение информации при наличии технической возможности осуществляются с использованием средств обеспечения межведомственного электронного взаимодействия.
(ред. от 31.07.2025)
"О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при рассмотрении заявления иностранного гражданина о выдаче разрешения на временное проживание направляет запросы в органы безопасности, службу судебных приставов, органы социального обеспечения, органы здравоохранения и другие заинтересованные органы, которые в двухмесячный срок со дня поступления запроса представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание. Направление запросов и получение информации при наличии технической возможности осуществляются с использованием средств обеспечения межведомственного электронного взаимодействия.
Статья: Развитие механизма федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции в целях обеспечения национальных интересов
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)Учитывая существенные правовые последствия применения данного режима, представляется важным, чтобы используемый порядок позволял в возможно короткие сроки рассматривать обращения иностранных граждан, связанные с получением информации об основаниях применения режима высылки и их устранении, проводить разъяснительную работу. В связи с этим можно отметить трудности организационного характера, возникающие при записи на прием через ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)": существующий порядок не позволяет перенести или отменить запись, однако оформить новую возможно лишь тогда, когда пройдет дата предыдущей записи, что увеличивает временные затраты <22>.
(Плюгина И.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)Учитывая существенные правовые последствия применения данного режима, представляется важным, чтобы используемый порядок позволял в возможно короткие сроки рассматривать обращения иностранных граждан, связанные с получением информации об основаниях применения режима высылки и их устранении, проводить разъяснительную работу. В связи с этим можно отметить трудности организационного характера, возникающие при записи на прием через ФГИС "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)": существующий порядок не позволяет перенести или отменить запись, однако оформить новую возможно лишь тогда, когда пройдет дата предыдущей записи, что увеличивает временные затраты <22>.
Статья: Защита слабой стороны в условиях цифровизации договорных отношений
(Сергеева О.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Верховный Суд поставил точку и в споре о том, как квалифицировать отношения между пользователем и социальной сетью <16>. Судебной коллегией по гражданским делам ВС РФ был признан факт возникновения правоотношений между пользователем и иностранной организацией - оператором социальной сети в связи с заключением пользовательского соглашения, а пользователь был признан потребителем. Федеральным законом от 1 июля 2021 г. N 236-ФЗ "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на территории Российской Федерации" (далее - Закон N 236-ФЗ) были установлены условия ее осуществления, к которым в том числе относится создание филиала, или открытие представительства, или учреждение российского юридического лица и обеспечение их функционирования на территории Российской Федерации, а также в целях приема и рассмотрения обращений российских граждан и организаций к иностранному лицу исполнение решений судов, принятых в отношении такого иностранного лица, и др. Однако на практике реализация указанного законодательного требования не отвечает заявленным целям.
(Сергеева О.В.)
("Журнал российского права", 2024, N 6)Верховный Суд поставил точку и в споре о том, как квалифицировать отношения между пользователем и социальной сетью <16>. Судебной коллегией по гражданским делам ВС РФ был признан факт возникновения правоотношений между пользователем и иностранной организацией - оператором социальной сети в связи с заключением пользовательского соглашения, а пользователь был признан потребителем. Федеральным законом от 1 июля 2021 г. N 236-ФЗ "О деятельности иностранных лиц в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на территории Российской Федерации" (далее - Закон N 236-ФЗ) были установлены условия ее осуществления, к которым в том числе относится создание филиала, или открытие представительства, или учреждение российского юридического лица и обеспечение их функционирования на территории Российской Федерации, а также в целях приема и рассмотрения обращений российских граждан и организаций к иностранному лицу исполнение решений судов, принятых в отношении такого иностранного лица, и др. Однако на практике реализация указанного законодательного требования не отвечает заявленным целям.
Статья: Проблемы разграничения совокупности получения взятки от нескольких лиц и продолжаемого преступления
(Кравченко Р.М.)
("Законность", 2025, N 4)Квалификацию действий М. в этой части по ч. 2 ст. 290 УК суд обосновал единством ее умысла на получение в качестве взятки денежных средств в сумме 50 тыс. руб., т.е. в значительном размере. Между тем в описательно-мотивировочной части приговора указано, что М. предложила У. передавать ей в качестве вознаграждения 10 тыс. руб. за каждое принятое к рассмотрению от иностранного гражданина заявление.
(Кравченко Р.М.)
("Законность", 2025, N 4)Квалификацию действий М. в этой части по ч. 2 ст. 290 УК суд обосновал единством ее умысла на получение в качестве взятки денежных средств в сумме 50 тыс. руб., т.е. в значительном размере. Между тем в описательно-мотивировочной части приговора указано, что М. предложила У. передавать ей в качестве вознаграждения 10 тыс. руб. за каждое принятое к рассмотрению от иностранного гражданина заявление.
Ситуация: Как получить разрешение на временное проживание в РФ?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В качестве подтверждения приема заявления о выдаче РВП к рассмотрению иностранному гражданину выдают справку установленной формы (п. 100 Административного регламента).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В качестве подтверждения приема заявления о выдаче РВП к рассмотрению иностранному гражданину выдают справку установленной формы (п. 100 Административного регламента).
Ситуация: Как получить визу в РФ (туристическую, деловую, транзитную и др.)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Срок оформления визы составляет, как правило, не более 20 рабочих дней с даты обращения иностранного гражданина. Для некоторых виз, выдаваемых определенным категориям иностранных граждан, срок рассмотрения вопроса о выдаче визы составляет не более 5 дней. Датой обращения за получением визы считается день подачи всех документов, оформленных надлежащим образом (ч. 7, 8, 18 ст. 25.6 Закона N 114-ФЗ; п. 11 Положения N 335).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Срок оформления визы составляет, как правило, не более 20 рабочих дней с даты обращения иностранного гражданина. Для некоторых виз, выдаваемых определенным категориям иностранных граждан, срок рассмотрения вопроса о выдаче визы составляет не более 5 дней. Датой обращения за получением визы считается день подачи всех документов, оформленных надлежащим образом (ч. 7, 8, 18 ст. 25.6 Закона N 114-ФЗ; п. 11 Положения N 335).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1. В ч. 1 комментируемой статьи содержится специальное правило о сроке рассмотрения административного искового заявления о помещении иностранного гражданина в специальное учреждение. Такое дело должно быть рассмотрено в течение 5 дней со дня возбуждения дела, что соответствует оперативному рассмотрению дела. Следует обратить внимание, что общее правило о невключении в срок, исчисляемый днями, нерабочих дней, применению к исчисления данного срока не подлежит в силу оговорки, содержащейся в ч. 2 ст. 92 КАС РФ. Соответственно, установленный в ч. 1 ст. 268 КАС РФ пятидневный срок рассмотрения административного дела подлежит исчислению в календарных днях, включая нерабочие дни. Несмотря на отсутствие прямого указания в законе, пятидневный срок не может данной категории дел не может быть продлен по правилам ч. 2 ст. 141 КАС РФ, на что обратил внимание Пленум Верховного Суда РФ в п. 34 Постановления от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" <1>. Подобное ограничительное толкование также направлено на обеспечение быстрого рассмотрения дела. Как общие сроки рассмотрения административных дел, установленные в ст. 141 КАС РФ, так и специальный срок, определенный в комментируемой статье, не являются пресекательными. Нарушение данного срока не препятствует дальнейшему рассмотрению дела и принятию решения по существу. Однако при обжаловании принятого с нарушением срока решения суда апелляционный суд может обратить внимание на указанное нарушение и вынести частное определение в отношении судьи, рассмотревшего дело по первой инстанции <2>.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1. В ч. 1 комментируемой статьи содержится специальное правило о сроке рассмотрения административного искового заявления о помещении иностранного гражданина в специальное учреждение. Такое дело должно быть рассмотрено в течение 5 дней со дня возбуждения дела, что соответствует оперативному рассмотрению дела. Следует обратить внимание, что общее правило о невключении в срок, исчисляемый днями, нерабочих дней, применению к исчисления данного срока не подлежит в силу оговорки, содержащейся в ч. 2 ст. 92 КАС РФ. Соответственно, установленный в ч. 1 ст. 268 КАС РФ пятидневный срок рассмотрения административного дела подлежит исчислению в календарных днях, включая нерабочие дни. Несмотря на отсутствие прямого указания в законе, пятидневный срок не может данной категории дел не может быть продлен по правилам ч. 2 ст. 141 КАС РФ, на что обратил внимание Пленум Верховного Суда РФ в п. 34 Постановления от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" <1>. Подобное ограничительное толкование также направлено на обеспечение быстрого рассмотрения дела. Как общие сроки рассмотрения административных дел, установленные в ст. 141 КАС РФ, так и специальный срок, определенный в комментируемой статье, не являются пресекательными. Нарушение данного срока не препятствует дальнейшему рассмотрению дела и принятию решения по существу. Однако при обжаловании принятого с нарушением срока решения суда апелляционный суд может обратить внимание на указанное нарушение и вынести частное определение в отношении судьи, рассмотревшего дело по первой инстанции <2>.
Статья: Проблемы соблюдения Европейской конвенции по правам человека в делах о депортации из Российской Федерации
(Жаринов К.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Единственным частичным исключением из этого правила выступает депортация иностранного гражданина в случае отказа в предоставлении, лишения либо утраты убежища в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О беженцах". Очевидно, что такой депортации ранее предшествовало рассмотрение обращения иностранного гражданина за убежищем, в ходе которого миграционные органы должны были проанализировать риски преследования/негуманного обращения в отношении иностранного гражданина в стране исхода (за исключением случая отказа в рассмотрении ходатайства о предоставлении статуса беженца по существу согласно ст. 5 Федерального закона "О беженцах"). Тем не менее важно иметь в виду, что утрата/лишение убежища могут быть обусловлены причинами, не связанными с отсутствием реальных рисков для заявителя в случае возвращения в страну исхода (например, его осуждением за совершение преступления в России). В подобном случае законодательство не предусматривает возможности воздержаться от депортации иностранного гражданина по причине сохранения риска нарушения ст. 2 и 3 ЕКПЧ.
(Жаринов К.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 5)Единственным частичным исключением из этого правила выступает депортация иностранного гражданина в случае отказа в предоставлении, лишения либо утраты убежища в соответствии со ст. 13 Федерального закона "О беженцах". Очевидно, что такой депортации ранее предшествовало рассмотрение обращения иностранного гражданина за убежищем, в ходе которого миграционные органы должны были проанализировать риски преследования/негуманного обращения в отношении иностранного гражданина в стране исхода (за исключением случая отказа в рассмотрении ходатайства о предоставлении статуса беженца по существу согласно ст. 5 Федерального закона "О беженцах"). Тем не менее важно иметь в виду, что утрата/лишение убежища могут быть обусловлены причинами, не связанными с отсутствием реальных рисков для заявителя в случае возвращения в страну исхода (например, его осуждением за совершение преступления в России). В подобном случае законодательство не предусматривает возможности воздержаться от депортации иностранного гражданина по причине сохранения риска нарушения ст. 2 и 3 ЕКПЧ.