Рассмотрение обращений граждан Роспотребнадзором
Подборка наиболее важных документов по запросу Рассмотрение обращений граждан Роспотребнадзором (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 8 "Направление и регистрация письменного обращения" Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации""Управлением Роспотребнадзора по Курской области в ответе от 28 июня 2022 года N разъяснено, что вопрос исключения из ЕИБД не относится к компетенции Роспотребнадзора, на основании статьи 8 Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", а также пункта 2.4 Положения о комитете здравоохранения Курской области обращение Л. направлено для рассмотрения и принятия мер в пределах компетенции в части касающейся в комитет здравоохранения Курской области."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение порядка рассмотрения обращений
(КонсультантПлюс, 2025)Судья районного суда, отменяя постановление мирового судьи... исходил из того, что на обращении стоит виза начальника [территориального отдела Управления - ред.]... Роспотребнадзора о поручении работы по данному обращению начальнику отдела... которым, по утверждению Л.А.А., обращение передано ей для ответа на него по существу. Соответствующий ответ Л.А.А. был подготовлен и передан для согласования в юридический отдел... подписан [начальником территориального отдела - ред.], на которого в силу... должностной инструкции возложена обязанность по обеспечению своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятия по ним решения... в связи с чем... Л.А.А. не является субъектом административного правонарушения.
(КонсультантПлюс, 2025)Судья районного суда, отменяя постановление мирового судьи... исходил из того, что на обращении стоит виза начальника [территориального отдела Управления - ред.]... Роспотребнадзора о поручении работы по данному обращению начальнику отдела... которым, по утверждению Л.А.А., обращение передано ей для ответа на него по существу. Соответствующий ответ Л.А.А. был подготовлен и передан для согласования в юридический отдел... подписан [начальником территориального отдела - ред.], на которого в силу... должностной инструкции возложена обязанность по обеспечению своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятия по ним решения... в связи с чем... Л.А.А. не является субъектом административного правонарушения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что нужно знать о публичном договоре
(КонсультантПлюс, 2025)пожаловаться в административный орган: в ряде случаев в ФАС России (п. 5 ч. 1 ст. 10, п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции) или в Роспотребнадзор, если потребитель - гражданин (ч. 1 ст. 2 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан РФ, ст. ст. 40, 42.3 Закона о защите прав потребителей). Тогда вам могут выдать предписание о прекращении нарушения, а в отдельных случаях - наложить административный штраф (п. 1 ч. 2 ст. 90 Закона 248-ФЗ, ч. 1 ст. 39 Закона о защите конкуренции, ч. 1 ст. 14.31, ст. 15.34.1, ч. 5, 7 ст. 14.8 КоАП РФ). Например, за незаконный отказ потребителю заключить договор в связи с состоянием его здоровья, ограничением жизнедеятельности или с возрастом штраф для юрлиц составит от 300 тыс. до 500 тыс. руб., для должностных лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Если по этим причинам отказано одновременно двум и более потребителям либо неоднократно отказано одному потребителю, то административная ответственность наступает за отказ каждому потребителю и за каждый случай отказа в отдельности (ч. 5 ст. 14.8, примечание к ст. 14.8 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)пожаловаться в административный орган: в ряде случаев в ФАС России (п. 5 ч. 1 ст. 10, п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции) или в Роспотребнадзор, если потребитель - гражданин (ч. 1 ст. 2 Закона о порядке рассмотрения обращений граждан РФ, ст. ст. 40, 42.3 Закона о защите прав потребителей). Тогда вам могут выдать предписание о прекращении нарушения, а в отдельных случаях - наложить административный штраф (п. 1 ч. 2 ст. 90 Закона 248-ФЗ, ч. 1 ст. 39 Закона о защите конкуренции, ч. 1 ст. 14.31, ст. 15.34.1, ч. 5, 7 ст. 14.8 КоАП РФ). Например, за незаконный отказ потребителю заключить договор в связи с состоянием его здоровья, ограничением жизнедеятельности или с возрастом штраф для юрлиц составит от 300 тыс. до 500 тыс. руб., для должностных лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Если по этим причинам отказано одновременно двум и более потребителям либо неоднократно отказано одному потребителю, то административная ответственность наступает за отказ каждому потребителю и за каждый случай отказа в отдельности (ч. 5 ст. 14.8, примечание к ст. 14.8 КоАП РФ).
Ситуация: Что делать, если шумят соседи?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При выявлении нарушений санитарно-эпидемиологических требований дело об административном правонарушении рассматривается Роспотребнадзором. Так, для защиты своих прав гражданину следует обратиться в территориальное Управление Роспотребнадзора по субъекту РФ (ч. 1 ст. 23.13 КоАП РФ; п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322; Информация Роспотребнадзора).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При выявлении нарушений санитарно-эпидемиологических требований дело об административном правонарушении рассматривается Роспотребнадзором. Так, для защиты своих прав гражданину следует обратиться в территориальное Управление Роспотребнадзора по субъекту РФ (ч. 1 ст. 23.13 КоАП РФ; п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322; Информация Роспотребнадзора).
Нормативные акты
Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 146
<Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров>Банк обратился в суд с заявлением о признании недействительным постановления органа Роспотребнадзора о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, за включение в кредитный договор условия, ущемляющего установленные законом права потребителей.
<Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением к банкам административной ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей при заключении кредитных договоров>Банк обратился в суд с заявлением о признании недействительным постановления органа Роспотребнадзора о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.8 КоАП РФ, за включение в кредитный договор условия, ущемляющего установленные законом права потребителей.
Приказ Роспотребнадзора от 28.01.2021 N 11
(ред. от 21.04.2025)
"Об утверждении Регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.06.2021 N 63788)обеспечивает в пределах своей компетенции рассмотрение индивидуальных и коллективных обращений граждан и организаций и запросов информации о деятельности Роспотребнадзора и подписывает ответы на них;
(ред. от 21.04.2025)
"Об утверждении Регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"
(Зарегистрировано в Минюсте России 03.06.2021 N 63788)обеспечивает в пределах своей компетенции рассмотрение индивидуальных и коллективных обращений граждан и организаций и запросов информации о деятельности Роспотребнадзора и подписывает ответы на них;
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Инструкция о порядке рассмотрения обращений граждан и объединений граждан, в том числе юридических лиц, приема граждан в Роспотребнадзоре, утверждена Приказом Роспотребнадзора от 20.01.2014 N 28. Инструкцией предусмотрено рассмотрение письменных обращений, в том числе направляемых электронно, а также устных. Согласно п. 5.1 Инструкции личный прием граждан осуществляется руководителем Роспотребнадзора, заместителями руководителя Роспотребнадзора, начальниками структурных подразделений Роспотребнадзора;
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Инструкция о порядке рассмотрения обращений граждан и объединений граждан, в том числе юридических лиц, приема граждан в Роспотребнадзоре, утверждена Приказом Роспотребнадзора от 20.01.2014 N 28. Инструкцией предусмотрено рассмотрение письменных обращений, в том числе направляемых электронно, а также устных. Согласно п. 5.1 Инструкции личный прием граждан осуществляется руководителем Роспотребнадзора, заместителями руководителя Роспотребнадзора, начальниками структурных подразделений Роспотребнадзора;
Ситуация: Куда обращаться с жалобой на банк?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Роспотребнадзор является органом государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей и рассматривает соответствующие обращения граждан, в том числе при оказании им финансовых услуг (п. п. 1, 3, 4 ст. 40, п. 1 ст. 42.3 Закона от 07.02.1992 N 2300-1; п. 1 ч. 1 ст. 57, п. 1 ч. 1 ст. 58 Закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ; п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005; п. п. 1, 5.12 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Роспотребнадзор является органом государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей и рассматривает соответствующие обращения граждан, в том числе при оказании им финансовых услуг (п. п. 1, 3, 4 ст. 40, п. 1 ст. 42.3 Закона от 07.02.1992 N 2300-1; п. 1 ч. 1 ст. 57, п. 1 ч. 1 ст. 58 Закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ; п. 2 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005; п. п. 1, 5.12 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322).
Вопрос: Разъясните порядок возврата уплаченной пассажиром провозной платы при отмене рейса. Законна ли выдача авиакомпанией сертификата на последующий полет вместо денежных средств?
("Официальный сайт Ространснадзора", 2020)На основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" информируем вас о том, что ваше обращение направлено на рассмотрение в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, как орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей.
("Официальный сайт Ространснадзора", 2020)На основании части 3 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" информируем вас о том, что ваше обращение направлено на рассмотрение в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, как орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей.
Статья: Институт административно-правовой защиты личных неимущественных прав граждан: тенденции совершенствования
(Асташкина Е.Ю., Труфанов М.Е.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Соответственно, увеличивается количество выявленных правонарушений и лиц, привлеченных к административной ответственности. Вместе с тем эффективность деятельности двух указанных служб неодинакова. Если Росздравнадзор, осуществляющий надзор за лицензируемой деятельностью, имеет более эффективные механизмы воздействия на правонарушителей (лишение лицензии), то Роспотребнадзор не во всех случаях должным образом реагирует на обращения граждан и указанные факты нарушения их неимущественных прав, зачастую отказывает в принятии мер и/или разъясняет право на обращение в суд. Так, например, наиболее распространенной формулировкой причины отказа является несоблюдение условия - заявитель должен предварительно обратиться за защитой своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены <9>. И даже в тех случаях, когда причинитель вреда уклонялся от принятия претензии или не было возможности установить адрес для направления претензии, гражданину отказывают. Это породило новый вид нарушений - нерегистрация, нерассмотрение, ненаправление Роспотребнадзором ответа на обращение гражданина <10>, который в надежде защитить права сталкивается с абсолютным бездействием компетентного органа власти. Образуется вопрос о необходимости коррекции механизма защиты личных прав граждан и порядка рассмотрения их обращений.
(Асташкина Е.Ю., Труфанов М.Е.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Соответственно, увеличивается количество выявленных правонарушений и лиц, привлеченных к административной ответственности. Вместе с тем эффективность деятельности двух указанных служб неодинакова. Если Росздравнадзор, осуществляющий надзор за лицензируемой деятельностью, имеет более эффективные механизмы воздействия на правонарушителей (лишение лицензии), то Роспотребнадзор не во всех случаях должным образом реагирует на обращения граждан и указанные факты нарушения их неимущественных прав, зачастую отказывает в принятии мер и/или разъясняет право на обращение в суд. Так, например, наиболее распространенной формулировкой причины отказа является несоблюдение условия - заявитель должен предварительно обратиться за защитой своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены <9>. И даже в тех случаях, когда причинитель вреда уклонялся от принятия претензии или не было возможности установить адрес для направления претензии, гражданину отказывают. Это породило новый вид нарушений - нерегистрация, нерассмотрение, ненаправление Роспотребнадзором ответа на обращение гражданина <10>, который в надежде защитить права сталкивается с абсолютным бездействием компетентного органа власти. Образуется вопрос о необходимости коррекции механизма защиты личных прав граждан и порядка рассмотрения их обращений.
Ситуация: Что делать, если оператор сотовой связи требует оплатить навязанные услуги?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если оператор связи не рассмотрел ваше обращение или не удовлетворил ваши требования, вы вправе обратиться с заявлением (жалобой) в территориальный орган Роспотребнадзора, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей. Роспотребнадзор на основании обращений граждан проводит контрольные (надзорные) мероприятия, в частности внеплановые проверки (ст. 2, п. п. 1, 3, 4 ст. 4 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ; п. п. 1 - 3 ст. 40, п. 1 ст. 42.3 Закона N 2300-1; п. 2 ч. 3 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 31, ч. 2 ст. 56, п. 1 ч. 1 ст. 57, п. 1 ч. 1 ст. 58 Закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ; п. п. 2, 4, 8, 22, 23 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005; п. 5.12 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если оператор связи не рассмотрел ваше обращение или не удовлетворил ваши требования, вы вправе обратиться с заявлением (жалобой) в территориальный орган Роспотребнадзора, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей. Роспотребнадзор на основании обращений граждан проводит контрольные (надзорные) мероприятия, в частности внеплановые проверки (ст. 2, п. п. 1, 3, 4 ст. 4 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ; п. п. 1 - 3 ст. 40, п. 1 ст. 42.3 Закона N 2300-1; п. 2 ч. 3 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 31, ч. 2 ст. 56, п. 1 ч. 1 ст. 57, п. 1 ч. 1 ст. 58 Закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ; п. п. 2, 4, 8, 22, 23 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005; п. 5.12 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322).
Ситуация: Как потребителю заменить автомобиль при обнаружении в нем недостатков?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если продавец не рассмотрел ваше обращение или не удовлетворил ваши требования о замене автомобиля, вы можете обратиться с заявлением (жалобой) в территориальный орган Роспотребнадзора, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей. Роспотребнадзор на основании обращений граждан проводит контрольные (надзорные) мероприятия, в частности внеплановые проверки (ст. 2, п. п. 1, 3, 4 ст. 4 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ; п. п. 1 - 3 ст. 40, п. 1 ст. 42.3 Закона N 2300-1; п. 2 ч. 3 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 31, ч. 2 ст. 56, п. 1 ч. 1 ст. 57, п. 1 ч. 1 ст. 58 Закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ; п. п. 2, 4, 8, 22, 23 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005; п. 5.12 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если продавец не рассмотрел ваше обращение или не удовлетворил ваши требования о замене автомобиля, вы можете обратиться с заявлением (жалобой) в территориальный орган Роспотребнадзора, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в области защиты прав потребителей. Роспотребнадзор на основании обращений граждан проводит контрольные (надзорные) мероприятия, в частности внеплановые проверки (ст. 2, п. п. 1, 3, 4 ст. 4 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ; п. п. 1 - 3 ст. 40, п. 1 ст. 42.3 Закона N 2300-1; п. 2 ч. 3 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 31, ч. 2 ст. 56, п. 1 ч. 1 ст. 57, п. 1 ч. 1 ст. 58 Закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ; п. п. 2, 4, 8, 22, 23 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.06.2021 N 1005; п. 5.12 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322).
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)В соответствии с регламентом гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию РФ, законодательные и иные нормативные правовые акты, выполнять поручения руководителей, соблюдать антикоррупционные требования, запреты и ограничения. Должностной регламент содержит перечень оснований для привлечения гражданского служащего к ответственности "в пределах, определенных законодательством Российской Федерации", в том числе предусматривается ответственность: за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей; за действие (бездействие), ведущее к нарушению прав и законных интересов граждан и организаций; за несвоевременное рассмотрение обращений граждан и организаций; за несвоевременное выполнение приказов и поручений и т.д. <1>.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)В соответствии с регламентом гражданский служащий обязан соблюдать Конституцию РФ, законодательные и иные нормативные правовые акты, выполнять поручения руководителей, соблюдать антикоррупционные требования, запреты и ограничения. Должностной регламент содержит перечень оснований для привлечения гражданского служащего к ответственности "в пределах, определенных законодательством Российской Федерации", в том числе предусматривается ответственность: за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей; за действие (бездействие), ведущее к нарушению прав и законных интересов граждан и организаций; за несвоевременное рассмотрение обращений граждан и организаций; за несвоевременное выполнение приказов и поручений и т.д. <1>.