Рассмотрение обращений граждан прокуратура
Подборка наиболее важных документов по запросу Рассмотрение обращений граждан прокуратура (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Решение о проведении прокурорской проверки
(КонсультантПлюс, 2025)...судом установлено, что в рассматриваемом случае по обращению гражданина прокуратурой фактически была проведена проверка в порядке пункта 2 статьи 21 Закона о прокуратуре, а именно: осуществлялся выход на объект... и обследование данного участка с привлечением специалиста... Ростехнадзора, в адрес заявителя направлялись запросы о предоставления необходимых документов и материалов... осуществлялся вызов в прокуратуру представителя и отбирались объяснения у начальника юридического отдела общества... по результатам которой было внесено представление об устранении нарушений законов, однако решения о проведении по данному обращению гражданина проверки, в том числе в отношении заявителя, прокуратурой не принималось.
(КонсультантПлюс, 2025)...судом установлено, что в рассматриваемом случае по обращению гражданина прокуратурой фактически была проведена проверка в порядке пункта 2 статьи 21 Закона о прокуратуре, а именно: осуществлялся выход на объект... и обследование данного участка с привлечением специалиста... Ростехнадзора, в адрес заявителя направлялись запросы о предоставления необходимых документов и материалов... осуществлялся вызов в прокуратуру представителя и отбирались объяснения у начальника юридического отдела общества... по результатам которой было внесено представление об устранении нарушений законов, однако решения о проведении по данному обращению гражданина проверки, в том числе в отношении заявителя, прокуратурой не принималось.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Иск прокурора в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)"...прокурор вправе обращаться в суд с иском о признании брака недействительным не в интересах наследника, а в защиту интересов Российской Федерации. Предъявление такого иска не исключает предварительного обращения лица, считающего себя наследником, в органы прокуратуры, что требует от прокурора проведения соответствующей проверки в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45.
(КонсультантПлюс, 2025)"...прокурор вправе обращаться в суд с иском о признании брака недействительным не в интересах наследника, а в защиту интересов Российской Федерации. Предъявление такого иска не исключает предварительного обращения лица, считающего себя наследником, в органы прокуратуры, что требует от прокурора проведения соответствующей проверки в соответствии с Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года N 45.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-I
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"Статья 10. Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений
Статья: Рассмотрение и разрешение прокурором жалоб и иных обращений в связи с действиями и решениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
(Никитин Е.Л.)
("Законность", 2025, N 3)Общий порядок реализации конституционного права на обращение в органы государственной власти раскрывается в положениях Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Следует учитывать, что нормы этого Закона согласно ч. 4 ст. 1 распространяют свое действие на порядок рассмотрения обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц. При этом ч. 2 ст. 1 указанного Закона предполагает возможность правовой регламентации процедур рассмотрения обращений в отдельных сферах государственного управления посредством норм федеральных конституционных законов и иных федеральных законов. Так, основы работы с жалобами и иными обращениями в органах прокуратуры Российской Федерации установлены ст. 10 Закона о прокуратуре, где определяется, что рассмотрению и разрешению подлежат заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Вопросы рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры ранее уже исследовались в научных <1> и прикладных <2> работах. Однако процедура рассмотрения и разрешения обращений в органах прокуратуры с учетом особенностей принципов и содержания некоторых видов государственной деятельности имеет серьезную специфику, что вызывает необходимость ее отдельного рассмотрения. Например, такими заслуживающими внимания особенностями обладает оперативно-розыскная деятельность (далее - ОРД). В частности, особый порядок рассмотрения и разрешения жалоб и иных обращений, поступающих в органы прокуратуры на действия и решения должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, обусловлен действием законодательно установленных специальных отраслевых принципов, к которым относятся принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Специфика рассмотрения таких обращений задается также установленным режимом секретности, действующим при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), ведением особого (секретного) делопроизводства при документировании ОРД и другими аналогичными обстоятельствами (ст. 1, 3, 12, 12.1, п. 5 ч. 1 ст. 14, ст. 15, 21 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности").
(Никитин Е.Л.)
("Законность", 2025, N 3)Общий порядок реализации конституционного права на обращение в органы государственной власти раскрывается в положениях Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Следует учитывать, что нормы этого Закона согласно ч. 4 ст. 1 распространяют свое действие на порядок рассмотрения обращений объединений граждан, в том числе юридических лиц. При этом ч. 2 ст. 1 указанного Закона предполагает возможность правовой регламентации процедур рассмотрения обращений в отдельных сферах государственного управления посредством норм федеральных конституционных законов и иных федеральных законов. Так, основы работы с жалобами и иными обращениями в органах прокуратуры Российской Федерации установлены ст. 10 Закона о прокуратуре, где определяется, что рассмотрению и разрешению подлежат заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов, в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством. Вопросы рассмотрения обращений граждан в органах прокуратуры ранее уже исследовались в научных <1> и прикладных <2> работах. Однако процедура рассмотрения и разрешения обращений в органах прокуратуры с учетом особенностей принципов и содержания некоторых видов государственной деятельности имеет серьезную специфику, что вызывает необходимость ее отдельного рассмотрения. Например, такими заслуживающими внимания особенностями обладает оперативно-розыскная деятельность (далее - ОРД). В частности, особый порядок рассмотрения и разрешения жалоб и иных обращений, поступающих в органы прокуратуры на действия и решения должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, обусловлен действием законодательно установленных специальных отраслевых принципов, к которым относятся принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств. Специфика рассмотрения таких обращений задается также установленным режимом секретности, действующим при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), ведением особого (секретного) делопроизводства при документировании ОРД и другими аналогичными обстоятельствами (ст. 1, 3, 12, 12.1, п. 5 ч. 1 ст. 14, ст. 15, 21 Федерального закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности").
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Как отмечает С.Г. Бывальцева, большую роль в обеспечении реализации права граждан на обращение и, соответственно, в контроле за порядком рассмотрения обращений граждан играет прокуратура Российской Федерации. Сами органы прокуратуры ежегодно рассматривают несколько миллионов обращений. Прокуратура как орган, осуществляющий надзор за соблюдением прав граждан, постоянно сталкивается с проблемами правового регулирования права на обращение, и особенно часто эти проблемы связаны с неурегулированностью вопросов порядка подачи и рассмотрения обращения <448>. Нарушение прав граждан на обращение, по данным прокуратуры, не является редкостью, большинство случаев касается именно нарушений сроков рассмотрения обращений <449>.
(постатейный)
(2-е издание)
(Степкин С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Как отмечает С.Г. Бывальцева, большую роль в обеспечении реализации права граждан на обращение и, соответственно, в контроле за порядком рассмотрения обращений граждан играет прокуратура Российской Федерации. Сами органы прокуратуры ежегодно рассматривают несколько миллионов обращений. Прокуратура как орган, осуществляющий надзор за соблюдением прав граждан, постоянно сталкивается с проблемами правового регулирования права на обращение, и особенно часто эти проблемы связаны с неурегулированностью вопросов порядка подачи и рассмотрения обращения <448>. Нарушение прав граждан на обращение, по данным прокуратуры, не является редкостью, большинство случаев касается именно нарушений сроков рассмотрения обращений <449>.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)При применении данной нормы необходимо учитывать положения Приказа Следственного комитета РФ от 11.10.2012 N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" (вместе с Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации), Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", Приказа МВД России от 29.08.2014 N 736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях".
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)При применении данной нормы необходимо учитывать положения Приказа Следственного комитета РФ от 11.10.2012 N 72 "Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации" (вместе с Инструкцией об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации), Приказа Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 "Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации", Приказа МВД России от 29.08.2014 N 736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях".
Ситуация: Какие категории граждан относятся к числу социально незащищенных?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Ветераны, инвалиды, несовершеннолетние, многодетные семьи и малоимущие граждане - при рассмотрении в их отношении обращений в органах прокуратуры. Таким обращениям должно уделяться повышенное внимание (п. 1.2 Указания Генпрокуратуры России от 06.03.2020 N 137/9; п. 3.8 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Ветераны, инвалиды, несовершеннолетние, многодетные семьи и малоимущие граждане - при рассмотрении в их отношении обращений в органах прокуратуры. Таким обращениям должно уделяться повышенное внимание (п. 1.2 Указания Генпрокуратуры России от 06.03.2020 N 137/9; п. 3.8 Инструкции, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45).
Статья: Проблемы правоприменения по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов прокуратуры при рассмотрении обращений
(Мирошниченко М.Н.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 5)<1> Анисимов Г.Г. О некоторых проблемах при рассмотрении обращений граждан в органах прокуратуры и вариантах совершенствования правового регулирования этих правоотношений // Законность. 2022. N 1; Мирошниченко М.Н. Проблемы обеспечения представительства и защиты органов прокуратуры в арбитражном процессе // Законность. 2018. N 11; Титов А.А. Право граждан Российской Федерации на обращение в органы государственной власти: конституционно-правовое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Орел, 2018.
(Мирошниченко М.Н.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2022, N 5)<1> Анисимов Г.Г. О некоторых проблемах при рассмотрении обращений граждан в органах прокуратуры и вариантах совершенствования правового регулирования этих правоотношений // Законность. 2022. N 1; Мирошниченко М.Н. Проблемы обеспечения представительства и защиты органов прокуратуры в арбитражном процессе // Законность. 2018. N 11; Титов А.А. Право граждан Российской Федерации на обращение в органы государственной власти: конституционно-правовое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Орел, 2018.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кроме этого, подзаконными актами некоторых государственных органов предусматривается возможность предоставления ответа на устное обращение граждан в устной форме. К примеру, согласно п. 7.8 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 N 45, ответ на обращение, принятое на личном приеме, дается в соответствии с требованиями раздела 6 данной Инструкции. Содержание устного обращения заносится в компьютерную базу данных либо в книгу регистрации приема посетителей согласно приложению. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается соответствующая запись.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Кроме этого, подзаконными актами некоторых государственных органов предусматривается возможность предоставления ответа на устное обращение граждан в устной форме. К примеру, согласно п. 7.8 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30.01.2013 N 45, ответ на обращение, принятое на личном приеме, дается в соответствии с требованиями раздела 6 данной Инструкции. Содержание устного обращения заносится в компьютерную базу данных либо в книгу регистрации приема посетителей согласно приложению. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается соответствующая запись.