Рассмотрение дела об административном правонарушении по месту жительства должностного лица
Подборка наиболее важных документов по запросу Рассмотрение дела об административном правонарушении по месту жительства должностного лица (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 29.7 "Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении" КоАП РФ"Из системного толкования статей 23.1, 28.2, 28.3, 29.1 и части 6 ст. 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что названный Кодекс не предусматривает возможности обсуждения ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, о передаче дела на рассмотрение по месту его жительства должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 29.1 "Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении" КоАП РФ"Из системного толкования статей 23.1, 28.2, 28.3, 29.1 и части 6 ст. 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что названный Кодекс не предусматривает возможности обсуждения ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, о передаче дела на рассмотрение по месту его жительства должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Соотношение административного и дисциплинарного принуждения на службе в органах внутренних дел
(Гришковец А.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Привлечение к дисциплинарной ответственности в случае совершения сотрудником органа внутренних дел административного правонарушения, за которое он несет ответственность на общих основаниях, отчасти перекликается со ст. 264 "Доведение постановления о наложении административного взыскания до сведения общественности" КоАП РСФСР 1984 года. Нормы данной статьи предусматривали, что при совершении отдельных административных правонарушений (например, по ст. 117 "Управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения" или ст. 158 "Мелкое хулиганство") орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, доводит до сведения администрации или общественной организации по месту работы, учебы или жительства нарушителя о наложенном на него взыскании. Такое сообщение имеет целью не только поставить в известность соответствующих должностных лиц и общественные организации о факте наложения взыскания за совершение административного правонарушения, но и побудить их к действиям, направленным на воспитание нарушителя, проведение с ним профилактической работы [9, с. 738].
(Гришковец А.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Привлечение к дисциплинарной ответственности в случае совершения сотрудником органа внутренних дел административного правонарушения, за которое он несет ответственность на общих основаниях, отчасти перекликается со ст. 264 "Доведение постановления о наложении административного взыскания до сведения общественности" КоАП РСФСР 1984 года. Нормы данной статьи предусматривали, что при совершении отдельных административных правонарушений (например, по ст. 117 "Управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения" или ст. 158 "Мелкое хулиганство") орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, доводит до сведения администрации или общественной организации по месту работы, учебы или жительства нарушителя о наложенном на него взыскании. Такое сообщение имеет целью не только поставить в известность соответствующих должностных лиц и общественные организации о факте наложения взыскания за совершение административного правонарушения, но и побудить их к действиям, направленным на воспитание нарушителя, проведение с ним профилактической работы [9, с. 738].
Статья: Длящееся административное правонарушение
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ).
Нормативные акты
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года"
(утв. Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 25.03.2009, от 04.03.2009)
(Извлечение)Из системного толкования ст. 23.1, 28.2, 28.3, 29.1 и ч. 6 ст. 29.7 КоАП РФ следует, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности обсуждения ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, о передаче дела на рассмотрение по месту его жительства должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении.
(утв. Постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 25.03.2009, от 04.03.2009)
(Извлечение)Из системного толкования ст. 23.1, 28.2, 28.3, 29.1 и ч. 6 ст. 29.7 КоАП РФ следует, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает возможности обсуждения ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, о передаче дела на рассмотрение по месту его жительства должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении.
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009)
(Извлечение)Вопрос 9: В каких случаях судья (должностное лицо) может отказать лицу в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства привлекаемого к административной ответственности лица?
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009)
(Извлечение)Вопрос 9: В каких случаях судья (должностное лицо) может отказать лицу в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства привлекаемого к административной ответственности лица?
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Специальная территориальная подсудность предусмотрена в трех случаях: 1) по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних, которые всегда рассматриваются по месту их жительства (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ); 2) по делам об административных правонарушениях, по которым производство осуществлялось в форме административного расследования. Такие дела рассматриваются по месту нахождения органа, проводившего расследование (ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ). При этом если место нахождения должностного лица, проводившего расследование, не совпадает с местом нахождения органа, от имени которого оно проводилось (например, расследование проводилось должностным лицом структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти, который находится в одном районе населенного пункта, а сам территориальный орган - в другом районе этого населенного пункта или в другом населенном пункте), то дело подлежит рассмотрению по месту фактического нахождения соответствующего должностного лица <1>. В этом смысле формулировка ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ представляется не совсем удачной. В ней явно не хватает указания на то, что дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, должностного лица, проводивших административное расследование.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Специальная территориальная подсудность предусмотрена в трех случаях: 1) по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних, которые всегда рассматриваются по месту их жительства (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ); 2) по делам об административных правонарушениях, по которым производство осуществлялось в форме административного расследования. Такие дела рассматриваются по месту нахождения органа, проводившего расследование (ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ). При этом если место нахождения должностного лица, проводившего расследование, не совпадает с местом нахождения органа, от имени которого оно проводилось (например, расследование проводилось должностным лицом структурного подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти, который находится в одном районе населенного пункта, а сам территориальный орган - в другом районе этого населенного пункта или в другом населенном пункте), то дело подлежит рассмотрению по месту фактического нахождения соответствующего должностного лица <1>. В этом смысле формулировка ч. 2 ст. 29.5 КоАП РФ представляется не совсем удачной. В ней явно не хватает указания на то, что дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, должностного лица, проводивших административное расследование.
Статья: Механизм функционирования института административно-судебной юрисдикции
(Петрова В.Т.)
("Российский судья", 2023, N 11)Перейдем к рассмотрению производства по делу об административном правонарушении, которое начинается с возбуждения дела на основании протокола, который направляется в суд или в орган, уполномоченный на рассмотрение данного дела. Затем, если протокол поступил в суд, судья проверяет правильность составления протокола, извещение лиц, наличие ходатайств и отводов, иные обстоятельства. Если протокол об административном правонарушении составлен неверно, он подлежит возвращению должностному лицу, его составившему, которое не может обжаловать возврат (не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу). Если препятствий для проведения заседания не имеется, то выносится определение о дате и месте рассмотрения дела. Дело рассматривается по месту его совершения или по месту жительства нарушителя, также может проводиться по месту органа, который проводил расследование. Дело об административном правонарушении рассматривается 2 месяца, по необходимости срок может быть продлен, по некоторым категориям дел имеются сокращенные сроки рассмотрения. В ходе рассмотрения дела объявляется, какое дело рассматривается, кто его рассматривает, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности, проверяется явка, разъясняются права и обязанности, рассматриваются ходатайства и отводы, оглашается протокол об административном правонарушении, заслушиваются объяснения, заключение прокурора (в случае его присутствия) и выносится постановление по делу либо о назначении наказания, либо о прекращении производства по делу. К тому же при отсутствии спора судья вправе одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Суд может изменить статью КоАП РФ, по которой лицо привлекается к административной ответственности, если назначаемое наказание не ухудшит положение привлекаемого лица, при малозначительности правонарушения вправе освободить его от административной ответственности и ограничиться устным замечанием <12>. Постановление может быть обжаловано в вышестоящий суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления по делу. По большинству дел жалоба рассматривается в течение 10 дней. Суд рассматривает законность и обоснованность вынесенного постановления и принимает решение, которое также может быть обжаловано. Постановление вступает в силу после истечения срока на обжалование или после вынесения решения по жалобе. Постановление также может быть опротестовано прокурором <13>. Сроки рассмотрения жалобы аналогичны срокам рассмотрения дела об административном правонарушении. По результатам проверки жалобы выносится решение, которое может быть обжаловано или опротестовано прокурором в кассационные суды общей юрисдикции и ВС РФ. Вступившие в законную силу решения арбитражных судов обжалуются в ВС РФ в порядке надзора, если исчерпаны иные способы обжалования. Жалоба подается в уполномоченный суд, постановление по ней выносится не позднее 2 месяцев без проведения заседания (предусмотрены и сокращенные сроки).
(Петрова В.Т.)
("Российский судья", 2023, N 11)Перейдем к рассмотрению производства по делу об административном правонарушении, которое начинается с возбуждения дела на основании протокола, который направляется в суд или в орган, уполномоченный на рассмотрение данного дела. Затем, если протокол поступил в суд, судья проверяет правильность составления протокола, извещение лиц, наличие ходатайств и отводов, иные обстоятельства. Если протокол об административном правонарушении составлен неверно, он подлежит возвращению должностному лицу, его составившему, которое не может обжаловать возврат (не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу). Если препятствий для проведения заседания не имеется, то выносится определение о дате и месте рассмотрения дела. Дело рассматривается по месту его совершения или по месту жительства нарушителя, также может проводиться по месту органа, который проводил расследование. Дело об административном правонарушении рассматривается 2 месяца, по необходимости срок может быть продлен, по некоторым категориям дел имеются сокращенные сроки рассмотрения. В ходе рассмотрения дела объявляется, какое дело рассматривается, кто его рассматривает, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности, проверяется явка, разъясняются права и обязанности, рассматриваются ходатайства и отводы, оглашается протокол об административном правонарушении, заслушиваются объяснения, заключение прокурора (в случае его присутствия) и выносится постановление по делу либо о назначении наказания, либо о прекращении производства по делу. К тому же при отсутствии спора судья вправе одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Суд может изменить статью КоАП РФ, по которой лицо привлекается к административной ответственности, если назначаемое наказание не ухудшит положение привлекаемого лица, при малозначительности правонарушения вправе освободить его от административной ответственности и ограничиться устным замечанием <12>. Постановление может быть обжаловано в вышестоящий суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления по делу. По большинству дел жалоба рассматривается в течение 10 дней. Суд рассматривает законность и обоснованность вынесенного постановления и принимает решение, которое также может быть обжаловано. Постановление вступает в силу после истечения срока на обжалование или после вынесения решения по жалобе. Постановление также может быть опротестовано прокурором <13>. Сроки рассмотрения жалобы аналогичны срокам рассмотрения дела об административном правонарушении. По результатам проверки жалобы выносится решение, которое может быть обжаловано или опротестовано прокурором в кассационные суды общей юрисдикции и ВС РФ. Вступившие в законную силу решения арбитражных судов обжалуются в ВС РФ в порядке надзора, если исчерпаны иные способы обжалования. Жалоба подается в уполномоченный суд, постановление по ней выносится не позднее 2 месяцев без проведения заседания (предусмотрены и сокращенные сроки).
Статья: Привод как иная мера уголовно-процессуального принуждения. Комментарий к статье 113 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)А вот к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ (невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении), его привлечь нельзя. Действия такого свидетеля, выразившиеся в отказе получать повестку о явке, например на допрос к следователю, "доставленную ему при выезде по месту проживания, а также в отказе получать заказное письмо при вручении его почтальоном, и неявке" его "по повестке на допрос, сами по себе не образуют состав рассматриваемого административного правонарушения, поскольку приведенными выше уголовно-процессуальным нормами установлена специальная ответственность в случае неявки свидетеля на допрос без уважительных причин" <28>.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)А вот к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ (невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении), его привлечь нельзя. Действия такого свидетеля, выразившиеся в отказе получать повестку о явке, например на допрос к следователю, "доставленную ему при выезде по месту проживания, а также в отказе получать заказное письмо при вручении его почтальоном, и неявке" его "по повестке на допрос, сами по себе не образуют состав рассматриваемого административного правонарушения, поскольку приведенными выше уголовно-процессуальным нормами установлена специальная ответственность в случае неявки свидетеля на допрос без уважительных причин" <28>.
Готовое решение: Как исчисляется срок давности привлечения к административной ответственности и какие последствия истечения этого срока
(КонсультантПлюс, 2025)если удовлетворено ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица. В этом случае исчисление срока давности приостанавливается с момента удовлетворения ходатайства и возобновляется с момента поступления материалов в орган, должностному лицу или судье, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу (ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)если удовлетворено ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица. В этом случае исчисление срока давности приостанавливается с момента удовлетворения ходатайства и возобновляется с момента поступления материалов в орган, должностному лицу или судье, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу (ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ);
Статья: Порядок определения подсудности дел об административных правонарушениях
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Общая подсудность может быть изменена. Так, по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица (ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Общая подсудность может быть изменена. Так, по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица (ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ).
Статья: Реализация административной ответственности лиц, не зарегистрированных по месту жительства (пребывания)
(Глуздак Г.Н.)
("Законность", 2024, N 8)Обозначенная проблема может быть преодолена посредством дополнения КоАП положениями, допускающими возможность возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении лица, которое не зарегистрировано по месту жительства (пребывания) на территории Российской Федерации и место нахождения которого неизвестно, в отсутствие такого лица без его извещения.
(Глуздак Г.Н.)
("Законность", 2024, N 8)Обозначенная проблема может быть преодолена посредством дополнения КоАП положениями, допускающими возможность возбуждения и рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении лица, которое не зарегистрировано по месту жительства (пребывания) на территории Российской Федерации и место нахождения которого неизвестно, в отсутствие такого лица без его извещения.
Статья: Административная ответственность как вид юридической ответственности: современная военно-судебная практика
(Заказнова А.Н., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 12)Согласно ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ в случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
(Заказнова А.Н., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 12)Согласно ч. 5 ст. 4.5 КоАП РФ в случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Статья: Прекращение судами дел об административных правонарушениях, возбужденных прокурором
(Крапивина Ю.П.)
("Законность", 2021, N 8)При этом в случае направления заявления о привлечении лица к административной ответственности в арбитражный суд прокурорам необходимо учитывать, что арбитражные суды активно применяют положения гл. 29 АПК, устанавливающие упрощенный порядок рассмотрения дел, предусматривающий их рассмотрение без вызова сторон.
(Крапивина Ю.П.)
("Законность", 2021, N 8)При этом в случае направления заявления о привлечении лица к административной ответственности в арбитражный суд прокурорам необходимо учитывать, что арбитражные суды активно применяют положения гл. 29 АПК, устанавливающие упрощенный порядок рассмотрения дел, предусматривающий их рассмотрение без вызова сторон.