Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Рассмотрение дел о нарушении антимонопольного законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Обстоятельства, смягчающие административную ответственность (практика арбитражных судов)
(КонсультантПлюс, 2025)"...Заявитель указывает на наличие смягчающих обстоятельств, на содействие при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
(КонсультантПлюс, 2025)"...Заявитель указывает на наличие смягчающих обстоятельств, на содействие при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Права госслужащего. Служебная проверка. Конфликт интересов
(КонсультантПлюс, 2025)"...[УФАС - ред.] издало приказ... которым возбудило дело... и создало комиссию по рассмотрению дела... о нарушении антимонопольного законодательства. Председателем указанной комиссии определена Л. ...(заместитель руководителя УФАС... - начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы).
(КонсультантПлюс, 2025)"...[УФАС - ред.] издало приказ... которым возбудило дело... и создало комиссию по рассмотрению дела... о нарушении антимонопольного законодательства. Председателем указанной комиссии определена Л. ...(заместитель руководителя УФАС... - начальник отдела антимонопольного законодательства и рекламы).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Процедуры в конкурентном праве: учебное пособие"
(отв. ред. С.А. Пузыревский)
("Проспект", 2019)Глава 3. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ, МАТЕРИАЛОВ, ДЕЛ
(отв. ред. С.А. Пузыревский)
("Проспект", 2019)Глава 3. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ, МАТЕРИАЛОВ, ДЕЛ
Вопрос: Обязана ли комиссия по делу о нарушении антимонопольного законодательства принять решение о рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства путем использования систем видео-конференц-связи при поступлении ходатайства лица, участвующего в деле?
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
("Официальный сайт ФАС России", 2024)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2024
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава 9. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О НАРУШЕНИИ
(ред. от 24.06.2025)
"О защите конкуренции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава 9. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О НАРУШЕНИИ
Приказ ФАС России от 25.05.2012 N 339
(ред. от 16.02.2016)
"Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.08.2012 N 25125)Зарегистрировано в Минюсте России 7 августа 2012 г. N 25125
(ред. от 16.02.2016)
"Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 07.08.2012 N 25125)Зарегистрировано в Минюсте России 7 августа 2012 г. N 25125
"Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации о применении судами антимонопольного законодательства: научно-практический комментарий"
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)§ 82. О применении общих и специальных правил рассмотрения
(Башлаков-Николаев И.В., Максимов С.В.)
("Проспект", 2022)§ 82. О применении общих и специальных правил рассмотрения
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> Критерием отнесения положения хозяйствующего субъекта к доминирующему выступает рыночная доля. В соответствии с данным подходом законодателем признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара: превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим; составляет менее 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> Критерием отнесения положения хозяйствующего субъекта к доминирующему выступает рыночная доля. В соответствии с данным подходом законодателем признается доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара: превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим; составляет менее 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.
Интервью: Российский антитраст ищет себя
("Закон", 2024, N 7)- Есть точка зрения, что рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства представляет собой квазиюрисдикционный процесс. Он похож на судебный, имеет многие схожие элементы, такие как право на защиту, право на ознакомление с материалами дела, право подавать ходатайства, делать заявления, представлять доказательства. Но в то же время совмещение властных полномочий государственным органом, который проводит разбирательство, создает неравные условия по доказыванию своей позиции. Это состязание неоткрытое. Бывает, впрочем, что и в судебном процессе стороны тоже до определенного момента придерживают свои карты и позиции.
("Закон", 2024, N 7)- Есть точка зрения, что рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства представляет собой квазиюрисдикционный процесс. Он похож на судебный, имеет многие схожие элементы, такие как право на защиту, право на ознакомление с материалами дела, право подавать ходатайства, делать заявления, представлять доказательства. Но в то же время совмещение властных полномочий государственным органом, который проводит разбирательство, создает неравные условия по доказыванию своей позиции. Это состязание неоткрытое. Бывает, впрочем, что и в судебном процессе стороны тоже до определенного момента придерживают свои карты и позиции.
"Обзоры судебной практики за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2024 г., представленные в Классификаторе постановлений президиума Суда по интеллектуальным правам"
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Очевидно, что к таким лицам относятся те лица, которые принимали участие в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства (заявитель, лица, привлеченные в качестве заинтересованных лиц), а также правопреемники таких лиц.
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Очевидно, что к таким лицам относятся те лица, которые принимали участие в рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства (заявитель, лица, привлеченные в качестве заинтересованных лиц), а также правопреемники таких лиц.
Статья: Правовая определенность: обязанность по исполнению предписания антимонопольного органа и возможность приостановления его действия
(Павлухина О.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, Специальный выпуск)Предписания, выдаваемые антимонопольным органом как по результатам рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, так и по результатам рассмотрения жалоб при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в безусловном и императивном порядке должны подлежать исполнению лицами, в чей адрес они выданы.
(Павлухина О.А.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2022, Специальный выпуск)Предписания, выдаваемые антимонопольным органом как по результатам рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, так и по результатам рассмотрения жалоб при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в безусловном и императивном порядке должны подлежать исполнению лицами, в чей адрес они выданы.
Статья: К вопросу об исковой давности в делах с участием публичных образований
(Михайлова Е.В.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)<15> Конституционный Суд РФ также указал, что "в силу правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации относительно института исковой давности, давности взыскания налоговых санкций и давности привлечения к административной и уголовной ответственности, целью установления соответствующих сроков давности является как обеспечение эффективности реализации публичных функций, стабильности правопорядка и рациональной организации деятельности правоприменителя, так и сохранение необходимой стабильности правовых отношений и гарантирование конституционных прав лица, совершившего деяние, влекущее для него соответствующие правовые последствия, поскольку никто не может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределенный или слишком длительный срок. Наличие сроков, в течение которых для лица во взаимоотношениях с государством могут наступить неблагоприятные последствия, представляет собой необходимое условие применения этих последствий. Между тем ни Федеральным законом "О защите конкуренции", ни ранее действовавшим Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (и принятыми на его основе и утвержденными Приказом Федеральной антимонопольной службы от 2 февраля 2005 года N 12 Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства) вопрос о сроках давности привлечения к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства непосредственно не урегулирован" (Постановление Конституционного Суда РФ от 24 июня 2009 г. N 11-П).
(Михайлова Е.В.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)<15> Конституционный Суд РФ также указал, что "в силу правовых позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации относительно института исковой давности, давности взыскания налоговых санкций и давности привлечения к административной и уголовной ответственности, целью установления соответствующих сроков давности является как обеспечение эффективности реализации публичных функций, стабильности правопорядка и рациональной организации деятельности правоприменителя, так и сохранение необходимой стабильности правовых отношений и гарантирование конституционных прав лица, совершившего деяние, влекущее для него соответствующие правовые последствия, поскольку никто не может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределенный или слишком длительный срок. Наличие сроков, в течение которых для лица во взаимоотношениях с государством могут наступить неблагоприятные последствия, представляет собой необходимое условие применения этих последствий. Между тем ни Федеральным законом "О защите конкуренции", ни ранее действовавшим Законом РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (и принятыми на его основе и утвержденными Приказом Федеральной антимонопольной службы от 2 февраля 2005 года N 12 Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства) вопрос о сроках давности привлечения к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства непосредственно не урегулирован" (Постановление Конституционного Суда РФ от 24 июня 2009 г. N 11-П).
Статья: Правовая природа института добровольных обязательств
(Румянцева Е.М.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 4)Сегодня у большинства антимонопольных органов в зарубежных юрисдикциях есть третий вариант при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства (кроме картелей): они могут принять добровольные обязательства, предложенные ответчиком, для устранения признаков нарушения, которые были выявлены антимонопольным органом. Наибольшее распространение такой подход получил в делах о злоупотреблении доминирующим положением.
(Румянцева Е.М.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 4)Сегодня у большинства антимонопольных органов в зарубежных юрисдикциях есть третий вариант при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства (кроме картелей): они могут принять добровольные обязательства, предложенные ответчиком, для устранения признаков нарушения, которые были выявлены антимонопольным органом. Наибольшее распространение такой подход получил в делах о злоупотреблении доминирующим положением.
Готовое решение: Каким способом провести процедуру закупки заказчику по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)возбуждение ФАС России дела о нарушении антимонопольного законодательства, в частности ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ. Это возможно, например, в случае поступления в антимонопольную службу информации о таком нарушении или выявления такой информации ведомством самостоятельно (ч. 2 ст. 39 Закона N 135-ФЗ). По итогам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства ФАС России может вынести предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в том числе о внесении соответствующих изменений в положение о закупке (ч. 1 ст. 50 Закона N 135-ФЗ, Письмо ФАС России от 21.08.2024 N МШ/75011/24);
(КонсультантПлюс, 2025)возбуждение ФАС России дела о нарушении антимонопольного законодательства, в частности ч. 1 ст. 17 Закона N 135-ФЗ. Это возможно, например, в случае поступления в антимонопольную службу информации о таком нарушении или выявления такой информации ведомством самостоятельно (ч. 2 ст. 39 Закона N 135-ФЗ). По итогам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства ФАС России может вынести предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в том числе о внесении соответствующих изменений в положение о закупке (ч. 1 ст. 50 Закона N 135-ФЗ, Письмо ФАС России от 21.08.2024 N МШ/75011/24);